Развитие особого ребенка в семье
В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.
Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание.
Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами [3, с. 5].
Реакции родителей на то, что у них появился «особый ребенок»:
‒ отрицание — в основе этого поведения лежит отчаянная надежда на то, что диагноз, данный первоначально, ошибочен;
‒ гнев — защитная реакция родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка;
‒ чувство вины — переживание родителей по поводу их проступков, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.
В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей [1, с. 29].
Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.
В работе М. И. Смирновой и И. И. Мамайчук представлен системно-уровневый принцип по семейной психокоррекции при дисгармоническом развитии, которая понимается как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личностной структуры ребенка, а также решение актуальных психотравмирующих проблем, вызванных нарушенными семейными отношениями [2, с. 67].
Выделяются три уровня психокоррекции:
1) Общий уровень содержит задачу: через участие психолога в организации жизнедеятельности семьи предупреждение и снижение эмоционального дискомфорта у всех родственников в связи с проблемами ребенка (проведение специальных лекций, дискуссий, родительских тренингов).
2) Специальный уровень имеет задачу: организация конкретных психокоррекционных воздействий в рамках семьи (арттерапевтических, групповых, игровых и др.), направленных на развитие навыков самоконтроля и коммуникативной сферы.
3) Дифференцированный уровень содержит задачу: семейная психокоррекция конкретных поведенческих расстройств у детей и проблем семьи с учетом клинико-психологических, психологических, индивидуально-типологических особенностей всех членов.
Методы для определения степени педагогической грамотности родителей в воспитании детей с ТМНР — наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей; анкетирование; анализ личных дел детей, дневников динамического наблюдения, карт индивидуального развития, медицинских сведений.
Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие задачи:
а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;
б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;
в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;
е) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
ж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;
з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.
Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.
Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сообщать его специфические отрицательные и положительные особенности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные.
Нужно на примерах убеждать родителей, что их ребенок с ТМНР, как это звучит ни парадоксально, является больше всего не обузой для нее, а источником ее духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет родительское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гуманнее, осознавая, что буквально все люди несут право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех — ребенку и родителям — и играет определяющую роль в гармонизации родительских отношений. В матери ребенок пробуждает ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.
Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять собственным дыханием (урежение дыхания) помогает регуляции эмоционального состояния, а именно в стрессовых ситуациях [4, с. 15].
Специалист должен разъяснять родителям важность обеспечения контактов ребенка со всем социальным миром, что помогает социальной адаптации ребенка. А при этом внушать ребенку то, что он особенный не стоит. Нужно затрагивать все средства, чтобы вырастить ребенка уверенным в своих силах, активным, жизнерадостным. Полезно хвалить его в кругу посторонних, повышая его самооценку.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, общий подход помогают быстрее развить его умения и навыки, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении заботы о близких, посильного труда в семье, самообслуживания, навыков опрятности, должно быть минимальным.
Родители должны обеспечить охранительный режим, который укрепляет и щадит нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Важно, чтобы родители систематически и активно наблюдали за развитием собственного ребенка с рождения. Так можно своевременно обратить внимание на некоторые особенности ребенка, а в дальнейшем по ним следует посоветоваться со специалистами.
Полезно записывать в дневнике собственные наблюдения и приемы, которые явились более эффективными в какой-либо ситуации. Это поможет учесть успехи и неудачи, критически оценить родительское отношение к ребенку.
Надо учить «особого ребенка», как и всех обычных детей, ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен знать, как и где покупается еда, уметь самому ухаживать за другим и т. д. Предметы изучаются в разных ситуациях: в процессе ручного труда, лепки, рисования, в книге, на рисунке.
Ребенка нужно побуждать отвечать на вопросы, а также делать умозаключения, оценивать чужие и свои действия, рассказывать о происходящих ситуациях. В процессе данного способа воспитания у ребенка будут развиваться необходимые умения и навыки, речь, память, мышление, внимание, познавательная деятельность. Вся деятельность детей может сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Мама, в процессе игры с ребенком говорит обо всех его действиях, повторяя эти фразы в разных типах коммуникативных высказываний, в нескольких вариантах (отрицание, побуждение, вопрос, сообщение).
Таким образом, воспитание «особого ребенка» в семье содержит следующие основные направления работы родителей, о которых они должны знать:
‒ постоянное продвижение психического развития, соответствующее индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
‒ обеспечение благоприятных условий для охраны тельного режима и обучения;
‒ формирование речевого, предметно-практического и эмоционально-положительного взаимодействия «особого ребенка» с родителями.
Это будет помогать социальной адаптации ребенка и предотвращать формирование поведенческих патологических стереотипов. Критерием хорошего воспитательного подхода может стать состояние психофизиологического комфорта у «особого ребенка» и остального состава семьи.
Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых детей» в нашем центре уже несколько лет функционирует клуб «Психологическая гостиная», созданная педагогами-психологами, на которой специалисты-психологи разбираются в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам-психологам центра приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ТМНР. Все встречи в клубе происходят в неформальной обстановке, за чашкой кофе или чая с пирогами. Формат встреч — это пятница вечер, первая неделя месяца. Нам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом учреждения. Темы наших встреч: «Как справиться с агрессией?», «Детская агрессия», «Эмоциональная зависимость», «Конфликты на работе и дома», «Манипуляции, я могу им противостоять!» и многие др.
Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка в центре содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» состоит из трех этапов:
Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог убеждает членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
На втором этапе формируются увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. Специалисты центра показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога. На этом этапе в ЦССВ «Южное Бутово» работает клуб дефектологов, логопедов «Учимся играя», где специалисты делятся своим опытом и знаниями применения различных современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР.
Третий этапхарактеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Здесь себя прекрасно зарекомендовала «Школа родителя особого ребенка». Мастер-классы в ней проводят педагоги дополнительного образования. Часто эти встречи проходят совместно с детьми, что помогает родителям на деле увидеть достижения своего ребенка.
Литература:
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
- Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2008. 365 с.
- Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ОСОБОГО РЕБЕНКА)
Семья, в которой есть ребенок с нарушениями развития, возможно, большая — с братьями и сестрами, окруженная бабушками и дедушками, а возможно, — только мать с ребенком. Ребенку может быть годик или он уже большой. Разными могут быть и нарушения, и состояние ребенка. Разный состав семей, разное материальное и социальное положение, но переживания чаще всего сходны.
Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивает, сложившиеся в семье представления о себе, разрушает ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь.
Многие люди, имеющие детей с нарушениями, по прошествии лет оценивая свою жизнь, говорят, что именно рождение особого ребенка дало их семьям удивительный опыт переосмысления жизни, научило принятию, надежде, вере. Но в начале этого пути отправными переживаниями становятся переживания горя, травмы, потери, сопровождающиеся чувствами вины, отчаяния, боли, несправедливости.
В психологии принято выделять пять основных этапов переживания горя:
Отрицание (человек, не верит, что это произошло с ним).
Отрицание является реакцией противоборства, противостояния, крайнего несогласия. Отрицанию может быть подвергнуто то, что вторгается в жизнь человека и разрушает целостную картину мира. Надо заметить, что отрицание является одним из механизмов выживания в крайне тяжелой для человека ситуации.
Иногда отрицание столь сильно, что родители ребенка с глубокими нарушениями и очевидными проблемами до последнего момента не оформляют инвалидность или возлагают большие надежды на какое-то конкретное лечение либо метод воздействия, которые, как им кажется, вернут ребенка и семью в «здоровье», то есть – в счастье.
Будучи защитной реакцией, отрицание связано с сильным напряжением и расходом энергии, которая, если бы ситуация была принята, могла быть использована для изменения.
Сделка (человек пытается «совершить сделку» с высшими силами, жизнью, судьбой и т. д. — пообещав себе что-то исправить в своем поведении, образе жизни, а взамен надеясь вернуть благополучие).
Фаза «сделки» характеризуется «магическим», или «фантастическим», типом мышления. В фазе сделки родители могут присоединиться к местным организациям, отстаивающим какие-либо гуманитарные цели. Еще одно характерное проявление фазы сделки-пламенное обращение к религии или ожидание чуда.
Гнев (произошедшее вызывает в человеке чувство негодования, несправедливости).
Это может быть гнев на Бога («Почему Я?»), на самого себя или на супруга – за то, что произвел на свет больного ребенка или за недостаточную помощь Часто гнев проецируется на специалистов, по мнению родителей, не оказывающих ребенку достаточной помощи (врачей) или плохо его обучающих (учителей).
Выражение гнева часто имеет очистительный эффект и помогает снизить чувство тревоги; однако когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка, и полностью осознают хроническую природу его нарушений, на место гнева приходит чувство депрессии.
Депрессия (все активные попытки бороться с горем завершены, ресурсы истощены, появляются апатия, безразличие, ощущение собственной беспомощности и т.д.).
Для многих родителей депрессия – временный эпизод, хотя некоторые исследователи говорят о «хронической скорби», испытываемой родителями. Депрессия может совпасть с определенной стадией семейного жизненного цикла. Смена циклов часто приносит с собой перемены и предполагает сравнение с другими детьми и другими семьями. Кроме того, тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями.
Принятие (человек учится примиряться со своей нынешней жизнью-такой, какая есть, принимать ее, видеть в ней положительные стороны, появляется желание жить дальше).
Принятие необходимо, чтобы начать строить свою жизнь по-новому, чтобы появилось место для нового будущего с этим особенным ребенком. Оно создает пространство для наблюдения и понимания, позволяет увидеть возможности, которые до этого были сокрытыми. Оно освобождает силы, которые ранее уходили на сопротивление.
Надо отметить, что принятие — это не одномоментное событие во внутренней жизни. Скорее можно говорить о принятии, как о постоянном душевном процессе. У принятия есть и «практическая» сторона: именно принятие позволяет обратиться за помощью, а затем эффективно ею пользоваться. При тяжелых нарушениях у ребенка изменение его состояния, его обучение и развитие будут происходить очень и очень медленно по сравнению с его сверстниками. Для того чтобы способствовать этому развитию и получать радость от изменений, нужно научиться наблюдать, видеть и ценить даже маленькие шаги. Все это возможно только в том случае, если появится принятие настоящего состояния ребенка и собственных переживаний.
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА?
Вот советы, которые дает в своей книге «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, мама особого ребенка:
— Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
— Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели.
— Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.
Принятие считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:
Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.
Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.
Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.
Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
Знакомство с этими этапами и осознание того, что несмотря на горечь произошедшего с Вами и Вашей семьей, необходимо жить дальше – это уже первый шаг на пути к этапу принятия. Не закрывайтесь, не отказывайтесь от помощи – будь то работа с психологом, опытом людей, прошедших через подобное, просто общение, возможность выговориться и т. д. Ваше спокойствие и принятие ситуации важно как для Вас, так и для Вашего особого ребенка, потому что никакие слова, книги, советы и упражнения не помогут Вашему ребенку любить себя и радоваться жизни, как пример его собственных родителей!!!
Литература:
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.
Рязанова А. В. Семья с «особым» ребенком: внутренние процессы и социальные отношения.
Селигман М., Дарлинг Р. Особые семьи, особые дети.
Фюр Г. «Запрещенное» горе.
Источник