Развитие отношений между отцом и ребенком
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании ребенка (И.М. Марковская, И.С. Кон, Т.Н. Мартынова, Н.А. Коркина) [32;43;24]. Они подтверждают тот факт, что роль отца в социализации личности ребенка чрезвычайно велика.
Многие исследователи изучали влияние отцовского примера на развитие ребенка. Так, например, А Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса [26,349]. Данные исследований Г. Крайг говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Значительная роль в развитии личности ребенка принадлежит любви отца [26,211]. Д.С. Акивис в своей работе “Отцовская любовь” отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет ребенку больше самостоятельности, воспитывая в нем самодисциплину [10,33]. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.
Отечественные педагоги и психологи постоянно подчеркивают роль отца в половой социализации ребенка. И.С. Кон обращает внимание на то, что отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, а в воспитании сына отцу принадлежит особая роль [20,71]. Островская Л.Ф. пишет, что образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика [44,52]. Р. Кемпбел отмечает, что у добрых отцов вырастают мужественные сыновья, в то время как у сверхмаскулинных, женоподобные. Схожие результаты были получены в исследованиях Р. Бернса [4,37]. Д. Виткин указывает, что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, то и его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, то и сын будет считать это нормой мужского поведения.
По поводу становления мальчиков и девочек пишет Н.С. Каган, что требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в процессе средовой социализации испытывают большее средовое давление [32,137]. В последние десятилетия наметились довольно тревожные сдвиги в этой области. Жесткость требований к маскулинности обрела преимущественно декларативный характер. Ведь если проследить, кто является основными социализаторами в главных институтах социализации (семья, детский сад, школа, ВУЗ и т.д.), то мы заметим, что на протяжении почти всей жизни основным примером для подражания является женщина. Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница — женщина-начальник), и какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик не слышал от женщины, каким должен быть мужчина, он воспитывается, прежде всего, как “удобный в обращении” для женщин. Именно поэтому роль отца в половой социализации особенно мальчиков действительно значительна [22,53].
Социально принято, что мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец за эмоциональную независимость. На наш взгляд, подобная задача отцов ничуть не проще задачи матерей, а наверно даже сложнее и ответственнее. Но, как мы определили раньше, отношение к институту отцовства в современном обществе и, особенно в нашей стране очень неоднозначное. Современные мужчины, в большинстве случаев, не представляют стабилизирующего фактора в семье. И в связи с тем, что отцы являются очень важными социализаторами в жизни ребенка, и в то же время отцовский инстинкт не является столь сильным и безусловным как у матери, необходимо готовить современных мужчин к принятию роли отца.
Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов.
Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой,
как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда
перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации [21,162].
Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,
так и вне нее [21,162].
По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы» [13,11].
Личные качества отца, в число которых входит любовь к своим детям, оказывают значительное влияние, на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально — психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина — мать [24,122].
Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. [24,122]. Существует несколько подходов к рассмотрению роли отца. Представителями психоаналитического направления [4, 98] выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка, отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка: 1) отец — воплощение силы, как объект восхищения и любви; 2) отец как объект реализации потребности в безопасности и защите; 3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека [12,95]. Любовь матери — безусловная любовь, принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии (Маслоу), создает базу для развития [34,37]. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К.Хорни, Д. Винникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности в безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и, таким образом, дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье [13,13]. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Когда отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности и уверенности у других членов семьи.
Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом, воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится [4,183].
Исследователи семейной психологии рассматривают семью как систему, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими, и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Зная вклад каждого члена семьи в систему, можно сказать, что семья как система будет нестабильна или неустойчива, при отсутствии любого из компонентов [53,27].
Непосредственно участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить: оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности ребенка.
Таким образом, отношение отца к ребенку оказывает влияние на его личностное развитие. Отношения в диаде «отец — ребенок» влияет на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов, при этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, их отношения важны для функционирования всей системы. Е. П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные [18,45]. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям [26,372]. Изучение годовалых детей показало, что дети “вовлеченных ” отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети “менее вовлеченных” отцов [26]. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста[26,374].
Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Присутствие отца дает ребенку ощущение особого эмоционально — психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогает развитию моторики ребенка [26,372]. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Это важно, так как именно родители удовлетворяют потребности ребенка, так как он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.
Источник
Материалы, присланные пользователями
Автор: Оксана Борисова. По материалам сайта «Деточка»
Для новорожденного мама — весь мир. Мамин голос, тепло рук создают маленькому человечку комфорт и уют. Но малыш растет, с интересом рассматривает окружающее пространство. И все чаще в поле его зрения попадает лицо еще одного человека — папы. Обычно дети довольно рано начинают выделять отца, а месяцам к 9 могут и предпочитать папино общество.
Но так бывает не всегда. Малыш готов полюбить и принять отца, а вот далеко не каждый папа способен ответить ему взаимностью. Нет, детей любят почти все, но проявить эту любовь, найти точки соприкосновения с сыном или дочкой, иногда решить эту задачу мужчине не по силам. Он становится заложником отвлеченных представлений о детях и отцовстве. Очень распространена позиция, когда отец считает, что главное, что от него требуется — обеспечить семье материальный достаток, а остальное лучше отдать на откуп женщине.
«Я работаю, как вол, не у меня сил на ребенка по вечерам», « все так живут», «он пока еще маленький, вот подрастет», «воспитывать дочку должна мама», «я не готов быть отцом, не знаю, что с ним делать». Знакомо, не правда ли? И при этом отцы ждут от детей безусловного уважения и подчинения. Иной папа готов подтверждать свое права на уважение силой. Боится — значит, уважает — очень порочная формула, когда речь идет об отцах и детях.
Хорошо когда папа готов нянчиться с малышом сразу по выходу из роддома. У него есть для этого и возможность и желание. А если нет? Не так уж и редка ситуация, когда ребенок категорически не хочет идти к отцу на руки, не остается с ним ни на минуту. Издерганная мама выступает в роли «обвинителя» Папа нервничает и .. умывает руки. Его подобная расстановка подчас и устраивает, а даже если и расстраивает, то он не знает, как исправить ситуацию. Между тем краеугольный камень в отношениях отец-ребенок закладывает именно женщина. Во время беременности и после, оказавшись один на один с малышом, мама вынуждена, научится понимать собственного ребенка, а вот у папы этого опыта нет и ему порой действительно очень не просто понять, чего от него хочет орущий младенец.
Вот тут папе требуется помощь. Покажите, как играть с малышом, что ему нравится, что нет. Вначале общайтесь втроем. Затем обязательно оставляйте наедине, но для начало не надолго и, дав четкие инструкции, что и как делать. Старайтесь не критиковать, а хвалить папу. «Ах, как он тебе улыбается, ему нравится, как ты его качаешь! Посмотри, как он тебе обрадовался! Он тебя узнает и выделяет!
Иногда даже стоит слегка приврать, но поселить в душе папы уверенность, что младенец его любит и ждет.
Самые первые месяцы не стоит призывать папу на подвиги под лозунгами «Ты же отец, ты должен!». Лучше просто попросить о помощи. Тем более в первые месяцы внимание и поддержка нужны не новорожденному, а его маме.
Если проблема в том, что папа и рад бы подружится с ребенком, но проводит дома всего часов 8 в день, то право грешно требовать от него активного участия в повседневном уходе. Дайте лучше мужу сытого и довольного жизнью младенца. Пусть они поагукают вместе всего 15 минут, но это заложит гораздо больше теплоты в их отношениях, чем скандалы на тему: « Ты совершенно не занимаешься ребенком!
А что бы ребенок в промежутках не забыл, кто такой папа, рассказывайте о нем, показывайте фотографии.
Иногда мужчины просто недопонимают, как важны они для своих детей. Донести до мужа мысль, что ребенку необходимы любовь, внимание и интерес отца к нему, что он и в год уже человек со своим внутренним миром, сложно, иногда очень сложно, но, как известно, нет ничего невозможного. Вам могут помочь и умные книжки и статьи, зачитанные вслух или случайно оставленные без присмотра, примеры из жизни, рассказы о собственном детстве.
Порой мама сама того, не желая, делает все, чтобы помешать отцам и детям наладить отношения. Если критиковать папу за каждое неверное движение и убеждать его, что вы то конечно лучше знаете что нужно ребенку, то вряд ли это будет стимулировать отцовские чувства.
Еще одна очень распространенная ошибка — сделать из папы Бармалея. «Вот папа придет, он тебе покажет!» — этими словами вы разрушаете самое сокровенное — доверие ребенка к отцу, уверенность в его любви и поддержки. И чем меньше ребенок, тем это негативнее влияет на его отношения с папой.
И наоборот, если мама всячески демонстрирует ребенку, как она любит и уважает его отца, то и ребенок будет разделять эти чувства.
Часто папа ждет, чтобы ребенок подрос до уровня «разумного существа». Но именно к тому времени, когда ребенок уже на первый взгляд «все понимает» появляются новые проблемы.
Во-первых, у «всепонимающего» ребенка кризис трех лет. Он хочет все делать САМ, что порождает немало конфликтов особенно со стороны не склонных к компромиссу пап. Хотя иногда папе наоборот легче предоставить ребенку самостоятельность в ряде вопросов, чем склонной к гиперопеке маме или бабушке.
Во-вторых, в возрасте с 3 до 6 лет дети начинают осваивать свою половую роль. Ребенок с одной стороны идентифицирует себя с членом семьи одного пола, с другой у него складываются особые отношения с родителем противоположного пола. Речь идет о так называемом эдиповом комплексе или, если речь идет о девочке — комплексе Электры. Мальчик вдруг собирается женится на маме, а девочке очень хочет выйти замуж за папу.
Эту стадию переживают все дети, но у основной массы она проходит не ярко выражено и внутренний конфликт благополучно разрешается. Но именно на этом этапе взросления между отцом и сыном часто возникают трения. Подсознательно мечтая вытеснить отца из жизни мамы и занять его место, мальчик может начать фантазировать по поводу папы: «А вот если папа будет идти домой, а страшная Баба Яга его поймает и съест» или с папой приключится что-то менее трагичное, но главное до дома он не дойдет. Фантазии эти обычно смутные и чаще всего не конца самим ребенком осознаваемые, но чувство вины и страх наказания могут существенно отравить жизнь маленькому мужчине. Особенно тяжело переживают этот период сыновья мужчин с ярко выраженной мужественностью. Призывы «Быть сильным!» мало, чем помогают запутавшемуся в своих ощущениях мальчику. В рамках этих переживаний ребенок к тому же испытывает, так называемый страх кастрации. Опасение лишится основного признака мужского пола, и стать девчонкой, так или иначе, беспокоит, наверное, всех маленьких мальчиков. И тут очень важна позиция взрослых, которые могут спокойно и честно объяснить малышу, что к чему. Что девочки — это вовсе не наказанные мальчики, и никто на целостность и сохранность ребенка не покушается.
Лучшее что может в этой ситуации сделать папа — это проявить терпение и такт. Он должен понимать, что сыну очень нужна сейчас его поддержка и понимание. Отцу важно создать местоимение «Мы». Мама — это мама, а мы с тобой мужчины, мы вместе и у нас много общего. Любое совместное дело и просто совместное времяпрепровождение будет благотворно влиять на мальчика, которому захочется быть не вместо папы, а таким же, как папа. Страшный великан из недруга превратиться в доброго и надежного союзника. Девочки этого возраста наоборот отца обожают и боготворят. Но чересчур застенчивые маленькие леди могут боятся или стыдится проявить свои чувства. Не надо давить на девочку. Но даже если дочка видимо не нуждается в папиной ласке, не забудьте лишний раз похвалить красивое платьице, и потрепать дочку по затылку.
Родителям кажется, что они воспитывают детей и только спустя годы приходит понимание того, что воспитание — процесс двухстороннего взаимодействия. Дети помогают нам стать мудрее и лучше. Так что папы не упустите свой шанс стать действительно настоящими мужчинами: сильными, мудрыми и добрыми.
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Я хочу знать, что люди говорят об этом
Источник
Психологи не перестают твердить, что все наши проблемы родом из детства. Именно в этом возрасте формируются наши взгляды на жизнь, людей вокруг и на самих себя. Особенно важными специалисты считают отношения между отцом и дочерью и вот почему.
Психология взаимоотношений отец-дочь
Психология “отец-дочь” – это противопоставление, контраст отношений дочки и матери. Они оказывают влияние на совсем следующие факторы развития личности:
Становление самодисциплины и уверенности в себе.
Тогда как мамы склонны более опекать и заботиться о дочерях, отцы позволяют большую свободу в действиях и поступках. Можно залезть на дерево, испачкать платье, с увлечением заигравшись на прогулке. Но при этом – осознать собственную ответственность за такой шаг: оценить и минимизировать риск падения с дерева, необходимость чистить и ремонтировать одежду, потерявшую вид.
Ответственность за свое здоровье, самочувствие, внешний вид.
Чаще всего именно любящие отцы прививают любовь к спорту, активному образу жизни, путешествиям и туризму.
Основы доверия к противоположному полу, гармоничных отношений в семье.
Нежная забота отца, доверительная связь отца и дочери закладывает основы ласковых, эмоционально открытых, гармоничных отношений с мужчинами в будущем.
Истоки связи отца и дочери
Правильная связь отца и дочери на эмоциональном и духовном уровне начинает формироваться с момента рождения малышки. Совсем маленький ребенок на первом году жизни уже все прекрасно чувствует и понимает.
Домашняя тирания, излишне властный отец или эмоционально холодный, черствый, равнодушный к жене и ребенку – не лучшая база для гармоничной женственности и воспитания успешной личности.
В такой ситуации мать может переносить все нереализованное желание нежности и любви на дочь, эмоционально накрепко привязывая ее к себе. Это разрушает личностные, социальные, психологические связи в семье, отрицательно сказывается на детях.
Дружелюбный, эмоционально стабильный отец – залог нормальных отношений отца и дочери в будущем. Это позитивно сказывается на физическом, интеллектуальном развитии дочерей, их умении отстаивать свою точку зрения, более позитивно смотреть на мир и свою роль в нем. Образ жизни таких детей (а в будущем – девушек, женщин) более правильный. Они занимаются спортом, следят за внешностью, посещают музеи и выставки, любят путешествовать и адекватно относятся к себе и окружающим.
Нежный возраст: становление отношений отца и дочери
В первые пять лет жизни их связь особенно крепкая, регулярное тесное общение необходимо, оно позволяет заложить основы:
Доверия к мужчинам.
Интересующийся жизнью девочки уверенный, спокойный и терпеливый любящий отец – лучший показатель, пример того, что окружающий мир не страшен, что у мужчин и женщин так много общего, и что понимать друг друга, слушать и слышать не так и сложно.
Идентификации полов.
Именно отношение между отцом и дочерью позволяет трехлетней малышке начать воспринимать себя как женщину, копировать поведение своего пола, транслировать его на отношения с отцом и другими окружающими мужчинами. Это очень важный этап взросления.
Менее сложного прохождения подросткового периода жизни.
Недовольство меняющейся внешностью, комплексы и проблемы будут менее выражены и даже полностью нивелированы, если папа говорит комплименты, восхищается своей дочерью. Не получив этого, девушка может начать искать ранние сексуальные контакты с целью удовлетворить потребность в восхищении.
Уверенности в своей семье, людях, чувстве защищенности.
Отец, который примет выбор, поможет в сложных ситуациях, простит – это гарантия стабильности, формирование правильного образа супруга. Уверенная на сто процентов в защите и любви, девушка не попадет под власть агрессора, деспотичного мужа, не будет терпеть издевательства и неуважение.
Профессиональной самореализации.
Восхищаясь делами и поступками дочери, помогая выполнять домашние задания, прививая любовь к природе, технике, точным наукам, совместной деятельности отец существенно расширяет кругозор и сферу интересов девочки. Кроме того, успешный, состоявшийся в профессии, бизнесе папа – отличный пример, чтобы добиться достойного положения в обществе, реализовать свои способности.
Проблемы отца с дочерью: как их предотвратить, нивелировать последствия
Отношения отца и дочери не всегда могут быть радужными и безоблачными. Среди основных рисков:
Папа, мечтающий о мальчике.
В этом случае отец может слишком поощрять мужские черты и проявления в девочке. Мудрая мама в такой ситуации мягко скорректирует поведение, сделав эти черты менее выраженными, сглаженными. Выходом из такой ситуации будет компромисс. Например, дочку можно отдать в спортивные секции.
Авторитарный, властный папа.
В этом случае психология отношений “отец-дочь” чревата внутренним конфликтом. Запрет на проявление эмоциональности, женственности выливается в формирование инфантильности, образа «куколки». В будущем такие женщины стремятся найти в партнере отца, что не самым благоприятным образом сказывается на отношениях в их семье.
Безвольный, слабохарактерный отец.
В таких семьях роль и мамы, и папы часто приходится выполнять женщинам. Девочки стараются «разгрузить» мать, взять часть ответственности на себя. «Амазонка» в будущем может полностью отрицать ценность семьи либо повторит модель отношений своих родителей. Девушка, которая с детства наблюдала, что глава семьи – мать, никогда не позволит себе “дать слабину” в отношении с сильным полом, рискуя из раза в раз разочаровываться в партнерах, которые не пожелали прогибаться под нее.
Любовь, забота и восхищение в большинстве случаев — лучшая база для психологического здоровья девочки, гарантия ее счастливого будущего.
Источник