Развитие памяти ребенка дошкольного возраста литература

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста литература thumbnail
Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПедагогика arrow Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Перейти к загрузке файла
  • 1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. — Мозырь. Белый Ветер, 2011. — 67с
  • 2. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с.
  • 3. Белых В. Тренируем память перед школой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 32 с.
  • 4. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 64 с.
  • 5. Блонский П. П. Память и мышление. — М.: ЛКИ, 2007. — 208 с.
  • 6. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — №44
  • 7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение. 2015. — 136с
  • 8. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2014. — №1
  • 9. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. — М.: Попурри, 2016. — 256 с.
  • 10. Васильева, М.А., Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею/ М. А. Васильева. — М.: Просвещение. 2013. — 104с
  • 11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 2001 — 247с
  • 12. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. — М.: Говорящая книга, 2012. — 0 с.
  • 13. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. — 96 с.
  • 14. Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И.Л. Гольдфельд, О.Г. Кузьмина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. — 2012. — № 11. — С. 118-123.
  • 15. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] — Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. — 380
  • 16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2007 — 368с
  • 17. Дубровина И.В. Практическая психология образования. — М.: Сфера, 2010 — 528с.
  • 18. Земцова О. Н. Развиваем память. — СПб.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2014. — с.
  • 19. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. — М.: Наука, 2009 — 347с
  • 20. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 184с
  • 21. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина. — М.: Психология, 1977.- 120 с.
  • 22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. — М. Просвещение, 2013. — 173с.
  • 23. Льери А. Где находится память? Искусство запоминать. — М.: Ломоносов, 2012. — 224 с.
  • 24. Маркова, Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ Т. А. Маркова. — М. Педагогика, 2010. — 321с
  • 25. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 160 с.
  • 26. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. — М.: Доброе слово, 2014. — 64 с.
  • 27. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. — М.: Рипол Классик, Владис, 2011. — 384с
  • 28. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2011. — №3
  • 29. Рзаева Т. Ш. Развитие и улучшение памяти// Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013 — №2
  • 30. Романова В. А. Сборник психологических тестов — М.: Генезис, 2013 — 374с
  • 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008. — 713с.
  • 32. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования// Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2012. — №2
  • 33. Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста// Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 01. 
  • 34. Сеченов И. М. Избранные произведения [Текст]: научное издание. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 2008. — 412 с.
  • 35. Старостина Ю. Н. Формирование произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю. Н. Старостина, С. Н. Архипова // Научные исследования: от теории к практике : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 165-166.
  • 36. Терентьева Н. Память и внимание. — М.: Стрекоза, 2011. — 32 с.
  • 37. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. — М.: Академия, 2012. — 368 с.
  • 38. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова. — М.: Просвещение, 2014. — 96с
  • 39. Федяинова А.О., Степанова Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников// Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5-2. — С. 262-263
  • 40. Хэнкок Дж. Как тренировать память. Не думайте о памяти — лучше используйте ее на все сто! — М.: Претекст, 2013. — 288 с.
  • 41. Шупикова В. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры // Концепт. — 2013. — Т. 3. — С. 1891-1895.
  • 42. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 314с

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник

Анализ памяти, как психической функции показал, память — это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании, в свободном воспроизведении.

Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком.

Немаловажную роль память играет в жизни дошкольника. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Но, несмотря на это в возрасте четырех пяти лет у ребенка складываются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Ребенок постепенно учится повторять. Осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании материала, различные вспомогательные средства.

На основании этих характеристик дошкольника нами было проведено исследование оперативного запоминания незнакомой информации в дошкольном возрасте.

Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы.

В дошкольном возрасте происходит постепенное овладение произвольными формами воспроизведения и запоминания, о чем свидетельствуют результаты методики «10 слов». Одной из таких форм являются многократные предъявления дошкольнику незнакомой ранее информации, т.е. происходит процесс заучивания.

Сравнительный анализ результатов исследования произвольного и опосредованного запоминания позволил нам сделать вывод о том, что опосредованное запоминание является более эффективным в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала.

Таким образом, проведенное исследование произвольной памяти в дошкольном возрасте и сделанный на основе полученных результатов анализ позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.

То есть, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

2. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. Ч. 3: Дошкольный возраст. — Мурманск: МГПУ, 2003. — 137 с.

3. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер. ? М.: Просвещение, 1988. ? 328 с.

4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

5. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2001. — 464 с.

6. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. — 1995. — №1 — С. 83.

7. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.

8. Лактионов А.Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П.И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) / А.Н. Лактионов // Вопросы психологии. — 1993. — №4. — 238 с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. — М.: РОУ, 1996. — 258 с.

10. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. — 1992. — №2. — 185 с.

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — М.: МПСИ, 2001. — 384 с.

12. Майерс Д. Психология / Д. Майерс. — Минск: Попурри, 2005. — 848 с.

13. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2003. — 231 с.

14. Маслов А.С. Психологические процессы / А.С. Маслов — М.: Просвещение, 1994. — 340 с

15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1998. — 456 с.

16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — М.: Эксмо, 1999. — 352 с.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — с. 448.

18. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М.: АСТ-Пресс, 1998. — 367 с.

19. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.

20. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Владос-пресс, 2002. — 384 с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.

22. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. ? М: ЧеР, 1998. — С. 816.

23. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. — М.: Академический проект, 2004. — 144 с.

24. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. — М.: Междунар. пед. акад, 1995. — 367 с.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.

Источник

Вопросу развития зрительной памяти необходимо уделять внимание с самого младшего дошкольного возраста. Особенности развития зрительной памяти дошкольников изучали многие психологи и педагоги: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев. Они считали, что возникновение зрительной памяти у ребёнка представляет собой качественно новую ступень развития памяти, которая характеризуется переходом от непроизвольной к произвольной зрительной памяти.

В период дошкольного детства необходимо уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Память составляет совокупность процессов запоминания, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления.

В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень развития зрительной памяти. Диагностические методики Урунтаевой, Немова и Каменской можно проводить индивидуально с каждым ребёнком в специально созданных условиях.

Для организации работы нужно учитывать следующие педагогические условия:

1) дидактические: методические приёмы развития зрительной памяти, введения дидактических игр по принципу постепенного усложнения от простого к сложному;

2) психологические: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка и эмоционального настроя детей на участие в дидактических играх.

Для реализации практических задач, сначала надо определить уровень развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Для развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры, предложенные Л.М. Житниковой, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, А. К. Бондаренко, Л. В. Фоминой. В дидактических играх перед детьми нужно ставить задачи, которые будут требовать сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. А.В.Запорожец так оценил роль дидактической игры: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей»Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с.347..

1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Л.В. Артемова -М., Просвещение, 1992

2. Бадалян, Л. П. Память и нервно-психическое развитие /Л. П. Бадалян Дошкольное воспитание -1976- № 4.

3. Блонский, П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания/ П. П. Блонский — М.: Просвещение, 1964.

4. Блонский, П.П. Память и мышление. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский — М., 1979, С. 118-341.

5. Блонский, П.П.. Память. Припоминание. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский — М., 1979. С.341-366.

6. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова — М., Просвещение, 1991.

7. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры /З.М. Богуславская — М., Просвещение, 1986, с.267-268.

8. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду: Книга для воспитателя детского сада — 2-е изд., дораб., М: Просвещение, 1991.

9. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская — М., Просвещение, 1989.

10. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.В. Холмовской. — М., Просвещение, 1986.

11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский -М.: Просвещение, 1960.

12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский — СПб, Союз, Санкт Петербург, 1997.

13. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.617.

14. Выготский, Л.С.Эйдетика. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.179.

15. Гордон, Е. В. Особенности развития процессов памяти у детей /Е. В.Гордон //Дошкольное воспитание. -1953-№ 9.

16. Джеймс, У. Память. Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., «ЧеРо», 2002

17. Житникова, Л. М. Улучшаем память в любом возрасте /Л. М. Житникова-М.: Просвещение, 1972.

18. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать /Л.М. Житникова — М., Просвещение,1985.

19. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста/ А. В. Запорожец, Е. И. Эльконин. — М.: Просвещение, 1964.

20. Зинченко, П.И. Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии /П.И. Зинченко — М., 1961.

21. Иполитов, Ф. В. Память и воспитание /Ф, В. Иполитов, 3, М. Истомина, Е. С. Махлах, В. И. Самохвалова — М.: Знание, 1971.

22. Истомина, З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие /З.М. Истомина — М., 1978.

23. Истомина, З.М. Зависимость запоминания от характера деятельности З.М. Истомина — М., 1981, С 62-86.

24. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.

25. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации в детском саду/ Т. В. Лаврентьева, О. М. Дьяченко, А. И. Булычева — М.: Новая школа, 1996.

26. Лап, Г. Искусство помнить и забывать/Г. Лап — СПб, Питер,1995.

27. Лап, Г. Улучшаем память детей /Г. Лап — М.: Мир, 1993.

28. Лебедева, С.О. О возможности развития образной памяти /С.О. Лебедева Дошкольное воспитание. — 1985. — №8, С. 52-54.

29. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.435.

30. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти /А.Р. Лурия -М.: Педагогика.

31. Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская — М., Просвещения, 1971.

32. Ляпидевский, С.С. Невропатология/ С.С. Ляпидевский — М.: Владос, 2000.

33. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития /В.Я. Ляудис — М., 1976.

34. Матюгин, И. Ю. Школа эйдики: Развитие памяти, образного мышления, воображения / И. Ю. Матюгин, Е. И. Чакабария, И. К. Рыбникова — М.: Эйдос, 1995.

35. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада /Под редакцией Макаровой Т.А. — М., Просвещение, 1982.

36. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.-Книга 1: Общие основы психологии.-688 с.

37. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры /Б.П. Никитин — М.: Просвещение,1990.

38. Норман, Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., «ЧеРо», 2002, с.235.

39. Петровский, А. В. Психология/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Академия, 2001.

40. Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии/ А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1997.

41. Психология детей дошкольного возраста /Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина -М., Просвещение, 1964.

42. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с.347.

43. Роль игры в детском саду /Под ред. А.П. Усовой — М., 1961.

44. Рошка, Г. Что и почему запоминает ребенок /Г.Рошка //Дошкольное воспитание. — 1986. — №3, с.30-33.

45. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М.,«ЧеРо», 2002.

46. Сеченов, И.П. Избранные философские психологические произведения/ И. П. Сеченов — М.: Просвещение, 1947.

47. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А.Смирнов — М.: Просвещение, 1967.

48. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов — М.: Педагогика, 1987.

49. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов — М.: Просвещение, 1966.

50. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.

51. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей . Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.

52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. /Под редакцией А.В. Запорожца — М., Просвещение, 1976.

53. Флоренс, Ц. Память. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.

54. Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. — М.:ТЦ «Сфера», 2001.-80 с.

55. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин — М, Просвещение, 1972.

Источник