Развитие памяти ребенка в младшем школьном возрасте курсовая

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1. Подходы к исследованию памяти в психологии 5
2. Виды и процессы памяти 12
II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
III. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение
Успешность обучения ребенка в школе на настоящий момент напрямую зависит от развития памяти. В.А. Петровский, В.В. Давыдов и другие указывали, что период детства является возрастом первоначального развития познавательных процессов, обеспечивающих эффективность обучения и успешность в деятельности. Например, Л.С. Выготский писал о том, что «память в детском возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции…мышление ребенка во многом определяется его памятью… мыслить для ребенка – значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения».
По мнению Ж. Пиаже, важнейшей предпосылкой полноценного развития мышления и речи является развитие сенсорики и памяти ребенка. Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская, в свою очередь, утверждают, что степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, а уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.
Изучением важных особенностей развития памяти занимались многие психологи и педагоги разного времени. Значительных результатов в изучении памяти добились ученые XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие достаточный эмпирический материал, предоставивший возможность определить целый ряд базовых терминов в теории развития памяти. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими отечественными специалистами в этой области.
Несмотря на то, что память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии, на данный момент сохраняется много аспектов, требующих дальнейшего изучения, в том числе в связи с информатизацией общества, повышением роли интерактивных технологий. Актуальными также являются вопросы функционирования памяти в процессе обучения и развития ребенка, особенно младшего школьного возраста. Предположительно, память младших школьников может развиваться по-разному в зависимости от использования в школе новых информационных технологий.
Школьное обучение предлагает для запоминания и осмысления большой объем материала, в связи с чем встает вопрос о поиске необходимых средств и методов, способных повысить эффективность усвоения знаний и представлений.
Цель: На основе теоретического анализа изучить особенности развития памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития памяти.
Предмет исследования: развитие памяти у детей младшего школьного возраста.
Теоретические задачи исследования:
1. Изучить понятие и исследования памяти в психологии.
2. Выделить особенности памяти младших школьников.
3. Определить методы и средства развития памяти у детей младшего школьного возраста
Методологические основы исследования: исследования памяти в работах Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Р. Лурии, А.А. Смирнова и других авторов.
Методы и методики исследования: в работе использовался комплекс теоретических методов.
Практическая значимость: определены методы и средства по развитию памяти и воображения у разных групп младших школьников, которые могут быть применимы психологами, педагогами и родителями в образовательной практике.
Список литературы
1. Агафонов, А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ / А.Ю. Агафонов // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 6. – С. 26-37.
2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М. К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
3. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С.517-546.
4. Блонский П.П. Память и мышление. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
5. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С.380-389.
6. Всё о младшем школьнике [Текст] / Под редакцией А.М. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 146 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2014. – 618 с.
8. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2013. – 1008 с.
9. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Под ред. Давыдова В. В., Репкина В. В. — Томск, 2007. – 220 с.
10. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич – М.: Высшая школа, 2008.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Логос, 2013. – 384 с.
12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Москва: Директмедиа Паблишинг, 2010. — 717с.
13. Изака Д.Я. Некоторые особенности памяти и внимания у 6-10 летних детей с разным уровнем развития // Сравнительная динамика развития детей. — Рига, 2006. — С. 36-48.
14. Ипполитов Ф.В. Память и ее воспитание // Память школьника. – М.: Интер, 2009. – 112 с.
15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 374 с.
16. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005.- 123с.
17. Лысенко Е.Е. Компьютерная игра с точки зрения психолога // Микропроцессор, средства и системы. 1999. -№3. — С.15-16.
18. Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Патрина, К.Л. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] – Доступ свободный: https://eknigi.org/psihologija/110841-psixologiya-mladshego-shkolnika.html
19. Марютина Т.М. О связи свойств памяти и успеваемости у учащихся вторых классов / Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова, Н.В. Гавриш // Вопр. психологии. 2008. — №3.- С.34-39.
20. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. — 192с.
21. Мухина, В.С. Детская психология возраста [Электронный ресурс] – Доступ свободный: https://www.twirpx.com/file/449664/
22. Найн, А. Я. Актуальные проблемы воспитания школьников : монография [Текст] / А.Я. Найн, О.Л. Карпова. – Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2010. – 278 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн.1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2001. – 516 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
25. Сборник программ: Работаем по новым стандартам. Авт.-состав. С.В. Третьякова[Текст] / С.В. Третьякова – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
26. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90» // Интернет-ресурс https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_simernickaya/~psy_simernickaya.htm
27. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание [Текст] / И.Н. Скрипкин. — Липецк, 2010. — 245с.
28. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Психология памяти: Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. –М., 2009. – С. 476-486.
29. Современный психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб.: Питер, 2007. – 686 с.
30. Уикенс К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы / Под ред. А.И. Назарова// Человеческий фактор. М.: Мир, 2001. -Т.1.-С. 206-267.
31. Чайнова Л.Д. Система показателей функционального комфорта в игровой деятельности с компьютером // Компьютерно игровой комплекс в народном образовании: Материалы второго Всесоюз. семинара — М., Сочи, 2000. — С. 1921.
32. Чайнова Л.Д. Компьютер для детей: психологические проблемы безопасности/Л. Д. Чайнова, Ю.М Горвиц И Психолог. Журн. — 2004. — №4. -С. 24-27
33. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2007. — С. 49-96.
34. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Общий объем: 33
Год: 2018
Источник
Ïîíÿòèå è âèäû ïàìÿòè, ñïåöèôèêà åå ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Èññëåäîâàíèå äèíàìèêè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå íà ïðèìåðå ó÷àùèõñÿ òðåòüåãî êëàññà.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 22.08.2017 |
Ðàçìåð ôàéëà | 79,9 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ
ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÍÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
ÂÎËÃÎÃÐÀÄÑÊÈÉÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
íà òåìó:
«Ðàçâèòèå ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå»
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì
- 1.1 Ïîíÿòèå è âèäû ïàìÿòè
- 1.2 Ñïåöèôèêà ðàçâèòèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
- Âûâîä ïî ãëàâå 1
- Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ
- 2.1 Ìåòîäû äèàãíîñòèêè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ
- 2.2 Ìåòîäû ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ
- 2.3 Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
- Âûâîä ïî ãëàâå 2
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
- Ïðèëîæåíèÿ
Èìÿ | Ìåòîäèêà 1 | Ìåòîäèêà 2 | Ìåòîäèêà 3 | Îáùèé áàëë | |
1 | Èðà | 8 | 9 | 9 | 26 |
2 | Ìàøà | 7 | 7 | 7 | 21 |
3 | Ñàøà | 6 | 5 | 5 | 16 |
4 | Äèìà | 4 | 3 | 4 | 11 |
5 | Ñâåòà | 3 | 4 | 4 | 11 |
6 | Îëÿ | 7 | 7 | 7 | 21 |
7 | Êàòÿ | 7 | 7 | 7 | 21 |
8 | Íàòàøà | 9 | 10 | 10 | 29 |
9 | Ñåðãåé | 7 | 7 | 7 | 21 |
10 | Ðóñëàí | 5 | 5 | 3 | 13 |
 õîäå èññëåäîâàíèÿ áûë îöåíåí óðîâåíü ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó ó÷àùèõñÿ ïåðâîãî êëàññà, êîòîðûé îêàçàëñÿ äîâîëüíî ðàçëè÷íûì ó ìíîãèõ ó÷àùèõñÿ. Îäíàêî, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ çàäàíèÿ ìíîãèì ó÷àùèìñÿ òðåáîâàëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî âðåìåíè äëÿ çàïîìèíàíèÿ ìàòåðèàëà, îáúåì èõ ïàìÿòè áûë íåçíà÷èòåëüíûì.
¹ | Èìÿ | Ìåòîäèêà 1 | Ìåòîäèêà 2 | Ìåòîäèêà 3 | Îáùèé áàëë |
1 | Èðà | 10 | 10 | 12 | 32 |
2 | Ìàøà | 9 | 9 | 10 | 28 |
3 | Ñàøà | 9 | 9 | 9 | 27 |
4 | Äèìà | 8 | 8 | 8 | 24 |
5 | Ñâåòà | 7 | 7 | 7 | 21 |
6 | Îëÿ | 8 | 8 | 10 | 26 |
7 | Êàòÿ | 8 | 8 | 9 | 25 |
8 | Íàòàøà | 10 | 10 | 12 | 32 |
9 | Ñåðãåé | 8 | 8 | 8 | 24 |
10 | Ðóñëàí | 7 | 7 | 7 | 21 |
Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà íà÷èíàåò äîìèíèðîâàòü ñìûñëîâàÿ ïàìÿòü, óâåëè÷èâàåòñÿ îáúåì ïàìÿòè è ñîêðàùàåòñÿ âðåìÿ çàïîìèíàíèÿ ìàòåðèàëà.
ðàçâèòèå ïàìÿòü ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Èçó÷åíèå ïàìÿòè êàê ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà â îáùåé ïñèõîëîãèè. Òåîðèè ïàìÿòè, õàðàêòåðèñòèêà åå ïðîöåññîâ. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïðèåìû è ñïîñîáû ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè çàïîìèíàíèÿ ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [53,5 K], äîáàâëåí 01.05.2010
Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà è âèäû ïàìÿòè, ìåòîäû åå ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ïàìÿòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Äèàãíîñòèêà ïàìÿòè, îðãàíèçàöèÿ è àíàëèç ðåçóëüòàòîâ îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ ïàìÿòè ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [360,4 K], äîáàâëåí 10.11.2010
Ïîíÿòèå, ñïåöèôèêà è ðàçâèòèå âíèìàíèÿ è âîñïðèÿòèÿ, ïàìÿòè è ìûøëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ è ðå÷è â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Õàðàêòåðèñòèêà ãëàâíûõ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ïàìÿòè è ìûøëåíèÿ êàê âåäóùèõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [353,3 K], äîáàâëåí 28.02.2016
Ïîíÿòèå è âèäû ïàìÿòè. Îñíîâíûå òåîðèè ïàìÿòè. Ñïåöèôèêà åå ôîðìèðîâàíèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïðèåìû è ñïîñîáû ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè çàïîìèíàíèÿ ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà. Ðàçðàáîòêà ìåòîäèêè óëó÷øåíèÿ ïàìÿòè øêîëüíèêîâ íà ïðèìåðå ÌÁÎÓ «Ãèìíàçèÿ ¹85».
êóðñîâàÿ ðàáîòà [788,2 K], äîáàâëåí 11.06.2014
Çàïîìèíàíèå îáðàçîâ, ñëîâ. Ïàìÿòü êàê ïîçíàâàòåëüíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ. Âèäû ïàìÿòè è èõ îñîáåííîñòè. Ðàöèîíàëüíûå ïðèåìû çàïîìèíàíèÿ. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçâèòèå ñìûñëîâîé ïàìÿòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [53,7 K], äîáàâëåí 13.05.2013
Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé è ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè ïñèõîäèàãíîñòèêè è êîððåêöèîííîé ïðîãðàììû ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Èññëåäîâàíèå ïàìÿòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [4,0 M], äîáàâëåí 12.06.2010
Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé ñïîñîáíîñòü è îäàðåííîñòü, ïðîÿâëåíèå ýòèõ êà÷åñòâ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Öåëè è ñïîñîáû âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè ó ó÷åíèêîâ ìëàäøèõ êëàññîâ. Ðîëü ó÷èòåëÿ â ðàçâèòèè äåòåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [470,3 K], äîáàâëåí 23.11.2010
Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå, îñîáåííîñòè ñîçíàòåëüíîé äèñöèïëèíû â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, ñïåöèôèêà äàííîãî ïðîöåññà, ïðèíöèïû è ýòàïû åãî ðåàëèçàöèè, òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû. Ðàçðàáîòêà ñîîòâåòñòâóþùåé ïðîãðàììû è îöåíêà åå ýôôåêòèâíîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,1 K], äîáàâëåí 30.07.2014
Ïðîáëåìà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ñîäåðæàíèå ñèñòåìû òâîð÷åñêèõ çàäàíèé. Ïðîãðàììà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
ðåôåðàò [33,1 K], äîáàâëåí 10.06.2014
Îñíîâíûå òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ñòèëåé âîñïèòàíèÿ â ðàçíûõ æèçíåííûõ ïåðèîäàõ â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ñðàâíåíèå âîñïèòàòåëüíûõ ìåòîäîâ â ìîëîäîé è â çðåëîé ñåìüå.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [95,3 K], äîáàâëåí 14.08.2017
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
метки: Младший, Школьник, Материал, Запоминание, Развитие, Обучение, Психология, Ребенок
Содержание
I.Введение 3
II.Общие понятия о памяти 6
II-1.Функции памяти 8
II-2.Физиологические механизмы памяти 9
II-3.Виды памяти 12
II-4.Процессы памяти 17
II-5.Индивидальные особенности памяти 19
II-6.Развитие памяти в младшем школьном возрасте 21
II-7.Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного 26
материала в младшем школьном возрасте
III.Практическая работа 30
IV.Заключение 39
V. Список литературы 40
VI. Приложение
I.Введение
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. Младшие школьники быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Ученики часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, без попыток передать его содержание своими словами. В учебнике «Психология», автором которого является Крутецкий, об этом так написано: «Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, младшие школьники еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. В-третьих, младшие школьники еще плохо владеют речью, им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами».
Исследователь А.А. Смирнов и его сотрудники отмечают, что многие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Они указывают на то, что способность к запоминанию и воспроизведению смысла, мыслей, доказательств логических форм и рассуждений — приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Поэтому учитель обязан всемерно стимулировать развитие памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминание, излагать своими словами, сохраняя основное содержание.
4 стр., 1709 слов
Изучение видов памяти младших школьников
Изучение видов памяти младших школьников Содержание Введение 3 Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6 1.1.Исследование видов памяти в психолого … этой цели. В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его …
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день существует необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.
Изучая данную тему, следует учитывать, что эта тема ранее анализировалась
у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете. Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
Объект исследования: познавательный процесс — память
Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
Цель работы: изучить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
24 стр., 11851 слов
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В ее истории можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике. За время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило …
Поставленная цель определяет решение следующих конкретных задач:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2.Разработать методики изучения памяти у младших школьников
3.Разработать систему дидактических игр и упражнений для повышения эффективности памяти у младших школьников.
Гипотеза исследования:
«Если изучить особенности развития памяти младшего школьника и разработать методики повышения эффективности, то можно изменить уровень развития памяти у младших школьников».
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы, обобщение, выделение конкретных методик, выделение экспериментов для диагностики.
2.Практические: диагностика, анализ диагностики, конкретные методики, использованные на уроке.
В ходе данной работы необходимо изучить проблему использования эффективных приемов и способов в развитии памяти у детей младшего школьного возраста.
II.Общие понятия о памяти.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»).
По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский).Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII — XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получено развитие представления об ассоциациях и их роли в процессах памяти. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ — исследование Геллета (1909), проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном.Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И. Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания — произвольного и непроизвольного — у испытуемых разного возраста. Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Изучению индивидуальных различий в запоминании посвящено большое число работ, обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа (1913), И.С. Продановой, в обобщающих трудах Уипма (1913), С.А.Рубинштейна (1940), Мак Пича и Аарона (1952), Хавланда (1951).
9 стр., 4326 слов
Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельностиОсобенности памяти младших школьников Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему …
Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в XXI веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в XVI веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений. Например, в словаре Уэбсерта дано два взаимодополняющих определения памяти:
1)Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.
2 стр., 658 слов
ТЕМА 9.4. ПАМЯТЬ. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 9.3. ВНИМАНИЕ Внимание- Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Объем внимания — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение …
2)Сумма усвоенной и сохраненной информации.
М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности. Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах — нервных клетках).
А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. С.И. Крутецкий дал следующее определение: «память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации». Л.Д.Cтоляренко определил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Значение памяти в жизни и деятельности людей огромно. Память — основа всякого научения. Если бы человек забывал все, что он воспринимал, переживал и делал, его психическое развитие было бы невозможно. Когда ребенок рождается, он ничего не знает и ничего не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окружающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с работой памяти. Память — необходимая предпосылка любой творческой деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации.
II -1.
Информационная — с помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Информацией можно назвать все то, что человек получает с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса или осязания. Опыты показали, что большую часть информации человек получает с помощью зрения. На втором месте после зрения стоит слух. В отличие от других организмов человек может получать информацию в процессе чтения.
4 стр., 1782 слов
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование особенностей памяти и способности человека.
… человеческого мышления, подсознания и сознания. Память лежит в основе обучения и развития человека, она связывает настоящие, будущее с … 1. — М., 1989. — С. 302 Поэтому в психологии память считается как компонент специальных и общих способностей. При факторном анализе … количество форм памяти с различных точек зрения. Поэтому и существует несколько прав для классификации видов памяти человека. Одно из …
Регулирующая — память помогает регулировать человеку его деятельность и творчество. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти, возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Память — это основной ресурс, которым пользуется человек в своей повседневной жизни, сталкиваясь с той или иной информацией, ее отсутствие делает попросту невозможным общение, письмо, творчество и другие важные сферы жизнедеятельности.
Развивающая — память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Уровень развития личности напрямую связан с количеством информации, получаемой и сохраняемой человеком в своей памяти.
II -2.
Физиологические механизмы памяти — конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться по влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования — временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Ассоциация (от ср. — век. лат. associatio — соединение) — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п.), при которой протекание одного из процессов вызывает появление другого. Термин введен Дж.Локком (1698), хотя само явление связи психических процессов было отмечено еще Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида ассоциаций: по смежности, сходству и контрасту. Ассоциации по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений; ассоциации по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чем-либо сходном с ними; по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления. Наряду с этими видами ассоциаций существуют и другие виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, например причинно-следственным отношениям. В XVIII в. принцип ассоциации был распространен на все психические явления. Научное ……..
5 стр., 2420 слов
Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни
17 Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни. Возрастной период Признаки возрастного этапа Социальная ситуация развития Характеристика ведущей деятельности Кризисные проявления Основные новообразования Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития Особенности поведения Ведущие направления жизнедеятельности 1. Новорождённость (1-2 мес.) …
V.Список использованной литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2000.
2.Волков Б.С. Возрастная психология < %D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. В 2-х ч. — Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов < %D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82> вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. — М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008.
3.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции < %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8> по психологии. — М.: Владос, 1999.
4.Головин С.Ю. Словарь < %D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C> психолога-практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: АСТ, 2001.
5.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
7.Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М., 1978.
8.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1972.
9.Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
11.Немов Р.С. Психология Т.1, 2, 3. М.: Владос, 2000.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. — Кн 2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 2002.
14.Петровский А.В. Общая психология < %D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. — М.: Академия < %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F>, 1997.
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.
16.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М.: АПН, 1999.
17.Смирнова Е.О. Психология ребенка < %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0>: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. — М.:Школа < %D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0> — пресс, 1997.
18.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М.: АПН, 1999.
19.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. — Ростов на Дону, Феникс, 2000.
20. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей — Ярославль: Академия развития, 2000.
Источник