Развитие памяти ребенка младенческого возраста

Тема 5.3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

(лекции – 2ч., лабораторные – 2ч., СУРС — 2 ч.)

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала — образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания — логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить — непроизвольной и произвольной.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цепи запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью И мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

Развитие памяти в младенчестве

С момента рождения на малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения.
Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избирательности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанавливать контакты со взрослым.

В 3-4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлением, в 5 мес. отличает людей по голосам, в 6 мес. выделяет любимую игрушку. На 7-8-м месяце узнавание предмета опосредуется словом, о чем свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: «Где…?» В 8-9 мес. малыш узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выполняет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой при расставании.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто несущественному, признаку. Незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время признака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания. Дж. Болдуин описывает поведение семимесячного мальчика, который не узнал няню после ее длительного отсутствия, даже когда она заговорила. Узнавание произошло после того, как она запела.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кормления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные движения, Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же время кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режимному процессу, например просыпается к кормлению. Если младенцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вызвавшую у него радость, он снова и снова требует ее; манипулирует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начинает связывать предмет со словом, запоминает его название.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

— память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

— она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

— материал фиксируется ребенком непроизвольно;

— сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 4088; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте также:  Задержка развития роста у ребенка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все…

Читайте также:

Источник

№1 Развитие памяти в младенчестве

С момента рождения на малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения.

Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избирательности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанавливать контакты со взрослым.

В 3-4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлением, в 5 мес. отличает людей по голосам, в 6 мес. выделяет любимую игрушку. На 7-8-м месяце узнавание предмета опосредуется словом, о чем свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: «Где…?» В 8-9 мес. малыш узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выполняет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой при расставании.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто несущественному, признаку. Незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время признака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания. Дж. Болдуин описывает поведение семимесячного мальчика, который не узнал няню после ее длительного отсутствия, даже когда она заговорила. Узнавание произошло после того, как она запела.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кормления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные движения. Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же время кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режимному процессу, например, просыпается к кормлению. Если младенцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вызвавшую у него радость, он снова и снова требует ее, манипулирует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начинает связывать предмет со словом, запоминает его название.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

— память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

— она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

— материал фиксируется ребенком непроизвольно;

— сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Развитие памяти в раннем детстве

В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся более точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоятельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их пространственного расположения.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес, а на третьем — объекты, которые воспринимал год назад). Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как не надо делать?»

Читайте также:  Социальное развитие ребенка курсовая работа

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

— обогащается содержание представлений;

— возрастает объем и прочность сохранения материала;

— появляется новый процесс памяти — воспроизведение;

— бурное развитие получает словесная память.

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

— от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;

— от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

— от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

— от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.)

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец — образ памяти — позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, — вышивает, шьет и т.д.

Источник

Все способности ребенка развиваются в детстве, особенно важный временной отрезок для этого — период младенчества. В первый год жизни у грудничка происходит становление его физической и нервно-психической «сфер». Малыш учится ходить, разговаривать и активно развивает свою память.

Несмотря на то, что сами мы плохо помним себя в годовалом возрасте, наша память во младенчестве претерпевает сильные изменения, а темпы и степень ее развития в этот период напрямую влияет на дальнейшую нашу жизнь. Чтобы ваш малыш не имел проблем с запоминанием в старшем возрасте, а также активно социализировался, важно тренировать его мозг.

Особенности работы мозга малыша

У новорожденного в тканях мозга сконцентрировано огромное количество нейронов, значительная часть которых, к сожалению, со временем отмирает. До трех лет их объем сокращается из-за того, что они в этот период не задействованы в работе мозга.

Детские специалисты считают, что, если дать этим нейронам «работу» в период младенчества, такой массовой гибели ценных клеток, подаренных маленькому человеку природой, не произойдет. Заставить их действовать могут очень простые, но эффективные меры: младенца следует окружить богатой на впечатления средой. Звуки, цвета, действия, ощущения, которые будет замечать грудничок, будут активно стимулировать его мозговую деятельность, — все это станет благодатной почвой для формирования его памяти и интеллекта в целом.

Если раньше считалось, что специально для запоминания в мозге есть некий участок, то сейчас доказано, что зоны с данной функцией «разлиты» во всем отделам. Поэтому разностороннее стимулирование нервной системы посредством звуков, изображений и тактильных ощущений с самых первых дней — это залог развития памяти ребенка.

Читайте также:  Школы раннего развития ребенка в днепропетровске

Развитие памяти в первый год

Малышка играет в развивающие игрушки

Чувства

Память помогает нам ориентироваться и социализироваться. Младенец, подрастая и развиваясь, нарабатывает свой «опыт»: он постепенно узнает маму и близких, у него появляются любимые занятия, игрушки, песенки. Все капризы малыша, боязнь незнакомых взрослых, улыбка или хохот в ответ на появление родных в комнате — все это и есть проявление того, что память у крохи развивается активными темпами.

В первый год функции памяти в основном основаны на чувственном восприятии, грудничок запоминает эмоции, запахи, интонации. Когда кроха плохо еще слышит и видит, важно начать стимулировать его мозговую деятельность посредством прикосновений. Тактильные ощущения очень ценны для новорожденного: в первый месяц это практически единственная связь его с новым миром и с вами.

На втором месяце у грудничка улучшается слух, а к третьему почти у всех малышей приходит в норму зрение. Теперь вы можете окружать его разного рода звуками и цветными объектами. Включайте малышу музыку, разговаривайте с ним ласково, читайте произведения детских писателей «в ролях», чтобы младенец слышал разные интонации вашего голоса.

Слово

Постепенно ваша речь становится для малыша не набором звуков, а понятными словами. Услышав уже знакомую фразу «пойдем купаться», грудничок оживляется, поскольку он запомнил, что с этими словами связано самое любимое его действо — водные процедуры.

Взрослея, младенец запоминает слова и соотносит их с людьми, объектами и действиями. Чтобы его познавательный опыт был как можно больше, постоянно разговаривайте с грудничком, комментируя все, что происходит. Все ваши прогулки и игры должны быть максимально наполнены информацией для дитя.

Читая малышу книгу, большую часть времени уделяйте рассматриванию картинок, называя изображенные на иллюстрации объекты, описывая их цвет, размер, сравнивая их с другими.

В год у ребенка должны появиться любимые книги, мелодии и игрушки, он может бесконечно качаться под понравившуюся музыку или тыкать пальчиком в одну и ту же картинку, разговаривая с вами на своем собственном языке. Такая привязанность очень полезна для малыша — не стремитесь увлечь его другими мелодиями и картинками, опасаясь, что он «застрял» на одном месте. Подобное поведение — проявление того, что память его развивается. Он по какой-то причине полюбил это изображение или музыку и запомнил это.

У годовалого малыша благодаря ежедневным совместным занятиям с родителями должны уже сформироваться тесные связи слово-объект. Ребенок в этом возрасте обязан знать наименования своих игрушек и объектов, которые его окружают и примерно знать их местоположение.

Когда вы произнесете дитя название предмета (пирамидка, кроватка, дверь), он начнет искать его глазами. В этот момент видны колоссальные наработки мозга ребенка: он не только может на слух понять, о чем идет речь (поскольку запомнил слово), но и представляет, как выглядит то, о чем идет речь (поскольку связал наименование и зрительный образ), а также помнит, где он видел этот объект.

Занятия

Развитие памяти в младенчестве должно проходить ежедневно и заключаться в комплексном подходе к обучению ребенка.

  1. Не бойтесь «опережать» события, разговаривайте с малышом с первых дней. Объясняйте дитя все события, не ожидая от ребенка вербальной обратной связи — ее вы начнете получать примерно в год.
  2. Обучая ребенка в первый год, старайтесь делать свою речь концентрированно-информативной, а данные, которые предназначены для запоминания, — тематическими. Так, если вы взялись дать младенцу понимание размеров на примере кубиков, сравнивайте только размеры, а не цвета объектов, чтобы не запутать малыша. Освобождайте свою речь от лишней «шелухи» в которую придется вслушиваться грудничку. Взяв в руки кубик, не произносите: «Посмотри, сынок, я взяла в руки большой красивый красный кубик, который лежал в коробке», а просто скажите «Это кубик».
  3. Предоставляйте грудничку возможность проявить себя, подстраивайте ситуации, когда он будет добиваться успеха — положительные эмоции увеличивают процент запоминания малышом действий, объектов и наименований. Спрячьте на глазах у ребенка под пеленку игрушку и попросите ее найти, назвав четко ее название. Младенец, видевший процесс «укрывания», немедленно ее найдет.
  4. Изучение наименований в первый год должно проходить поэтапно и должно тесно связываться с эмоциями, ведь так грудничку будет легче их запомнить. Приобретите карточки с изображением животных, бытовых предметов и т.д. Показывайте ребенку картинки, произнося названия зверей и ярко демонстрируя самые характерные их признаки (собака лает, кошка мяукает, птичка чирикает, поросенок хрюкает).
  5. Детям в первый год очень нравятся стихи, подкрепленные динамичными движениями, прочтение которых всегда превращается в веселую игру. Ежедневно декламируйте крохе «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого», сопровождая их необходимыми движениями. Ребенок постепенно запомнит их последовательность и связь со словами, и начнет помогать вам.
  6. Простые стихи детских поэтов запоминаются очень легко, если вы регулярно будете читать их крохе, у годовалого дитя вполне может получиться заканчивать за вами строчки.
  7. Прекрасно стимулирует память ребенка мелкая моторика. Покупайте крохе разнофактурные игрушки, которые он будет ощупывать и изучать, тем самым развивая речевой центр, а вместе с ним и области, ответственные за запоминание. После полугода грудничок может под вашим присмотром играть с крупами, а у годовалого малыша получится лепить из пластилина или теста.

Источник