Развитие памяти ребенка младшего школьного возраста
Память составляет основу интеллекта человека. По этой причине обязательным условием высокой успеваемости в школе является хорошая память. У каждого ребенка свои индивидуальные возможности, однако какой бы слабой памятью не наделила природа ученика – это вовсе не повод сразу же записывать его в «двоечники». Все дело в том, что ее можно улучшить, и для этого существуют различные методики развития памяти у школьников.
Особенности памяти детей младшего школьного возраста
На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:
- преобладает наглядно-образная память;
- отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
- легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
- дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
- благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
- чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.
За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:
- отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
- начинается формирование словесно-логической памяти.
Первое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.
В среднем в 7-летнем возрасте процесс формирования природной памяти завершается, и в дальнейшем она не развивается.
У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.
Годы обучения в начальной школе – самый удачный возрастной период для целенаправленного развития памяти. Ведь в дальнейшем учебной информации становится намного больше. К тому же она сложно организована и трудна для запоминания. Отсюда напрашивается неутешительный вывод: если своевременно не уделить должного внимания этому вопросу, то обучение в старших классах будет проходить малоэффективно.
Пути развития памяти у младших школьников
Развитие памяти у младших школьников основывается на:
- ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
- выстраивании системы различных способов запоминания;
- выполнении тренировочных упражнений.
Приемы и способы запоминания
Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.
- Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
- Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
- Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
- Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
- Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
- Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
- Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
- Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
- Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
- Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
- Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
- Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
- Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.
Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.
Факторы эффективности запоминания
Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.
- Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
- Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
- Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
- Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.
В 80% случаев плохого запоминания материала это происходит именно из-за отсутствия должного внимания и концентрации.
Как развивать
Работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста должна быть специально организована. В противном случае хаотично применяемые методы развития памяти у младших школьников окажутся непродуктивными. Учителю необходимо выстраивать целую систему по формированию у учеников способностей управлять своей памятью. Она должна включать:
- тестирование;
- диагностику;
- выполнение игр, заданий, упражнений;
- мониторинг динамики.
Такие исследования необходимы для определения ведущего типа памяти, отслеживания уровня ее развития. В соответствии с полученными результатами педагог может выбрать подходящие упражнения.
Творческие задания
В этом направлении рекомендуется выполнять упражнения, которые способствуют увеличению объема памяти, скорости воспроизведения, формированию устойчивых ассоциативных цепочек.
Что изменилось?
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить все, что он видит. Через 30 секунд рисунок переворачивается. Затем школьнику предлагается другой рисунок, на котором изображение отличается от предыдущего только отдельными деталями. Нужно вспомнить содержание первой картинки и назвать отличия.
Что запомнил?
Школьнику в течение 20 секунд показывают картинку, на которой изображено несколько разных предметов. Ему дается установка: все внимательно рассмотреть и постараться запомнить как можно больше объектов.
По окончании отведенного времени картинка убирается, а ребенку предлагается нарисовать (написать, назвать) те предметы, которые он запомнил.
Назови, что видел или слышал
Во время прогулки или посещения малознакомого места ребенку предлагается закрыть глаза и постараться назвать как можно больше предметов, которые он заметил. Чтобы тренировать слуховую память, ученика просят назвать звуки, которые он слышал за это время.
Запах дождика
Игра проводится в виде беседы. Ученика просят дать ответы на вопросы.
- Представь, что за окном идет дождь. Ты стоишь и смотришь на улицу. Расскажи, что ты видишь.
- Постарайся вспомнить, как капли ударяются по стеклу. На что похож шум дождя? Из каких звуков он состоит?
- Вспомни, как пахнет земля после дождя? Как пахнет трава?
- Опиши, как выглядит все вокруг после дождя.
Память на движения
Данное упражнение направлено на тренировку двигательной памяти. Есть два варианта его проведения.
1 вариант. Ребенок должен вспомнить и показать:
- как собака прыгает за костью;
- как кошка греется на солнце;
- как мы поднимаемся по лестнице;
- как полицейский останавливает автомобиль;
- как бабушка поправляет на носу очки.
2 вариант. Ребенок должен представить, что он мяч и показать:
- как его перебрасывают от одного игрока к другому;
- как его ударяют об пол, и он подскакивает вверх;
- как он влетает в футбольные ворота.
Пятачок за рулем
Школьнику предлагается взглянуть на картинки в течение 1 секунды. После этого он должен ответить на вопрос: «Какая машина понравилась Пятачку больше всего?».
При выполнении этого упражнения у детей тренируется эмоциональная память.
Узнай геометрические фигуры
Это игра с постепенным усложнением. Ее можно проводить на уроках математики. Для ее организации нужно вырезать из плотного картона 5 геометрических фигур. Они должны быть разными и по цвету, и по размеру.
1 задание. Ребенок поочередно берет в руки по одной фигуре и внимательно рассматривает их. После этого все фигуры перемешиваются, а ученик должен вспомнить и выложить их перед собой в той последовательности, в которой он их просматривал.
2 задание. После того, как первое задание было выполнено 2 – 3 раза, на следующем уроке игра немного усложняется. Ребенку завязывают глаза и просят поочередно брать фигуры в руки, ощупывать их и отвечать на вопросы:
- Какую фигуру держишь в руках?
- Что она напоминает?
- Какого она цвета?
3 задание. Последнее упражнение самое сложное. Для него каждая фигура разрезается на 4 части. Ребенок должен по очереди сложить детали в целую фигуру. Причем делает он это с завязанными глазами.
С помощью этих упражнений хорошо тренируется осязательная и зрительная память.
Творческие задания для тренировки произвольной памяти
Представленные игры направлены на ознакомление школьников с разными способами запоминания и тренировку в их применении.
Подарки Деда Мороза
Для упражнения нужно подготовить картинку, которая состоит из двух частей. На одной половине изображен мешок с разнообразными подарками. На другой стороне нарисовано несколько детей. Все они занимаются своими делами.
Сначала ученик рассматривает целую картинку и выбирает, какой подарок подойдет каждому малышу. После того, как все предметы будут распределены, первая часть рисунка закрывается. Ученику необходимо, глядя на детей, вспомнить и назвать все, что лежит в мешке.
Часы
Ребенку показывают картинку с несколькими часами, которые показывают разное время. Ему нужно как можно быстрее запомнить, какое именно время показывают часы на каждом изображении.
Чтобы сделать это, ребенку предлагается определить, который час на каждом циферблате и вспомнить, чем он занят в это время по своему распорядку дня.
Ассоциации
Эта игра проводится устно. Учитель сообщает школьнику, что он будет называть ему разные слова, а он должен к каждому придумать ассоциацию.
Примерный набор слов: добрый, молодой, аккуратный, маленький, сильный, гигантский, трусливый.
Когда первая часть задания выполнена, школьнику надо вспомнить все подобранные ассоциации и попытаться повторить слова, которые говорил учитель.
Вспомни правило
Детям показывается рисунок, на котором изображены, например, арбуз, сапог, велосипед, столб. Им нужно назвать каждый предмет и определить, какое правило эти слова иллюстрируют.
От рассказа к схеме
Суть игры раскроем на примере изучения сказки «Петушок и бобовое зернышко». После ее прочтения ученикам предлагается вспомнить весь путь курочки и построить схему, где указано ее перемещение.
От рассказа к рисунку
Такое упражнение подходит для заучивания стихотворений. Ребенок по ходу чтения каждой строчки рисует на листе бумаги все то, о чем в нем говорится.
Творческие задания для тренировки способностей управлять своей памятью
Приведенные ниже упражнения помогают детям учиться давать себе установки на запоминание, планировать процесс заучивания, выбирать способ запоминания.
Стулья
Ребенку предлагается представить, что он директор мебельной фабрики. Ему нужно будет провести совещание по обсуждению ассортимента стульев, которые изготавливают на фабрике.
Чтобы подготовиться, ребенку дают рисунок с изображением нескольких разных моделей стульев. Он должен внимательно рассмотреть его и придумать способ запоминания всех особенностей и отличий каждого стула.
Путь почтальона Печкина
Для этого упражнения подготавливается картинка с изображением нескольких разных на вид домиков и почтового отделения. Ученику нужно рассмотреть рисунок и найти самый удобный путь, по которому Печкин сможет зайти в каждый дом и вернуться на почту.
Далее он должен придумать способ объяснения всего маршрута почтальону Печкину. Это может быть схема или словесное описание с добавлением ярких характеристик. Даже можно пофантазировать на тему, кто живет в домиках или какие посылки почтальон отнесет каждому.
Номер телефона
Такое упражнение поможет научиться легко запоминать номера телефонов. Для этого нужно каждой цифре придумать ассоциацию – образ, а потом сочинить со всеми этими словами маленькую историю. Важно при этом не менять последовательность цифр. Чтобы процесс заучивания был еще легче, можно сделать задание музыкальным, т.е. предложить сочинить песенку и часто напевать ее себе.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста тесным образом связано с формированием мышления, внимания и воображения. Рекомендуется в творческие занятия с детьми включать задания, направленные на усовершенствование и этих психических познавательных процессов.
Источник
Память младших школьников по сравнению с
памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются
недостатки.
У младших школьников более развита
память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные
предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой
сигнальной системы.Во время обучения в начальных классах дается очень много
конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но
в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене,
необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать
определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически
связанных значений, учитель способствует -развитию их мышления.
К недостаткам памяти младших школьников
относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить
материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для
усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с
недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое
запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Следует также отметить некритичность
детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала.
Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники
предпочитают дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память
детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать
новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям
начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти
детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.
В процессе обучения в начальном звене
школы «память ребенка становится мыслящей» (Элько-нин Д. В.). Под влиянием
обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:
— усиливается роль и увеличивается
удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с
наглядно-образным);
— ребенок овладевает возможностью
сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание,
воспроизведение, припоминание).
И все же в начальной школе у детей лучше
развита механическая память. Это объясняется тем что младший школьник не умеет
дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих
чертах). Этому надо учить.
К переходу в среднее звено у учащихся
должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла,
существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от
мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с
установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал
запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.
О
развитии произвольного и осмысленного запоминания
У младших школьников первое время
недостаточно развит самоконтроль.
Первоклассники проверяют себя с чисто
внешней, количественной стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько
велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на
уроке.Приемы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это
многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и
пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный
материал (пособия, макеты, картины).
Многие учителя считают самым эффективным
средством прочного запоминания любого материала его повторение. Однако
установлено, что большое количество повторений одного и того же материала
вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть
разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача.
Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно
не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник
должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше
запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую
деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского
соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую
отметку.
Продуктивность запоминания повышает
также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в
памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление
плана.
Самым маленьким доступно и полезно
составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то
можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа,
какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем
говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как
назвать первую часть? Что главное?» и т. д.
Запись названий частей рассказа является
опорой для его воспроизведения. Дети таким образом учатся запоминать не только
отдельные факты, события, но и связи между ними. Об индивидуальных различиях
памяти младших школьников
Среди школьников нередко встречаются
дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел
учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только
быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро
запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на
второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких
детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание,
приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай — медленное
запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо
учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением,
поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Очень
часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от
плохого внимания.
Память человека устроена, как сосуд, но
количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество
воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно,
увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Источник