Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении

Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении thumbnail

К успеху в обучении школьника – через развитие памяти

Без памяти, мы бы существовали мгновения.

Наше прошедшее было бы мертво для грядущего.

Настоящее по мере его протекания,

безвозвратно исчезло бы в прошлом.

Рубинштейн

Очень часто в своей практике педагоги сталкиваются с обращениями родителей, которые связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из-за плохой памяти. Родители жалуются на то, что ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Чтобы помочь и родителям, и детям с проблемой запоминания, для начала выясним, что же такое память?

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первым среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее определение: «Память – это отпечаток перстня на воске». Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Память – великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека, она является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков и, конечно же, развития интеллектуальных способностей. Без памяти нереально обычное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и в дальнейший прогресс человека без неизменного улучшения, развития памяти немыслим.

Память рассматривается как компонент общих и особых способностей. При факторном анализе бессчетных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Представим себе человека, который утратил память. Его утром разбудили и сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия в школу. Скорее всего, он не пришел бы на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ничего вразумительного, не мог произнести ни одного слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее было бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

В учебной работе память играет особо важную роль. В её процессе учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Именно поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и вовремя воспроизводить.

Наиболее прочно человек запоминает те события, факты и явления, которые имеют для него и для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, запоминается человеком значительно хуже и быстрее забывается все то, что для него малозначимо. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может не развиваться.

Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.

Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие-либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком — о логическом (опосредованном) запоминании. Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.

Очень важно понять, что как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания, человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и личные.

Память — это основа, на которой творит мозг, это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Так, для детей 1-2 класса характерны ситуации, когда уяснить без внедрения каких-либо средств еще проще, чем уяснить, осмысливая и организуя материал… Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» — чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».

Как показала практика, очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проведённая диагностика показала проблемы с памятью у учащихся. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.

Вот некоторые факторы, отрицательно влияющие на развитие памяти ребёнка:

  • отсутствие направленности на личность ребёнка в школе;

  • очень много ненужной информации;

  • нет системного подхода;

  • знания преподносятся скучно;

  • сравнение с другими детьми, что убивает мотивацию учиться;

  • много теории, мало практики.

Но какова бы ни была память ребёнка, её необходимо тренировать. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.

Вот несколько приёмов, развивающих произвольное запоминание в младшем школьном возрасте:

  • давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить;

  • обсуждать содержание и объем материала;

  • распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);

  • учить контролировать процесс запоминания;

  • фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;

  • учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;

Когда речь идёт о систематических занятиях, следует поступать следующим образом:

  • Удостовериться, что ребёнок всё хорошо понял из прочитанного.

  • Заинтересовать ребёнка, мотивировать его работу.

  • Не учить с ребёнком слишком много за один раз.

  • Не разбивать заучиваемый материал на слишком короткие части. Иначе ребёнок потеряет целостное видение материала, и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.

  • Учить материал в определённый час. Занимаясь с ребёнком в определённый час, ребёнок приучает мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом.

  • Пусть ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не следует повторять его раньше 5-6 часов после первого изучения.

  • Главное правило: чтобы научить ребенка запоминать, нужно научить его осмысливать содержание изучаемого материала.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное запоминание. Оно возникает в процессе трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, которые побуждают нас запоминать. Информация, которая нам сообщается, может быть понята и заучена. Но если эта информация не имеет для школьника устойчивой значимости, то она может быстро забываться.

Так, материал, который запоминается только для экзамена, очень быстро забывается. Зубрёжка, без установки на прочное и длительное закрепление, не удерживается в памяти.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Понимание – это необходимое условие логического и осмысленного запоминания. То, что мы понимаем, запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. И наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Материал, который мы не понимаем, обычно не вызывает и интереса к себе.

Если человеку в процессе обучения необходимо запомнить большой объем материала, то он прибегает к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучивание представляет мнемическую деятельность, которая направлена на сохранение в сознании того, что связано с целями или намерениями личности.

Подводя итог, можно выделить несколько важных аспектов при работе развития памяти, о которых должны помнить взрослые, чтобы помочь ребёнку достигнуть успехов в обучении, а не усугубить ситуацию.

  • Запоминание, сохранение и воспроизведение информации являются основными функциями памяти. Только благодаря учебной деятельности все вышеперечисленные процессы памяти интенсивно развиваются.

  • Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

  • Необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию – усвоение мнемотехнических приемов.

  • Недостаточное развитие самоконтроля при заучивании у младшего школьника приводит к тому, что он просто не умеет проверить себя. Иногда ребёнок всего лишь не отдает себе отчета в том, выучил он заданное или нет.

  • Индивидуальные и возрастные факторы младшего школьника. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7-8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9-11 лет (3-5 класс) школьники обнаруживают явное превосходство.

  • Необходимость использования максимального количества приемов для развития произвольного запоминания.

Источник

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

 Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Память: общее понятие, значение и существенные признаки

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее  определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

 Стоит ли доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память? Каждый человек получает впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления  оставляют у него определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – впоследствии воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, научения,  формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию человек выделился из царства животных и достиг тех высот, на которых сейчас находится. Кроме этого, дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного совершенствования этой функции.

Без постоянного обновления опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У всех живых существ есть память, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У организмов существует только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая (генетическая) проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая (механическая) выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У животных возможности для запоминания ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно–рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь, которая является мощным средством запоминания, является способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека существует три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания; вторая – с употреблением логики; третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Запоминание, сохранение и воспроизведение информации — являются основными функциями памяти. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам. Функции памяти имеют разную степень развития  у каждого человека. Например, есть люди, которые  с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти усвоенный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Существуют такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Наша память может годами сохранять какой-нибудь незначительный момент, увиденный в детстве, но в то же время способна нас подвести, отказавшись вспомнить, как выглядел человек, с которым беседовал несколько минут назад. Память — это основа, на которой творит мозг, это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

Как видно из определения, в памяти выделяют четыре основных процесса. Достаточно часто память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию,  мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, который направлен на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Все наши образы, слова, а так же впечатления должны удержаться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Следует помнить, что память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В магнитофон мы закладываем диск, нажимаем на нужные клавиши, и записанная ранее  музыка снова звучит. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.

Будем ли мы считать магнитофон исправным, если он не будет стирать с диска записи, которые уже отслужили? В нашей памяти так же есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс — процесс забывания.

Многие люди о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Мы стремимся, чтобы оно было точным и своевременным. При этом, чтобы информация выдавалась именно тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти.

К запоминанию можно предъявить следующие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, — и лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много.

К сохранению же предъявляются следующие требования — хранить надежно, долго и без потерь.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, движения, пережитые чувства. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность и работа.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным. Всё  проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Наши действия были такими же: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Представим себе человека, который утратил память. Его утром разбудили и сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия в школу. Скорее всего, он не пришел бы на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ничего вразумительного, ни одного слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее было бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

В учебной работе память играет особо важную роль. В её процессе учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Именно поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и вовремя воспроизводить.

Наиболее прочно человек запоминает те события, факты и явления, которые имеют для него и для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, запоминается человеком значительно хуже и быстрее забывается все то, что для него малозначимо. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Источник