Развитие памяти ребенка дошкольного возраста литература
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Анализ памяти, как психической функции показал, память — это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании, в свободном воспроизведении.
Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком.
Немаловажную роль память играет в жизни дошкольника. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Но, несмотря на это в возрасте четырех пяти лет у ребенка складываются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Ребенок постепенно учится повторять. Осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании материала, различные вспомогательные средства.
На основании этих характеристик дошкольника нами было проведено исследование оперативного запоминания незнакомой информации в дошкольном возрасте.
Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы.
В дошкольном возрасте происходит постепенное овладение произвольными формами воспроизведения и запоминания, о чем свидетельствуют результаты методики «10 слов». Одной из таких форм являются многократные предъявления дошкольнику незнакомой ранее информации, т.е. происходит процесс заучивания.
Сравнительный анализ результатов исследования произвольного и опосредованного запоминания позволил нам сделать вывод о том, что опосредованное запоминание является более эффективным в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала.
Таким образом, проведенное исследование произвольной памяти в дошкольном возрасте и сделанный на основе полученных результатов анализ позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.
То есть, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
2. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. Ч. 3: Дошкольный возраст. — Мурманск: МГПУ, 2003. — 137 с.
3. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер. ? М.: Просвещение, 1988. ? 328 с.
4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
5. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2001. — 464 с.
6. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. — 1995. — №1 — С. 83.
7. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
8. Лактионов А.Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П.И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) / А.Н. Лактионов // Вопросы психологии. — 1993. — №4. — 238 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. — М.: РОУ, 1996. — 258 с.
10. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. — 1992. — №2. — 185 с.
11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — М.: МПСИ, 2001. — 384 с.
12. Майерс Д. Психология / Д. Майерс. — Минск: Попурри, 2005. — 848 с.
13. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2003. — 231 с.
14. Маслов А.С. Психологические процессы / А.С. Маслов — М.: Просвещение, 1994. — 340 с
15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1998. — 456 с.
16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — М.: Эксмо, 1999. — 352 с.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — с. 448.
18. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М.: АСТ-Пресс, 1998. — 367 с.
19. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
20. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Владос-пресс, 2002. — 384 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
22. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. ? М: ЧеР, 1998. — С. 816.
23. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. — М.: Академический проект, 2004. — 144 с.
24. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. — М.: Междунар. пед. акад, 1995. — 367 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
Источник
Вопросу развития зрительной памяти необходимо уделять внимание с самого младшего дошкольного возраста. Особенности развития зрительной памяти дошкольников изучали многие психологи и педагоги: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев. Они считали, что возникновение зрительной памяти у ребёнка представляет собой качественно новую ступень развития памяти, которая характеризуется переходом от непроизвольной к произвольной зрительной памяти.
В период дошкольного детства необходимо уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Память составляет совокупность процессов запоминания, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления.
В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень развития зрительной памяти. Диагностические методики Урунтаевой, Немова и Каменской можно проводить индивидуально с каждым ребёнком в специально созданных условиях.
Для организации работы нужно учитывать следующие педагогические условия:
1) дидактические: методические приёмы развития зрительной памяти, введения дидактических игр по принципу постепенного усложнения от простого к сложному;
2) психологические: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка и эмоционального настроя детей на участие в дидактических играх.
Для реализации практических задач, сначала надо определить уровень развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Для развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры, предложенные Л.М. Житниковой, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, А. К. Бондаренко, Л. В. Фоминой. В дидактических играх перед детьми нужно ставить задачи, которые будут требовать сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. А.В.Запорожец так оценил роль дидактической игры: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей»Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с.347..
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Л.В. Артемова -М., Просвещение, 1992
2. Бадалян, Л. П. Память и нервно-психическое развитие /Л. П. Бадалян Дошкольное воспитание -1976- № 4.
3. Блонский, П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания/ П. П. Блонский — М.: Просвещение, 1964.
4. Блонский, П.П. Память и мышление. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский — М., 1979, С. 118-341.
5. Блонский, П.П.. Память. Припоминание. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 /П.П. Блонский — М., 1979. С.341-366.
6. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова — М., Просвещение, 1991.
7. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры /З.М. Богуславская — М., Просвещение, 1986, с.267-268.
8. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду: Книга для воспитателя детского сада — 2-е изд., дораб., М: Просвещение, 1991.
9. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская — М., Просвещение, 1989.
10. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.В. Холмовской. — М., Просвещение, 1986.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский -М.: Просвещение, 1960.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский — СПб, Союз, Санкт Петербург, 1997.
13. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.617.
14. Выготский, Л.С.Эйдетика. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.179.
15. Гордон, Е. В. Особенности развития процессов памяти у детей /Е. В.Гордон //Дошкольное воспитание. -1953-№ 9.
16. Джеймс, У. Память. Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., «ЧеРо», 2002
17. Житникова, Л. М. Улучшаем память в любом возрасте /Л. М. Житникова-М.: Просвещение, 1972.
18. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать /Л.М. Житникова — М., Просвещение,1985.
19. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста/ А. В. Запорожец, Е. И. Эльконин. — М.: Просвещение, 1964.
20. Зинченко, П.И. Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии /П.И. Зинченко — М., 1961.
21. Иполитов, Ф. В. Память и воспитание /Ф, В. Иполитов, 3, М. Истомина, Е. С. Махлах, В. И. Самохвалова — М.: Знание, 1971.
22. Истомина, З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие /З.М. Истомина — М., 1978.
23. Истомина, З.М. Зависимость запоминания от характера деятельности З.М. Истомина — М., 1981, С 62-86.
24. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.
25. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации в детском саду/ Т. В. Лаврентьева, О. М. Дьяченко, А. И. Булычева — М.: Новая школа, 1996.
26. Лап, Г. Искусство помнить и забывать/Г. Лап — СПб, Питер,1995.
27. Лап, Г. Улучшаем память детей /Г. Лап — М.: Мир, 1993.
28. Лебедева, С.О. О возможности развития образной памяти /С.О. Лебедева Дошкольное воспитание. — 1985. — №8, С. 52-54.
29. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., «ЧеРо», 2002, с.435.
30. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти /А.Р. Лурия -М.: Педагогика.
31. Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская — М., Просвещения, 1971.
32. Ляпидевский, С.С. Невропатология/ С.С. Ляпидевский — М.: Владос, 2000.
33. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития /В.Я. Ляудис — М., 1976.
34. Матюгин, И. Ю. Школа эйдики: Развитие памяти, образного мышления, воображения / И. Ю. Матюгин, Е. И. Чакабария, И. К. Рыбникова — М.: Эйдос, 1995.
35. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада /Под редакцией Макаровой Т.А. — М., Просвещение, 1982.
36. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.-Книга 1: Общие основы психологии.-688 с.
37. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры /Б.П. Никитин — М.: Просвещение,1990.
38. Норман, Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., «ЧеРо», 2002, с.235.
39. Петровский, А. В. Психология/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Академия, 2001.
40. Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии/ А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1997.
41. Психология детей дошкольного возраста /Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина -М., Просвещение, 1964.
42. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с.347.
43. Роль игры в детском саду /Под ред. А.П. Усовой — М., 1961.
44. Рошка, Г. Что и почему запоминает ребенок /Г.Рошка //Дошкольное воспитание. — 1986. — №3, с.30-33.
45. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М.,«ЧеРо», 2002.
46. Сеченов, И.П. Избранные философские психологические произведения/ И. П. Сеченов — М.: Просвещение, 1947.
47. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А.Смирнов — М.: Просвещение, 1967.
48. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов — М.: Педагогика, 1987.
49. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов — М.: Просвещение, 1966.
50. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.
51. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей . Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.
52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. /Под редакцией А.В. Запорожца — М., Просвещение, 1976.
53. Флоренс, Ц. Память. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. — М., «ЧеРо», 2002.
54. Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. — М.:ТЦ «Сфера», 2001.-80 с.
55. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин — М, Просвещение, 1972.
Источник