Развитие органов чувств слепого ребенка
Сразу после появления на свет органы чувств у новорожденных далеки от совершенства и имеют ряд особенностей. К примеру, первое время младенец видит все в «перевернутом виде», кожная чувствительность крохи развита неравномерно, а температура тела, как правило, слегка повышена. Зная об этапах развития зрения у новорожденных и периодах формирования других органов чувств, можно отследить, все ли «идет по плану», и нужно ли начинать беспокоиться при малейшем отклонении от нормы.
Развитие органов чувств у новорожденных детей
Пробуждение чувств начинается у ребенка еще в материнской утробе. Психологи доказали, что плод чувствует настроение матери, слышит ее голос и музыку, его глаза реагируют на яркий свет, падающий на мамин живот, а кожа испытывает приятные ощущения от колебаний околоплодной жидкости. Органы чувств новорожденного испытывают колоссальную нагрузку от обрушившихся на них раздражителей: света, шума, прикосновений акушерки, резкого перепада температур и т. д. Этот шквал ощущений способен вызвать настоящий стресс.
Недаром всемирно известный новатор в области деторождения Мишель Оден рекомендует создавать в родильном зале обстановку, благоприятную для рождающегося ребенка: уменьшить свет, приглушить звуки, младенца сразу же положить матери на живот, дать ему грудь, а все неприятные для него процедуры проводить на мамином животе, и как можно бережнее. Оден утверждает, что существует четкая взаимосвязь между началом жизни и будущей судьбой человека, так как обстоятельства рождения оказывают долговременное воздействие на такие качества, как общительность, дружелюбие, агрессивность, то есть на способность и неспособность любить.
Молодых мам очень часто беспокоят вопросы, развиваются органы чувств у новорожденных детей: как видит, как слышит и что чувствует их малыш.
Как формируется зрение у новорожденного ребенка
Раньше в народе бытовало мнение, что ребенок рождается на свет слепым. Это неверно. Ваш малютка хорошо видит ваше лицо, когда вы держите его на руках.
Почти 80% информации из окружающего мира ребенок воспринимает зрительно. Поэтому огромное значение для младенца имеет качество зрения. Органы зрения у новорожденных — это не только глазные яблоки, но и нервно-мышечный аппарат, и соответствующий отдел головного мозга, который анализирует полученную зрительную информацию. Не зря говорят, что человек видит не глазами, а головой.
Как формируется зрение у новорожденного и как видит малыш, только что появившийся на свет?
Глазные яблоки младенца имеют относительно большие размеры, чем у взрослого человека. Белки глаз с голубоватым оттенком, конъюнктива розовая, блестящая, радужная оболочка обычно темно-голубая, а постоянный цвет устанавливается в течение первых месяцев. Одна из особенностей органов зрения у новорожденных – узкие зрачки, вяло реагирующие на свет.
До рождения у младенца не было потребности видеть, поэтому зрение развито недостаточно: зрительный нерв еще не обзавелся миелиновой оболочкой, необходимой для передачи нервных импульсов, а центральная часть сетчатки, на которую проецируется изображение предметов, недостаточно развита. Поэтому зрение у новорожденных детей нечеткое, нерезкое. Но ребенок видит с первого дня жизни. В этом вы можете убедиться воочию, проследив за его реакцией на яркий свет. Даже во сне малыш плотно смыкает веки, если перед глазами поместить источник света. Немецкие ученые экспериментально доказали, что младенцы уже в утробе матери реагируют на яркий свет и активными движениями дают знать об этом.
Особенности и этапы развития зрения у новорожденных
Согласно законам оптики, изображение окружающего мира проецируется у человека на сетчатке в перевернутом виде. Но кора головного мозга с возрастом приспосабливается переворачивать картинку. Мозг младенца еще несовершенен и не способен к таким сложным действиям, поэтому малыши видят мир «вверх ногами». В первые дни после рождения малютка встречается с большим количеством зрительных раздражителей. Но умная природа защитила его от огромной зрительной нагрузки, дав возможность видеть только крупные предметы, расположенные возле его лица. Мамино лицо он сначала видит схематично как овал с двумя темными кругами (глазами). Но изображение, подкрепляемое звуковыми сигналами (маминым ласковым обращением, тихим пением) очень скоро станет для него родным и знакомым. С развитием зрения новорожденный начинает узнавать свою маму и отличит от других людей, ответив на ее появление оживлением и улыбкой.
Новорожденный еще не координирует движения глаз, не фиксирует предметы взглядом, поэтому косоглазие в период новорожденности — явление обычное, свидетельствует о функциональной незрелости зрительного анализатора, и не надо этого пугаться. К концу первого месяца вы заметите, что ребенок следит глазами за ярко освещенными предметами, и успокоитесь: со зрением у него все в порядке.
Новорожденные видят мир в черно-белом цвете, а с формированием зрения у новорожденных цветное зрение появляется не ранее 3-го месяца. Это установлено экспериментально на основании изучения условных рефлексов в ответ на цветовые раздражители. На втором полугодии жизни дети уже различают все цвета, раньше всего узнавая желтый, белый и розовый.
Боковое зрение у детей первых месяцев жизни отсутствует и появляется приблизительно с 5-6 месяцев. У большинства детей при рождении отмечается дальнозоркость. Повесьте над кроваткой подвижные игрушки — мобили, вращающиеся под влиянием легких движений воздуха. Малыш с удовольствием будет разглядывать яркие красочные предметы. Психологи утверждают, что дети первых месяцев жизни любят желтый, зеленый, красный цвета и круглые предметы. Оптимальное расстояние висящих игрушек составляет 40-50 см от глаз ребенка.
Для нормального развития зрения новорожденный не должен постоянно находиться в кроватке, рассматривая одни и те же объекты. Взяв малыша на руки и перемещаясь по квартире, вы расширяете для него обзор, способствуете получению новых впечатлений и формированию более сложных образов, а следовательно, даете стимул к познавательному развитию. Помещение, где находится ребенок, должно иметь хорошее освещение. Учитывайте это при выборе детской комнаты. Острота зрения в течение года значительно возрастает, и 2-3-летний малыш видит мир во всей его красоте.
Чтобы обеспечить правильно развитие органов чувств у детей, малышей нужно регулярно показывать специалистам. На первом году жизни ребенок должен посетить окулиста в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год, чтобы не пропустить симптомов какого-либо глазного или общего заболевания. Окулист на ранней стадии заметит помутнение роговицы или хрусталика, выявит истинное косоглазие, обнаружит застойные диски зрительных нервов и заподозрит внутричерепную гипертензию. Только врач с помощью специальной аппаратуры определит остроту зрения у малыша, еще не умеющего назвать картинку на таблице для определения зрения. В раннем возрасте у детей выявляется дальнозоркость, что является нормой. Однако необходимо выявить степень дальнозоркости. Если она высокая, то речь пойдет о коррекции зрения с помощью очков.
Развитие слуха у новорожденного ребенка
Органы слуха у новорожденных детей, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы к рождению полностью. Слух у новорожденного ребенка несколько понижен, но не отсутствует, как принято, было считать раньше. Сейчас достоверно известно, что плод воспринимает внешние звуки, находясь в утробе матери, а после рождения узнает их. Проводилось наблюдение за детьми, которым мамы во время беременности пели песенки, давали слушать музыку Моцарта или Вивальди через наушники, приложенные к животу. С изумлением мамы обнаруживали, что, услышав эти мелодии после рождения, малыши узнавали их. Па громкую рок-музыку будущие детишки реагировали недовольством и возмущением, проявлявшимся усилением двигательной активности.
Наружный слуховой проход у новорожденного может быть заполнен жидкостью, а барабанная полость заполняется воздухом постепенно, этими причинами объясняется снижение слуха в первые дни жизни. Кроме того, слуховой нерв развивается в течение всего первого года, и соответственно этому улучшается слух. Так что не стоит беспокоиться, если на громкий звук младенец не реагирует и продолжает безмятежно спать.
Довольно рано малыш учится координировать зрительные и слуховые раздражители. Уже с двухмесячного возраста он поворачивает голову на звук и следит глазами за звучащим предметом. Опытным путем доказано, что младенец различает звуки по тембру и высоте и отличает музыкальные звуки от других шумовых сигналов. В этом вы можете убедиться и сами: малыш отличает мамин голос от любого другого, с удовольствием слушает мелодичную музыку и реагирует недовольством на резкие неприятные звуки.
Самая лучшая музыка для развития слуха у новорожденного — это ласковый мамин голос. С первых дней жизни малыш должен «купаться в звуках». Чаще разговаривайте с ним, пойте детские песенки. Пусть он пока не понимает слов, но прекрасно разбирается в интонации и с радостью приветствует ваше общение. Вовлекайте в разговор папу и других родственников, и скоро малыш будет различать их по голосам. Только помните, что звуки повышенной громкости пугают ребенка и вызывают нагрузку на его слуховой аппарат. Поэтому создайте в доме звуковой комфорт.
Как проверить слух новорожденного: проверка в роддоме и домашних условиях
К сожалению, рождение ребенка с пониженным слухом — далеко не редкость в наше время. Приблизительно 1-2 новорожденных из 100 имеют проблемы со слухом в той или иной степени. Поэтому проверка слуха у новорожденного необходима для своевременного и эффективного лечения глухоты.
Как проверяют слух у новорожденных в роддоме в первые дни жизни? Недавно российскими учеными был изобретен уникальный прибор: в ухо младенцу вводится зонд, по которому направляются звуковые сигналы, и воспринимается ответ из органа слуха. Полученный результат анализируется, и при подозрении на тугоухость данные обрабатываются на компьютере. При необходимости назначается более сложное обследование. Новая методика проверки слуха у новорожденных в роддоме позволяет выявлять детей с проблемами в первые дни жизни и предупреждать дальнейшее развитие глухоты.
Проверить, хорошо ли слышит ваш малыш, нужно обязательно. Для этого вовсе необязательно идти к врачу. Как проверить слух новорожденного в домашних условиях, чтобы своевременно заметить отклонения? Сначала понаблюдайте за поведением ребенка. Во время сна произнесите негромкую фразу рядом с его кроваткой и прислушайтесь к дыханию. У малыша должен измениться ритм дыхания: за короткой паузой последует глубокий вдох и несколько ускоренных дыхательных движений. Он может открыть таза и взмахнуть ручками. Во время бодрствования проверить слух еще проще. Поднесите к его уху звучащую игрушку или тикающий будильник, и по его реакции сразу поймете, как обстоят дела со слухом. Выявление тугоухости или полной глухоты должно произойти как можно раньше. В противном случае малыш будет отставать в развитии и не сможет разговаривать.
Особенно внимательными должны быть мамы, если:
- ребенок родился недоношенным;
- при рождении младенец получал реанимационную помощь;
- в семье наблюдались случаи врожденной глухоты;
- во время беременности мама получала антибиотики с ототоксическим эффектом (стрептомицин, гентамицин, канамицин, мономицин).
При подозрении на снижение слуха ребенка надо немедленно проконсультировать у специалиста.
Вкус, кожная чувствительность и обоняние у новорожденных
Вкус. На язычке новорожденного имеются вкусовые сосочки, с помощью которых он воспринимает и оценивает вкусовые раздражения. На попадание в рот сладкого маминого молочка он отвечает сосанием, глотанием и общей реакцией успокоения. А попробуйте предложить ему горькое лекарство — и убедитесь, что такой вкус ему не по нраву: появится недовольная гримаса, сосание прекратится, зато усилится слюноотделение. Чувство вкуса имеется даже у недоношенных малышей и у детей с врожденными дефектами развития нервной системы. На третьем месяце жизни ребенок уже прекрасно дифференцирует вкусовые сигналы и открыто дает понять, нравится ему данный продукт или нет. Это может подтвердить любая мама малыша-«искусственника», предложившая ему после сладкой смеси кисломолочную. Ощутив вместо привычной сладости непонятный новый вкус, малыш откажется от смеси и выразит недовольство. Потребуется некоторое время и настойчивость с маминой стороны, чтобы кроха убедился в питательных и вкусовых достоинствах новой пищи.
Кожная чувствительность. Чувствительность кожи у новорожденных выражена хорошо, но неравномерно. Наиболее чувствительна к прикосновениям и раздражениям кожа ладоней (вот почему не следует надевать на новорожденного рукавички или распашонки с зашитыми рукавами), подошв, лица, промежности, менее чувствительны разгибательные поверхности предплечий и голеней. Еще меньшей чувствительностью обладает кожа спины, груди, живота и бедер. Младенец чутко отзывается на прикосновения, давая понять, нравится ему или нет, как его берут на руки, вынимают из кроватки, погружают в ванну.
В наличии у новорожденного болевой чувствительности никого убеждать не приходится. Его реакция на кишечные колики, инъекции и другие болезненные процедуры предсказуема и ничем не отличается от ощущений взрослого человека.
Обоняние. В определении запахов основная роль принадлежит тройничному и обонятельному нервам, чувствительные окончания которых воспринимают обонятельные раздражители. С самого рождения младенец чувствует запах маминого молочка и способен отличить ее от любого другого человека. Чем сильнее выражен любой запах, тем выше реакция малыша на него. На резкие неприятные запахи он отвечает недовольством. Поэтому не рекомендуется общаться с маленьким тем людям, которые пользуются парфюмерными средствами. Это в первую очередь относится к маминым подругам, которые пришли познакомиться с младенцем и желают его потискать. Неприятно для малыша и тесное общение с папой сразу после бритья, сопровождающегося применением туалетной воды или одеколона. Зато запах родной мамы, оказывающий успокаивающее действие, для него дороже любого самого изысканного парфюма.
Острота обоняния у новорожденных, конечно, меньше, чем у взрослых. Но это дело наживное. По мере взросления и знакомства с окружающим миром обоняние совершенствуется, и через пару лет ребенок поразит вас своим чутким носиком, способным унюхать самый слабый запах.
Какая температура тела у новорожденного ребенка соответствует норме
Температурное чувство новорожденного зависит от состояния терморегуляции, которая еще довольно несовершенна. Многих родителей интересует, какая температура тела у новорожденных соответствует норме. В момент рождения температура младенца составляет приблизительно 38 °С. Уже через 30-40 минут температура тела у новорожденных заметно снижается, а через 2-3 часа может упасть ниже 36 °С. Особенно заметен этот процесс у слабых, травмированных и недоношенных младенцев. У здорового новорожденного в норме температура тела в течение первых суток вновь повышается и устанавливается на постоянных цифрах в пределах 36-37 °С. Иногда процесс вхождения в норму температуры тела у новорожденных затягивается до 5-7 дней.
Поддержание постоянной температуры тела зависит от состояния терморегуляции, которая состоит из двух основных процессов: теплопродукции и теплоотдачи. У новорожденного выявляется недостаточность теплопродукции, зато теплоотдача повышена, в первую очередь, за счет непривычной для него низкой температуры окружающего воздуха. На степень и длительность снижения температуры тела у новорожденного ребенка оказывают влияние вес ребенка, размеры его тела, состояние при рождении, количество околоплодных вод и первородной смазки, а также условия ухода и способ вскармливания.
Температура тела 37 °С у новорожденных детей является нормальной, и беспокойство матери по этому поводу ничем не обосновано. В течение суток температура тела может меняться неоднократно в зависимости от обстоятельств: после кормления и беспокойства повышается, в голодном состоянии и после сна понижается. Такая подвижность температуры также свидетельствует о несовершенстве терморегуляции и превышении теплоотдачи над теплопродукцией. Круглосуточное пребывание младенца в одноразовых подгузниках способствует затруднению теплоотдачи, и температура тела может постоянно держаться на показателях 37,3-37,5 °С, вызывая беспокойство у родителей. Попробуйте измерить температуру через 15 минут после снятия подгузника — и убедитесь, что она нормализовалась. С возрастом способность организма удерживать температуру собственного тела повышается, и температура тела становится стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды.
Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net
Оцените тему статьи
Будем очень признательны,если оставите свою оценку
Loading…
Источник
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.
В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.
Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.
Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.
При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.
Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.
При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.
По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.
Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».
Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.
К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.
Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.
Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.
Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за нихнесможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.
Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.
И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.
Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.
Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.
Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренируетего память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─ в целом активно готовит его к будущей жизни.
Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.
Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.
Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.
Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.
Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.
И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.
Источник