Развитие ощущений ребенка в раннем возрасте

Развитие ощущений ребенка в раннем возрасте thumbnail

После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет). В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямо-хождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Восприятие в раннем возрасте остается синкретическим и расплывчатым. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. [4, с.103 ]

Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в ходе которой он учится ориентироваться на цвет, форму, размеры предметов (например, при подборе колец пирамидки, частей матрешки, застегивании пуговиц т.д.). Постепенно ребенок переходит от внешне орудийной ориентировки в свойствах предметов к зрительной.

Например, если в начале второго года дети подбирают вкладыши к отверстиям в игре методом прикладывания, то на третьем году уже действуют на основе зрительного соотнесения. В памяти ребенка сохраняются представления воспринятых им ранее предметов, которые в дальнейшем выступают в качестве эталонов при восприятии новых предметов ( зеленый «как огурец»; круглый «как шарик» и т.д.)

Однако известно, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. К концу раннего возраста ребенок усваивает представление об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал), основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), развивается фонематический слух. Ребенок, воспринимая слово, ориентируется уже не на его ритмическую и интонационную стороны, а выделяет отдельные звуки родного языка (сначала гласные, а затем согласные).

Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на формы изображенных предметов. Это, конечно, не значит, что ребенок не различает цвета. Мы знаем, что различение и предпочтение определенных цветов явно выражено уже у младенца. Но цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии.

Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими и орудийными действиями.

Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве.

Прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную.. Перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, ребенок выбирает самое большое кольцо — то, краешек которого выглядывает из-под любого другого, нанизывает его на стерженек, затем таким же образом выбирает самое большое из оставшихся и т.д. Точно так же, подбирая два кубика, ребенок прикладывает их вплотную друг к другу и обнаруживает, сливается их цвет или нет.

Все это внешние ориентировочные действия, позволяющие ребенку добиться правильного практического результата. Внешние ориентировочные действия, направленные на выяснение свойств предметов, складываются у ребенка при овладении не только соотносящими, но и орудийными действиями. Так, пытаясь достать удаленный предмет, палку, и убедившись, что она не годится, ребенок стремится заменить ее более длинной, соотнося, таким образом, удаленность предмета с длиной орудия. От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Формируется новый тип действия восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, при помощи которой он измеряет свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки — меркой для расстояния, форма отверстий в коробке — меркой для формы опускаемых в нее фигурок.

Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переход к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.

В связи с этим для ребенка двух с половиной — трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету, он может по просьбе взрослого подобрать такой же предмет, как третий, который дан в качестве образца.

Зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, чем простое узнавание знакомого предмета. Здесь ребенок уже понимает, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства.

Обследование предмета при его сравнении с другим становится более детальным, ребенок не ограничивается каким-либо отдельным бросающимся в глаза признаком. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия сказывается в том, что узнавание детьми предметов на картинках и фотографиях, основой которого являлось их отождествление по отдельным признакам, исчезает.

Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов.

Если ребенок, вступивший в пору раннего детства, при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, то позднее — на третьем году жизни хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов. Такими образцами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, сложившиеся у ребенка и закрепившиеся в его памяти. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие может оказываться весьма расплывчатыми и неточными. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения сложного для него нового действия.

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов — различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями — ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Представления о свойствах предметов, связаны с характерными для ребенка видами практической деятельности, прежде всего с предметной деятельностью. Поэтому накопление представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выполняя действия восприятия.

Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Наряду со зрительным в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Здесь тоже сохраняется основное правило, которое заключается в том, что свойства предметов и явлений ( в данном случае звуков) начинают выделяться в той мере, в какой их учет оказывается необходимым для деятельности ребенка. Основная деятельность детей раннего возраста, связанная с восприятием звуков, — речевое общение. Потому-то в этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух. От восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов, отличающихся друг от друга особенностями ритмического строения и интонации, ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности (сначала гласные, потом согласные).

Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако уточнение фонематического слуха происходит и в последующие годы. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте.

Возрастная психология принимает положение Л.С. Выготского о восприятии в раннем возрасте как ведущей функции. «..Восприятие до трехлетнего возраста играет… доминирующую центральную роль. Можно сказать, что все сознание ребенка этого возраста имеется лишь постольку, поскольку оно определяется деятельностью восприятия. Всякий знающий детей этого возраста согласится, что ребенок вспоминает большей частью в форме узнавания, т.е. в форме восприятия, к которому присоединяется акт памяти. Ребенок воспринимает вещь как знакомую и очень редко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами; он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Точно так же мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер. Ребенок разбирается и устанавливает мыслительные связи между наглядно воспринимаемыми элементами. Можно было бы показать, что все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте. Восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». [3, с. 128 ]

Источник

Дашевская Светлана
Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных чувств у детей раннего возраста»

Развитие восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве называется сенсорным развитием. В раннем возрасте значение сенсорного развития достаточно велико. Совершенствование деятельности органов чувств и накопление первичных представлений об окружающем мире происходит в раннем возрасте. Обеспечить полноценное сенсорное развитие детей является одной из основных задач дошкольного возраста.

Начала сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве. Значение сенсорного развития ребенка для его будущего ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачи по разработке и использованию наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.

В процессе всей жизни детей происходит систематическое обогащение сенсорного опыта, накопление новых мироощущений, развитие эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, развитие интересов и формирование потребностей происходит. Для полноценного сенсорного развития в процессе обучения необходимо применение различных средств и методов. Не следует забывать и о сенсорном воспитании в повседневной жизни.

Развитие сенсорных чувств детей с 1,5 до 3 лет занимает, пожалуй, одно из центральных мест в работе педагога ДОУ. Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение первичных отчетливых представлений об окружающем и составляет фундамент умственного развития ребенка в целом.

Ранний возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития ребенка, накопления представлений об окружающем мире, совершенствования органов чувств.

Сенсорное воспитание в 1 младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, то есть способностей к наиболее элементарной форме опосредования – использованию системы сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предметов.

Воспитание сенсорных чувств ребенка включает в себя знакомство с такими образцами, как цвет, форма, величина, вкус, запах.

Выбор темы опыта работы обусловлен тем, что первоначальное познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения предметов окружающего мира, которые действуют непосредственно на органы чувств).

Раннее развитие ощущений и восприятий создает все необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов — воображения, памяти, мышления. Развитая сенсорика является фундаментом для совершенствования практической деятельности современного человека.

Научные исследования системы сенсорного воспитания

Впервые в педагогике внимание на проблему сенсорного развития детей обратил Я. А. Коменский. В «Мире чувственных вещей в картинках» он доказал, что необходимо организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств.

И. Г. Песталоцци в «Азбуке зрительного восприятия» раскрыл необходимость опоры на чувственный опыт при обучении детей овладению счетом.

М. Монтессори описала возможность развития ощущений и восприятия у маленьких детей с помощью дидактического материала на специальных занятиях. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма по методике М. Монтессори были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.

О. Декроли разработал систему дидактических игр, которые обеспечивают сенсорное развитие детей. Он использовал в играх детей предметы окружающего мира, разработал методику проведения игр на развитие сенсорных чувств детей.

Р. Штейнер создал международное культурно-образовательное движение, известное под названием Вольдорфская педагогика. Развитие сенсорных чувств ребенка проходит через подражание.

Руководство процессом усвоения сенсорных эталонов.

Одной из главных задач в работе с детьми раннего возраста мы ставим научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Целенаправленное воздействие педагога ведет к тому, чтобы восприятие детей надолго не осталось поверхностным и отрывочным, чтобы оно смогло создать необходимую основу для общего умственного развития.

В практической работе с детьми раннего возраста мы учитывали, что обучение восприятию цвета отличается от восприятия формы и величины, так как такое свойство как цвет предмета нельзя выделить практическим путем, пробами и ошибками. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой, то есть цвет нужно обязательно. Первоначально в определении цвета значительную роль играет промеривание и сопоставление путем приложения. При наложении цветов, Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может легко обнаружить их одинаковость или непохожесть. При этом он может еще и не знать названия цветов, не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета желтые или один из них синий, а другой желтый, но увидит, что цвета похожие или разные.

Заключение.

Восприятие развивается постепенно, в результате чего дети оказываются способными воспринимать все более сложные объекты. Умение воспринимать не формируется самостоятельно, следовательно, действиям восприятия дошкольников нужно учить, начиная с раннего возраста. Окружающий мир достаточно разнообразен и процесс его познание требует включения в процесс восприятия различных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, а также сенсомоторных действий. Это позволит воспитаннику овладеть широким спектром свойств и качеств объектов окружающего мира, поможет познать их с разных сторон.

Источник

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

—          кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

—          органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

—          лепка из глины, пластилина, теста;

—          аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

—          аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

—          конструирование из бумаги (оригами);

—          макраме (плетение из ниток, веревок);

—          рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

—          игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

—          собирание пазлов;

—          сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Литература:

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Источник