Развитие основных психических процессов у ребенка дошкольного возраста

Зоя Гаврилова
Особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и в предыдущем возрастном этапе,здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.Приведем средние данные: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000 слов, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все что угодно, и рассказать обо всем на свете. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет специфические особенности. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Кроме того, появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий, оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта.

Источник

Психические процессы ребенка — виды и особенности развития в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Коротко рассмотрим психические процессы ребенка в отдельности.
Итак, обратимся к рассмотрению психических процессов в следующем порядке: памяти, мышлению, речи, вниманию, воображению и восприятию.

Память

Память играет большую роль в полноценном развитии старших дошкольников. Благодаря этому процессу ребенок способен усваивать знания о том, что его окружает в повседневной жизни, узнавать о собственной личности. Именно благодаря памяти, им осваиваются нормы поведения, приобретаются новые и полезные навыки и привычки.

У пятилетнего дошкольника прослеживаются свои психические процессы ребенка, можно уже наблюдать значительные изменения в памяти. У ребенка старшего дошкольного возраста расширяется кругозор, знания, умения, все это свидетельствует о количественных и качественных переменах в памяти дошкольника. У ребенка в данном возрасте начинают формироваться задатки произвольной памяти. Дети в возрасти пяти и шести лет уже в состоянии четко определить мнемическую цель. Такое возможно при запоминании и припоминании чего-либо.

Отметим также формирование и развитие навыков самоконтроля у старших дошкольников, когда им необходимо запомнить наглядный или словесный материал. И самоконтроль является своеобразным стимулом, чтобы дети овладевали приемами логического запоминания. В старшем дошкольном возрасте можно уже говорить о развитии наглядно-образной памяти. Этому способствует развитие других психических процессов, в частности, мышление.

Мышление

Мышление — это процесс получения знаний в результате установления связей между явлениями и их причинами. В старшем дошкольном возрасте появляется умение мыслить логически. Так как в этот период дети способны воспринимать только конкретные или образно — представляемые связи, важно обращать внимание на способ подачи. Ребенок в процессе обучения применяет собственные суждения, но подсознательно копирует старших. В результате такого подражания воспитателю, может появиться эффективный или, наоборот, неэффективный способ работы.

При помощи взрослых малыш получает первые навыки в группировании, анализе и сравнении предметов. На начальном этапе это только запоминание названий объектов и их применение. Не стоит давать ребенку в таком возрасте готовых решений чтобы у него правильно формировалось умение анализировать причинно — следственное мышление. Впоследствии это облегчит восприятие пространственных и временных связей.

В старшем дошкольном возрасте на смену наглядно — образному мышлению приходит словесно — логическое. Ребенку уже вполне под силу решать в уме поставленные задачи, а не только совершать операции с наглядными предметами. Он начинает систематизировать знания, усваивает цикличность, причины происходящего. Поэтому на данном этапе ему так необходима помощь взрослых, так как дети еще не способны во многом логически рассуждать, например, о величине объекта и его количестве.

К шести годам ребенок уже сможет обобщать объекты по категориям: съедобное — несъедобное, фрукты — овощи — ягоды, транспорт, и тому подобное. Кроме того, дошкольнику под силу решение непонятных ситуаций и выстраивание логического ряда из шести — восьми этапов.tr

В старшем дошкольном возрасте ребенку проще всего развиваться, если взрослые подают ему знания в виде игры. Больше всего ему интересно исследовать предметы, обобщать их, давать названия. Если в это время поддерживать интерес малыша к познаванию и осмыслению, он вырастет эрудированным и любознательным человеком.

Важно научить шестилетнего малыша ставить простые опыты и делать из них выводы. В это время ребенок освоит не только сам процесс исследования, но и описание его, составление личного мнения. Когда его собственная точка зрения не соответствует действительности, ее следует мягко скорректировать, но ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уважая чужое.

Какие бы способы развития дошкольника не применялись, важно помнить, что ребенок в этом возрасте точно копирует окружающий мир. Позитивно настроенные, эрудированные, любознательные взрослые с грамотной речью станут отличным примером для подражания. Малыш, развивающийся в таком окружении обязательно переймет лучшие качества.

Речь

Старший дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем развития речи. Преобладающее число старших дошкольников успешно справляется с правильным произношением всех звуков родного для них языка, умеет регулировать громкость и темп речи, выражать радость, вопрос и другие интонации. Каждый ребенок в данном возрасте уже имеет богатый словарный запас, но продолжает обогащать свой лексикон новыми единицами речи. Это могут быть отдельные слова либо целые словосочетания.

Однако в этот период особое внимание обращается уже не на количественную, а на качественную сторону: так, в лексическом запасе ребенка появляется целый ряд синонимов (схожих по значению слов), антонимов (слов, противоположных по смыслу), многозначных слов.

В этом возрасте завершается такая важная ступень развития речи, как усвоение грамматики.

Дошкольники все чаще используют простые распространенные предложения, а также сложносочиненные или сложноподчиненные конструкции. Они начинают критически относиться к  ошибкам в грамматике, могут хорошо контролировать речевой процесс. Именно в этом возрасте детьми активно усваиваются навыки построения различных типов текста: повествований, описаний, рассуждений. У детей данного возраста процесс развития речи сопровождается активным использованием различных вариантов связи членов предложения или частей высказывания с соблюдением  их структур.

Речь детей-старших дошкольников отличается иными особенностями. Некоторые дети не справляются с правильным произношением конкретных звуков, типичных для их языка  (наиболее часто трудности возникают с сонорными или шипящими). Кто-то  еще не владеет своей интонацией. Другие не могут регулировать  темп своей речи, ее громкость. Некоторые неверно образуют отдельные грамматические формы (чаще всего дети не справляются с постановкой существительных в родительный падеж множественного числа, а также неверно согласуют существительные и прилагательные,  испытывают трудности при словообразовании).

Определенные затруднения возникают также со сложными синтаксическими конструкциями. Некоторые старшие дошкольники могут допускать в их построении  ошибки, в результате чего неправильно соединяют слова в предложениях или неверно  связывают предложения между собой в своей речи.

Внимание

Внимание ? это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из большого потока информации выделить наиболее важную для человека.

Учитывая психические процессы ребенка и при этом участие или неучастие воли, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное (ещё его называют пассивным) возникает спонтанно, оно не зависит от намерений человека, у произвольного же есть сознательная цель.

Непроизвольное внимание в период старшего дошкольного детства доминирует над произвольным, ребенок еще не умеет управлять своим внимание и чаще всего оно зависит от внешних впечатлений. Ребенок еще быстро отвлекается, не может долго концентрироваться на одном объекте.

В возрасте 5-6 лет у детей начинает появляться произвольное внимание уже не по указке взрослого, а под влиянием самоинструкции (дошкольник регулирует этот процесс при помощи внутренней речи). Произвольное внимание возрастает по мере развития его главных свойств (концентрация, объем и др.) и к семи годам дети уже удерживают свое внимание на интеллектуально важных для них объектах.

Старший дошкольный возраст характеризуют такие психические процессы ребенка, как переход от непроизвольного внимания к произвольному. Для психики ребенка это очень важный и значимый период.

В это время дети могут удерживать внимание на какой-либо картинке около десяти минут, переключать его с одного предмета на другой, разделять между несколькими предметами. Во время игр, например, дети могут играть уже с несколькими игрушками. Это свидетельствует о том, что увеличивается объем внимания.

В период дошкольного детства психические процессы ребенка таковы, что устойчивость внимания еще невелика, дети не могут долго задерживать интерес на одном и том же предмете, но к старшему дошкольному возрасту устойчивость существенно увеличивается. Это видно на примере игр. Если в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в одну и ту же игру всего полчаса, то в старшем это время увеличивается до двух часов.

Ребенок под руководством взрослого может выполнять довольно неинтересную для него работу, если он понимает, что это дело нужное и его нужно обязательно закончить. Он не отвлекается даже на более интересную для него работу, пока не закончит начатое. Бывает и так, что поначалу неинтересная для дошкольника работа заинтересовывает его и становится увлекательной.

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с изменением организации жизни. Кроме игры появляются такие виды деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные для этого возрастного периода:

  • возрастает объем внимания (ребенок уже способен воспроизводить до нескольких предметов сразу);
  • возрастает устойчивость за счет интереса к учебе и познавательной деятельности;
  • у детей мало практического опыта, поэтому способность к быстрому переключению, а также распределению развиты слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Воображение

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов и манипулировать ими.

Развитие воображения помогает ребенку лучше познать мир, успешно развиваться, эффективно решать проблемы, накапливать жизненный багаж. Эти функции очень важны для детей, и поэтому способность к воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных переживаний, собственных отрицательных качеств путем приписывания, проецирования их другим людям или даже предметам.

В 6-7 лет у ребенка уже настолько развито аффективное воображение, что он может создавать свой собственный мир с воображаемыми героями и жить в нем, общаясь с выдуманными друзьями и врагами. Творческий процесс у детей часто проецируется на другие предметы и явления, происходит становление этапа устойчивых переживаний. Дети создают фантастические произведения, в которых отражаются испытанные ими переживания; они активно ищут способы для передачи этих переживаний.

Альтернативность применения данных способов выражается в отборе тождественных методов применения результатов воображения, в способе донесения идеи, а также в поиске замысла.

Целостные суждения о предметах и явлениях уже создаются методом включения, когда каждый отдельный элемент реальности участвует в создании единого цельного образа; в это время элементы находятся не на главном, а на второстепенном месте.

В данном возрасте дети умеют производить планирование – до начала деятельности создается план осуществления работы, который последовательно приводится в действие и даже может правиться в ходе выполнения.

Однако без наблюдения и управления, без побуждающих инициатив со стороны взрослых ребенок не может полноценно развивать воображение, не сумеет направить его в нужное русло.

Если аффективное воображение действует без легкой переносимости душевных травм, то это может привести к патологии, к длительным глубоким переживаниям в виде аутизма; ребенок может полностью уйти в выдуманный мир, замещая реальные факты воображаемыми.

Познавательное воображение у детей характеризуется постепенным угасанием, потому что данная психическая деятельность существует и проявляет себя в весьма неопределенных ситуациях, количество которых с взрослением детей постепенно уменьшается.

Восприятие

Дети от 5 до 7 лет более или менее обладают всеми видами анализаторов, которые воздействуют на развитие всех видов чувствительности. Зрительные впечатления и зрительная оценка крайне важны в этом этапе жизни ребенка. Большая часть информации в современном обществе у него складывается именно благодаря зрению.

Шестилетние дети также имеют свои психические процессы ребенка, они уже начинают четко различать цвета, совершают значительно меньше ошибок в их различении. Кроме основных цветов он способен отличить также их оттенки в возрасте от 5 до 7 лет.

Что касается слуха, у детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых, менее развит тональный слух. Они воспринимают темп и ритм музыкальных произведений.

Старшие дошкольники начинают воспринимать пространство, различают геометрические формы предметов, сравнивают их друг с другом. А вот решать задачи на глазомер удается им гораздо труднее. Глазомер определяет размеры предметов, без использования каких-либо измерительных приборов. Дети учатся делить комок пластилина на равные части. Глазомер можно тренировать у детей с помощью рисования, игр и т.д.

Ориентировка во времени более или менее сформирована в возрасте от 5 до 7 лет. Дети начинают понимать, что когда на улице светло, значит наступило утро, или же, наоборот, когда темно, значит вечер. Они начинают сознавать, что такое, »настоящее», »вчера» и »завтра», и что время идет, вне зависимости от нашего желания и нашей деятельности.

Следует отметить такие психические процессы ребенка, как то, что дети дошкольного возраста обладают умением воспринимать красивое, т.е. у них сформировано художественное восприятие. Они пытаются повлиять на персонажей произведений. Несмотря на то, что оценочные суждения у детей довольно простые, однако, их наличие невозможно опровергнуть.

Расширение знаний, развитие речи и мышления способствуют на развитие художественной оценки. Восприятие у детей в возрасте 5-6 лет является рефлексом, иными словами оно происходит инстинктивно, непреднамеренно. Через год дети начинают изучать свойства разных предметов, сопоставлять их.

Обладая способностью различать цвета и формы предметов, дети могут также различать их по величине, силуэтам, маленьким деталям и по месту их расположения в пространстве. Очень часто дети начинают сравнивать свои игрушки с геометрическими фигурами.

Самым большим достижением ребенка является восприятие целостности изображения. Когда он смотрит на картинку, он начинает анализировать то, что видит, находит взаимосвязь между разными частями картинки, между такими явлениями, как пространство, время и количество. Это довольно сложная интеллектуальная задача для ребенка дошкольного возраста.

Источник