Развитие одаренного ребенка в школе и семье

Развитие одаренного ребенка в школе и семье thumbnail

Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все«. Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость семейных отношении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

Пытаясь понять родительские переживания и дать им ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного и должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями (Vail, 1979; Martinson, 1974).

Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!«) и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях«). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает«) воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории«), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.

Различают одаренность:

  • социальную, иначе лидерскую;
  • художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;
  • психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
  • академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному — двум предметам и не успевают по другим;
  • творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности.

Среди таких детей можно выделить:

  • фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
  • лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
  • скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
  • невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
  • чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать. 

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых, особенно родителей.

Проблемы одаренных детей:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
  6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Читайте также:  Занятия на физическое развитие ребенка первого года

Уважаемые родители!

Только вы можете помочь своему ребенку и поддержать его. Вот некоторые рекомендации. Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.

  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

  3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).

  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.

  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”. 

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших задач с детьми.

Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.

Материал подготовила
педагог-психолог МАОУ ДОД «ЦДТ»
Гоничева И.В.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Читайте также:  Методики развития речи ребенка 2 лет скачать

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Развитие одаренного ребенка в школе и семье

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.

2. Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе.

3. Образовательные технологии в работе с одаренными учащимися.

4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 448 с.

2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996 . – 416 с.

3. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

4. Тамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПБ: Речь, 2002 . –192с.

.1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.

Эффективность работы учреждения образования с одаренными детьми обусловлена ориентацией на модель личности одаренного ребенка, которая воплощает выдающиеся актуальные характеристики школьника, требующие развития в учебно-воспитательном процессе.

Как правило, модель одаренного ученика имеет следующее содержание:

Модель личности одаренного ребенка:

· личность, здоровая физически, духовно, нравственно и социально;

· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

· личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенса-торны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

· личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражения;

· личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

Формирование таких качеств личности у одаренных детей предполагает, прежде всего, наличие выдающихся качеств у педагогов, обучающих и воспитывающих детей этой категории. Поэтому в работу с одаренными учащимися в первую очередь включаются учителя, обладающие следующими характеристиками:

ü учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику, направляющей взаимодействие с учеником на оптимальное развитие его способностей, оказывающей ученику помощь, поддержку;

ü учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

ü учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

ü учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Исходя из этого, учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть:

ü увлечен своим делом;

ü способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

ü профессионально грамотным;

ü интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

ü проводником передовых педагогических технологий;

ü психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

ü знатоком во всех областях человеческой жизни.

Все названные выше качества характеризуют профессиональную компетентность педагога, являющуюся необходимым условием эффективности взаимодействия с одаренными учащимися.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, сти­мулировать их развитие, педагоги должны придерживаться следующих принципов, система­тизированных Л. Б. Ермолаевой-Томиной (1977) на основе анализа исследований зару­бежных психологов.

1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой актив­ности детей. Как показали исследования ряда авторов (Jackson, 1968; Rogers, 1972, Torrance, 1962; 1965), позиция педагогов по отноше­нию к творческим детям в основном отрицательная. Когда исследователи попросили педагогов написать имена детей, которых они предпочитали видеть в классе, то они главным образом перечисляли отличившихся высокоразвитым интеллектом, а не креатив­ностью. Авторы объясняют это тем, что творческие дети часто показывают «пре­восходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно, чего можно ожидать», в то время как дети-интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекват­но выполняя их требования. Такое отношение со стороны педагога невольно проецируется и на отношение других детей к креативам. У Дж. Фостера есть специальный вопрос к ученикам, который, по его мнению, наряду с другими может харак­теризовать косвенно творческую индивидуальность: «Популярен ли ты среди сво­их соучеников?». Отрицательный ответ на него служит показателем креативности (Foster, 1971). Поэтому первый призыв к педагогам – изменить свою позицию по отношению к творческим детям, создать для них благоприятную атмосферу, «теп­лый климат», который способствовал бы расцвету способностей. Для этого педа­гог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, на­ходить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ученику понять самого себя и свою креа­тивность и помочь родителям понять их креативных детей.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста кратко

Таким образом, создание благоприятного климата для творческих детей долж­но привести к изменению социального статуса самого ученика, с одной стороны, а с другой – изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повы­сить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно влиять на раз­витие творческих способностей.

2. Проявлять уважение к индивидуальности одаренного ученика в процессе взаимодействия, что, предполагает:

• понимание особенностей развития одаренного учащегося;

• создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

• стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны — публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

• освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

– не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

– может иметь некоторое отставание в физическом развитии проявляющееся, например, в плохой координации движений или небрежном почерке;

– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

– ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего

интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

3. Из­менять внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть по­тенциальные творческие способности в каждом из учеников.

4. Научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ученика имеются специ­альные способности. В свою очередь, поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креатив-ностью.

5. Стремиться формировать у учащихся достаточно высокую самооцен­ку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого педагог должен от­мечать индивидуальные достижения учеников; при этом оценка должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение становится привыч­ным, его надо прекратить. Главное, чтобы ребенок испытал радость от хорошо сде­ланного дела.

6. Развивать собственную креативность. Чтобы развивать творческие спо­собности учеников, педагог должен быть сам творческим человеком. Папалья и Оулдс дают педагогам ряд советов для развития креатив­ности:

• сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;

• не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;

• старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрас­судки и пр.);

• если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути;

• будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;

• ищите объяснения странных и непонятных явлений;

• преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;

• откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;

• чтобы собрать как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма;

• при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

Только при условии соблюдения педагогами всех названных принципов будет повышаться эффективность их работы с одарёнными детьми.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Развитие одаренного ребенка в школе и семье

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник