Развитие памяти мышления и речи ребенка в раннем возрасте
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
Развитие восприятияопределяется тремя параметрами: перцептивными действиями(целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) идействиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.
С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.
Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.
В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.
Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.
Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.
Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.
Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение
Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.
Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.
С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.
После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.
В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.
К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».
Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.
До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
В развитии речи были выделены следующие этапы:
1) слоги (вместо слов);
2) слова-предложения;
3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);
4) предложения из трех или более слов;
5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).
Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.
• Пассивная речь в развитии опережает активную.
• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.
• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.
• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.
• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.
• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.
Источник
Развитие речи, памяти, мышления ребенка и новообразования этого возраста. Развитие речи
Ранний возраст является сенситивным для развития речи, которое имеет сразу социальную функцию: это высказывание своих мнений для другого, оно имеет конкретное обращение и предусматривает слушателя. Ж. Пиаже определял речь ребенка этого возраста эгоцентрическим. Ребенок действительно иногда, как кажется, разговаривает сам с собой. На самом же деле — это диалогическая речь, которая может быть обращена к мнимому собеседнику (например, разговор с куклой). Но когда дети находятся вместе, они разговаривают друг с другом: спрашивают, отвечают, выражаются по какому-то поводу и тому подобное. Таким образом, потребность разговаривать друг с другом у детей существует уже в раннем возрасте.
эмоциональный детство задержка музыка
Приблизительно с 18 мес. начинается активное усвоение родного языка по всем направлениям (фонемное строение языка, лексика, грамматический строй).
Ребенок усваивает речь в меру обогащения его опыта владения действиями с предметами, в процессе общения с взрослыми. На 2-3м году жизни его активность с предметным миром и окружающими людьми дифференцируется. Общение приобретает личностную форму. Распространяются деловые отношения. Развиваются познавательные и игровые формы общения. Закономерно, что пассивная речь имеет преимущество над активной. Чтобы не было задержки в развитии активной речи нужна правильная организация взрослыми жизни ребенка. Невозможно угадывать все желания ребенка, необходимо поощрять к разговору, полезно рассказывать про чем-то вне ситуации конкретного общения. Язык взрослых должен быть правильным.
Функции активной речи детей:
* средство сообщения о своих переживаниях;
* призыв к общим действиям;
* влияние на других.
По данным исследователей, активный словарь ребенка в 3 года состоит из 500— 1500 слов. Возникает ориентация на языковые явления: ребенок открывает для себя суффиксы, префиксы. Например, Влад (в 2 г. 10 мес.) открыл для себя суффикс -к- и целый день образовывал слова с этим суффиксом: бабака, папочка, мамка, палка, Вовка и тому подобное. Появляется способность слушать разговор взрослых, попытки его понять. Сначала понимание связано с определенной ситуацией общения: ребенок может реагировать на слова мамы; а на те же слова, но сказанные другим человеком, не отреагировать. Именно поэтому ребенок может многократно слушать одну и ту же сказку, рассказ, стихотворение.
Позднее значение определенной ситуации преодолевается, и ребенок выходит за пределы конкретной ситуации разговора. На 3-ом году жизни слово начинает регулировать поведение ребенка, появляются и внутренние механизмы саморегуляции. Сначала они звучат: «Нельзя это брать!» — говорит ребенок сама себе. Потом самоприказ трансформируется во внутренний план.
Предметная деятельность является сильным стимулом для развития диалога, мотивом для развертывания языкового общения. Слово выводит ребенка за пределы действительности, благодаря слову развивается символическая функция познания. Сенсомоторный интеллект превращается в интеллект, который использует слово-символ.
Развитие речи в этот период является показателем развития мышления. Например, словесное оформление задачи обогащает опыт ребенка в решении и перенесении умение на аналогичные ситуации (только 70—80 повторений показа нужно для того, чтобы ребенок понял, как решается задача, и только 7—19 повторений, если показ сопровождается словесным объяснением).
Ребенок активно усваивает грамматический строй речи. Сначала мнения выражаются одним словом, какое сопровождается мимикой, жестом, эмоциональным состоянием. Потом предложение состоит из 2—3 слов, в 3 года ребенок говорит многословными предложениями, применяет все типы предложений по собственной инициативе.
Развитие памяти
Память детей раннего возраста характеризует легкость запоминания, но оно случайно, беспорядочно. Случайно запоминается что-то и также случайно исчезает. Ребенок своей памятью не руководит, она непроизвольная, она является побочным продуктом практической деятельности и общения
Память ребенка — это его интересы. Она тесно связана с эмоциями. Развивается проворная (двигательная) память: ребенок приобретает практические навыки.
Образная память еще не отделена от восприятия, она существует в форме узнавания, но на ее развитие указывает увеличение латентного периода узнавания. На 2 году жизнь может узнавать через несколько недель, на 3 году — через несколько месяцев. Увеличивается объем памяти (она непроизвольная). Ребенок запоминает стихотворения, сказки. Если взрослый во время рассказа что-то упускает, ребенок напоминает об этом. Этот факт объясняется пластичностью коры больших полушарий. Имеет значение частота повторения слов, действий, их эмоциональная окраска.
Важным моментом является выделение памяти из акта восприятия. Теперь ребенок способен вспоминать о предмете, когда его не видит. Сначала упоминание возникает по ассоциации, а дальше функция воспоминания переходит к слову. В 2 года ребенок может вспомнить о предмете через несколько дней, а в 3 года — через несколько недель.
Развивается словесная память, зарождается произвольная память.
Память исполняет важную роль в развитии всех видов познания.
Развитие мышления
Важным моментом в развитии мышления является переход ребенка от использования связей между предметами, которые были показаны взрослыми, к установлению этих связей самостоятельно. Мышление образно-действенное, но ребенок свои попытки в решении заданий соотносит с результатом. Возникают умственные действия, которые предшествуют практическим действиям. Это внутренние действия с образами-представлениями: зарождается наглядно-образное мышление.
Формируется обобщение как умственное объединение предметов, которые имеют общие признаки. Сначала это обобщение по внешним признакам, а высший уровень — обобщение на основе функциональных признаков.
Развиваются суждения. До конца 3 года ребенок выражается развернутыми суждениями об определенных действиях, о качествах предметов, об их количестве.
В раннем возрасте создаются предпосылки для зарождения воображения на основе представлений памяти и развития языка. Сначала образы воображения тесно связаны с реальностью.
Воображение репродуктивное, эмоционально окрашено. Для детей характерная большая доверчивость образам воображения. Дети закрывают рисунок рукой, чтобы «волк не съел Красную Шапочку», перелистывают страницу, потому что им становится страшно, имитируют каприз и тому подобное. В играх дети копируют действия и слова других людей или представляют себя другими. В конце раннего возраста дети пытаются выдумывать собственные истории, сказки как варьирования собственного опыта.
Развитие эмоций
Поведение детей раннего возраста остается неустойчивым и импульсивным. Дети легко проникаются переживаниями других людей, их легко привлечь, заинтересовать и также легко отстранить. Овладение речью и воображение значительно осложняют эмоциональную жизнь ребенка. Эмоции характеризуются разнообразием и напряжением, что связано со сложностью этого периода: дети широко овладевают пространством, предметным миром, распространяются контакты со взрослыми, с ровесниками, обогатились их потребности, которые понять тяжело, потому что высказаться о них они еще не могут. Дети могут иметь амбивалентные потребности — в автономии и в зависимости. Важно своевременно ввести в речевое общение названия переживаний, чтобы ребенок овладел ими («Тебе больно, весело, радостно» и тому подобное). Эмоциональный репертуар обогащается и начинает включать в себя и социальные эмоции, которые связаны с отношением людей к детям и наоборот.
Но, кроме сопереживания, появляются эмоции сочувствия, стыда, вины, смущения. Сначала эти переживания возникают к близким людям, а ближе к 3 годам — к ровесникам. Сопереживания распространяются на героев сказок, на игрушки. Зарождаются также интеллектуальные и эстетичные чувства.
Развитие эмоций зависит от познания и овладения ребенком эмоциональным опытом взрослых и определяется тем, как они строят свои отношения с ребенком.
Важным аспектом психического развития ребенка раннего возраста является появление самовосприятия. Но, если однолетний ребенок на свое отображение в зеркале реагирует как на другого ребенка (приближается к зеркалу, разговаривает с отображением, заглядывает за зеркало), то уже в 2 года ребенок чувствует стеснение, даже растерянность, отворачивается от зеркала, а изображение называет мальчиком или девочкой. В 2 г. 6 мес. изображения называет своим именем, то есть узнает себя. В 2 г. 10 мес. дает отражению название «Я». Сроки прохождения этих этапов могут быть более ранние, но последовательность сохраняется (исследование Р. Заззо, Н.Г. Авдеевой, Л.С. Лисюк).
Таким образом, ребенок начинает осознавать самого себя в единстве и тождественности своего «Я». В 2 г. 6 мес. — З г. ребенок осознает себя как отдельного человека: сначала называет себя именем, потом «Я», видит разницу между собой и другими. Наконец, узнает, что сам может быть источником желаний и не желаний, может влиять на других людей, а не только на предметы. Ребенок радуется от открытия своих сил и возможностей. Он способен выбирать определенный вариант поведения: «Хочу!», «Не хочу!», «Дай!», «Я сам!». Возникают первые пробы самостоятельности, первая психологическая эмансипация от взрослого. Ребенок хорошо рефлексирует на реакции и оценки взрослых относительно его поведения, исправляет свои ошибки, неудачи, радуется своим успехам.
Возникает важное личностное новообразование — гордость за достижение.
Оно включает в себя:
* попытка получить успешный результат своей деятельности;
* желание продемонстрировать свои успехи взрослому (иначе они теряют свою ценность);
* заостренное чувство собственного достоинства, которое оказывается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого;
* попытка преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи.
В этих попытках проявляется уже способность ребенка к самоанализу, оценке своих достижений, к сопоставлению своей оценки с оценками окружающих людей. Но эта самооценка имеет еще субъективный, эмоциональный характер. Домогательство признания со стороны взрослых является важным мотивом поведения ребенка.
Источник