Развитие организаторских способностей у ребенка

Как помочь ребенку в развитии его способностей, как их следует выявлять. По существу, речь идет о способностях, проявляющихся в одном каком-то виде деятельности, например художественных, музыкальных, литературных, математических, организаторских…

  • Для ребенка с развитыми математическими способностями характерны следующие проявления: легкость восприятия математического материала, склонность к свертыванию математического рассуждения, гибкость мыслительных процессов при решении разных задач.
  • Для детей, способных к изобразительной деятельности, характерны быстрота и легкость установления пропорций, соотношений между частями реального предмета.
  • Для музыкальных способностей характерен гармонический слух.
  • Организаторские способности проявляются в быстроте ориентировки ребенка в ситуации, гибкости ума, общительности, психологическом такте.

По своим способностям дети не равны, что определяется как разными природными задатками, так и неодинаковыми условиями их развития. Можно говорить об общественном равенстве, но нелепо ратовать за равенство физических способностей детей. Справедливость состоит не в том, чтобы признать всех детей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные особенности каждого.

Достаточно высокий уровень способностей существенно сказывается на поведении ребенка. Отсюда — развитие такого в целом ценного качества, как чувство «хозяина ситуации», формирование привычки к целенаправленной деятельности. Но возможно и другое: высокие способности могут породить повышенное самомнение, эгоизм ребенка, его пренебрежительное отношение к тем, кто слабее, не успешнее. Неверно думать, что отрицательные черты, например угодничество или лицемерие — удел только малоспособных детей. Эти качества могут развиться и у ребенка с высокими способностями, если он захочет идти по жизни легко, предпочтет упорному труду облегченную роль приспособленца, для которого главное — самоутверждение любой ценой. Вспомните хотя бы некоторых отличников, которых не любят и не принимают сверстники, несмотря на их успехи. Вот почему взрослым не следует забывать, что даже при выдающихся способностях ребенок должен овладеть такими личностными качествами, которые бы, во-первых, обеспечили полное раскрытие его данных — трудолюбием, организованностью, целеустремленностью; во-вторых, помогали устанавливать контакты с окружающими — доброжелательностью, готовностью прийти на помощь, самокритичностью.

Секрет детской одаренности (впрочем, как и взрослой) — в склонности к труду. Способности как бы ведут за собой личность. Однако и личностные факторы воздействуют на умственные способности. Например, у вас способный лентяй. Что здесь причина, а что — следствие? Скорее всего пассивность блокирует раскрытие способностей. Не следует думать, что у детей без ранних признаков одаренности в дальнейшем не смогут развиться высокие способности. Не только из числа дошкольников и младших школьников с ранними умственными способностями в будущем вырастают таланты. Одни с годами «умнеют», а другие — «глупеют».

Нередко талантливым становится тот, кого в детстве считали заурядным. Почему так происходит? Во-первых, потому, что подчас одаренность ребенка бывает просто трудно разглядеть. Мы ведь многого пока не знаем, не владеем четкими способами выявления одаренности. Да, признаться, и не ставим перед собой такой задачи. А дети ведь разные — один как бы весь «на ладони», другой — скрытный, неразговорчивый, не склонный демонстрировать свое Я. Поди распознай, какой он! Кроме того то, что мы воспринимаем в ребенке как чудачество, что превращает его подчас в белую ворону среди сверстников и вызывает в связи с этим у родителей (по крайней мере у некоторых из них) желание сгладить, снивелировать непохожесть родного существа на других детей его возраста, с годами оказывается весьма ценным даром, на который есть спрос у общества. И тогда генетически обусловленная одаренность ребенка неожиданно высвечивается, развивается, совершенствуется и шлифуется.

Что значит жизнеспособный ребенок? Это мальчик или девочка, способные существовать и развиваться без чрезмерной опеки, приспособленные к жизни. Жизнеспособность необходима любому человеку. Талантливому же — особенно. Если ребенок лишен этого умения, он начинает существовать как бы вразрез с окружающими, расходовать силы на борьбу с ними. Тогда не исключено, что у него может просто не остаться резервов для саморазвития.

Источник

«Развитие организаторских способностей младших школьного возраста в системе дополнительного образования»

На современном этапе развития общества, в связи с существенными изменениями в социальной сфере, в том числе и в области образования, центральное внимание в процессе развития личности уделяется ее активности, которая уже понимается как способность человека к органическому проявлению инициативы и исполнительности в процессе социального взаимодействия. При этом большое значение приобретает организованность, выступающая в роли качественной характеристики активности. Особенно это актуально для младшего школьного возраста. Поступление в школу знаменует новый этап в жизни ребенка, расширяется система его социальных связей, развивается новый ведущий вид деятельности — учение, отходят на второй план, хотя и не теряют своего значения, игра и продуктивные виды деятельности. Изменившаяся социальная ситуация развития требует от младшего школьника умения управлять своим поведением, планировать, регулировать деятельность, т.е. требует организованности. Но не мене важно развивать в себя и организаторские способности, которые наряду с коммуникативными способностями сыграют значимую роль в психическом и социальном развитии младшего школьника1. Большое развитие этого процесса идёт в дополнительном образовании.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Иначе говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.

Организаторские способности — это способности человека к организаторской деятельности. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.

Организаторские способности (способности к организаторской деятельности) включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий2.

Организаторские способности играют большую роль в профессиональном росте человека. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д.

В педагогической литературе понятие «организаторские способности» объясняется как, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу3.

От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и обучающегося, легкость установления контактов преподавателя с ребёнком и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.

Рассматривая организаторские способности обучающихся, исследователи чаще всего говорят об организаторских умениях и особенностях их формирования в коллективе. Рассмотрим данные особенности подробнее.

Формирование организаторских умений заключается в обучении детей целеполаганию, планированию, самоконтролю, самокоррекции и самоанализу (рефлексии).

Эффективный процесс обучения предполагает уменьшение функции передачи знаний педагогом и рост доли самостоятельности учеников. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебно-познавательной деятельности обучащиюхся, при котором они могут самостоятельно выбирать для решения познавательные проблемы, формулировать цели по их разрешению, находить адекватные способы их реализации, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности. Исходя из этого, можно заключить, что высшим достижением в развитии организаторских умений является формирование умений, связанных с самообразованием4.

Под самообразованием понимают самостоятельную творческую деятельность, при которой задача и объём овладения дополнительными знаниями, умениями по обучаемым дисциплинам, источники познания, время и формы работы определяются по инициативе самого ученика.

Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих (организаторских) умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, разработку проекта её достижения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели.

Хорошо развитые организационные умения не только увеличивают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, но и определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования, поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человеком своего образования. Но на практике организационные умения обучающихся почти не формируются, поскольку педагог выступает как организатор всего процесса обучения.

Для формирования организаторских умений необходимо включать в процесс обучения специальные приёмы, способствующие осознанию учащимися значимости организаторских умений, создавать условия для проявления активной позиции обучающихся, которая будет обусловливать необходимость организации своей образовательной деятельности5.

Одно из важнейших организаторских умений — умение чётко сформулировать задачу перед ребёнком, решению которой и должна быть подчинена вся познавательная деятельность. Осмысливая порядок своей работы на занятии, обучающиеся, естественно, сталкиваются с необходимостью её рационализации, более экономного использования времени. Как правило, дети с одобрением встречают предложение педагога совместно проанализировать учебную деятельность и регламентировать её по времени и объёму. Это, в свою очередь, актуализирует для обучающихся значимость организаторских умений. Целесообразно варьировать способы регламентации.

Таким образом, на начальном этапе работа по формированию организаторских умений должна быть нацелена на осознание их значимости, зависимости выбора средств от познавательной задачи.

Развитию организаторских умений способствуют практически все методы и приёмы групповой работы. В их числе:

самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовалось сотрудничество между обучающимися, например, коллективного задания);

лабораторные и практические работы в парах и группах (в ходе их выполнения важно предусмотреть самостоятельное групповое планирование в начале работы и групповую самооценку в конце);

групповые мини-проекты (выполняемые на уроке);

групповые исследовательские и проектные работы любого типа.

Таким образом, работа по формированию организаторских умений строится поэтапно и начинается с осознания ребёнка значимости организаторских умений.

Для того чтобы у обучающихся развивались коммуникативные навыки, а сними и организаторские способности, их этому нужно учить. Среди средств и методов, способствующих формированию данных способностей, в данном возрасте в условиях обучения являются: наблюдения, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, этюды, импровизация, моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, творческие игры: сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, чтение художественных произведений, рассказы педагога и рассказы детей, беседы, фантазийные задания, игры с танцевальными эелементами.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности6.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет7.

В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других8.

Формированию организаторских и коммуникативных качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящен курс «Основы коммуникации», созданный Л.М. Шипицыной, С.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой9.

Курс предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Его основными задачами являются:

1. Обучение детей самоанализу, самоконтролю.

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие эмпатии.

3. Развитие навыков общения в различных ситуациях.

4. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации.

5. Воспитание у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, коррекция негативных черт характера.

6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности.

Такое разнообразие методов формирования организаторских и коммуникативных качеств, а также их соответствие ведущему виду деятельности в данном возрасте, способствует активизации интереса дошкольников к коммуникативной деятельности и формированию положительной мотивации общения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Хотелось бы поделиться опытом в организации рабочего процесса с использованием игровых дополнений.

В системе дополнительного образования нет оценивания воспитанников. Как результат наблюдается приобретенный уровень навыков, знаний в определенной той или иной деятельности или творчестве.

Так как на занятии инициатива принадлежит взрослому, выбор темы занятия, планирование, организация занятия, игровые методы помогают детям легко усваивать предлагаемую информацию .

Занятия являются свободным выбором ребенка, в зависимости от интереса раскрыться в том или ином виде творчества. В отличие от урока, на занятиях дополнительного образования дети чувствуют себя более свободно и поэтому очень трудно организовать порядок рабочего процесса, особенно, если это младший школьный возраст. Чтобы мои занятия были продуктивными и были выполнены все поставленные цели и задачи, я придумала использование карточной системы.

Использование карточной системы мотивирует детей на позитив на занятиях, ориентирует на взаимодействие, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждает их к творческому отношению при выполнении работы.

Я использую карточки в виде жетонов для оценивания детей по окончании занятия. Это позволяет настроить обучающихся на рабочий лад и позволяет обеспечить порядок, хорошую творческую работу на занятии.

Жетоны могут быть разной формы (на вашу фантазию) и делятся на три категории :

Желтые – обозначают среднюю работу ребенка на занятии ,

Красные — неудовлетворительную работу на занятии,

Зеленые — очень хорошую и позитивную работу на занятии.

Получив жетон, ребенок может реально самостоятельно оценить и сравнить свою работу на занятии. Карточное оценивание позволяет обеспечить серьезное отношение детей к занятию и плодотворную совместную работу, стимулирует к сотрудничеству на занятии, а также на продуктивный результат.

Получая жетоны на каждом занятии, в конце семестра можно провести мониторинг творческого, позитивного отношения ребенка к занятию. А также провести работу с родителями с анкетированием. Эта форма организации поможет организовать рабочий процесс и взаимодействовать с родителями в качестве контроля занятий

Библиографический список

  1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся /И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. – 2007. — №7.-С.34-38.

  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева.-М.: Просвещение, 1997.-210с.

  3. Батаршев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности /А.В. Батаршев. — Таллинн: Регалис, 2008. – 200с.

  4. Буя, Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника /Т.А. Буя // Начальная школа. — 1997. — № 2. — С.40-43.

  5. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться /Б.С. Волков. — М.: Академический Проект, 2004. – 230с.

  6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. — № 6. – С. 62-76.

  7. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин.-М.: Эксмо, 1998.-С.123.

  8. Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста /Е.Е. Данилова // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-190с

  9. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя /А.П. Ершова, В.М.Букатов.-М.:Московский психолого-социальный институт; Флинта,2008.-232с.

  10. Знаменская, С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений /С.В. Знаменская// Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37

  11. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность /Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

1Батаршев А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности. — Таллинн: Регалис, 2008. – С.7.

2Головин С.Ю. Словарь практического психолога.-М.: Эксмо, 1998.-С.123.

3Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37

5Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 68-81.

6 Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 1997.-С.36-39.

7 Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. — 1997. — № 2. — С.40-43.

8 Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения : дети 5-10 лет. – Ярославль, 2001. – С. 39-80.

9 Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) –М.: “Детство-Пресс”, 2001.-384 с.

Источник