Развитие одаренного ребенка в начальной школе

Развитие одаренного ребенка в начальной школе thumbnail

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В. Г. Исмагилова,

учитель начальных классов

МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»

с. Набережные Моркваши

                                                                             Верхнеуслонского муниципального района

 «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности, это дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений является поддержка и развитие творческого потенциала учащихся. Поэтому в школах активно ведется системная работа с одаренными детьми, которая заключается в предоставлении широкого выбора занятий, направленных на развитие школьника: предметные олимпиады, экскурсии, секции, кружки, КВНы, соревнования и т.д.

Под одаренностью многие специалисты понимают заложенные на генетическом уровне способности ребенка, а также темп их развития и возможность достижения незаурядных результатов в одном или сразу в нескольких видах деятельности. На сегодняшний день существует две кардинально противоположные точки зрения: все дети являются одаренными от рождения и одаренные дети встречаются очень редко. Такое противоречие мнений можно объяснить тем, что специалисты выделяют два вида одаренности:

•потенциальную — одаренность, которая не заметна сразу, но проявляется со временем под воздействием благоприятных обстоятельств. Этот вид одаренности присущ многим детям;

•актуальную — очевидная одаренность, которая проявляется с раннего возраста и хорошо заметна всем окружающим. Актуально одаренные дети встречаются очень редко.

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да — нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Существует множество разных типов и форм уроков.  Я  в своей работе использую личностно ориентированный подход .  Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика/ Нам это помогает более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы, а также психологически подготовить учащихся к предметному обучению в среднем звене.

           С началом  нового учебного  года! Удачи всем и благодарных, талантливых учеников!

.Литература:

1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.

2.Гильбух ЮЗ. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.

3.Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 2004, т. 15, № 4, с. 83-93.

4.Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск,2011.

5.Лейтес КС Умственные способности. М: Педагогика, 1971.

7.Семенов КН. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 2014, №1, с. 56-64.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

РАЗВИТИЕ

ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на совещании учителей

УЧИТЕЛЬ: Нигматуллина Ю.И. ,          

Вторая квалификационная категория

6 декабря 2009

СЛАЙД 1      Тема: Развитие  детской одарённости в

                         начальной школе.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

СЛАЙД 2

ОДАРЁННОСТЬ— уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

ОДАРЕННОСТЬ ( Ожегову) — наличие у человека задатков к развитию способностей.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Одарённость – это не врождённое , а приобретённое качество, которое может как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости человека необходима целенаправленная системная работа.

Многие часто путают мастерство(способности) с одарённостью. Наличие способностей без одарённости не даёт человеку возможность проявить творчество. Одарённость без способностей может сопровождаться бессистемными актами творчества. Творчество есть совокупность одарённости и способностей.  

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей. 

СЛАЙД 3

1. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность.

СЛАЙД 4

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

СЛАЙД 5

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Терпимость к особенностям других людей.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе
наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.  Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

СЛАЙД 6

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • высокая продуктивность мышления;
  • легкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию;
  • высокая концентрация внимания;

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На наш взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.

СЛАЙД 7

В школе одаренным детям создаются условия, включающие

  • расширение содержания образования в определенной области науки (предметные кружки, секции, НОУиУ);
  • стимулирование познавательных способностей учащихся;
  • дифференцированный подход в образовательной деятельности;
  • регуляцию конфликтов;
  • антистрессовую работу.

Широкое использование педагогами в учебной деятельности индивидуально — личностного подхода к учащимся способствует реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

СЛАЙД 8 – 19

Мероприятия, способствующие выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся:

  • 8. Всероссийская игра – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»
  • 9. Международная игра – конкурс по математике «Кенгуру»
  • 10. Международный интернет  –  конкурс «Эрудит планеты»
  • 11. Ежегодный школьный интеллектуальный марафон  
  • 12. Всероссийский интернет – конкурс «Инфознайка»
  • 13. Всероссийский марафон учеников-занковцев
  • 14. Районная НПК «Первый шаг в науку»
  • 15. Районная НПК «Я – исследователь»
  • 16. Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ
  • 17. Предметные недели
  • 18. Творческие конкурсы(чтецов, газет, рисунков и т. д.)
  • 19. Дополнительное образование

В рамках данного направления поведен ряд мероприятий, способствующих выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся. Ученики начальной школы приняли участие во всероссийских, городских и районных конкурсах и олимпиадах.

Во Всероссийской игре – конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» в прошлом году  приняли участие 79 учеников начальной школы, а в этом году – 97учеников.

В международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру»  в прошлом сезоне участвовали 78 учеников. В число 10-ти лучших в регионе вошла наша ученица 2 класса.  

Международный интернет —  конкурс «Эрудит планеты» .  Если в прошлом году участвовало 30учащихся и 5 педагогов начальной школы  , то в этом году участвуют  36 учащихся и 6 педагогов начальной школы.  

Ежегодный школьный интеллектуальный марафон. Здесь участвуют все дети,  без исключения с 1 по 4 классы, проверяют свои способности. Это в помощь учителю в выявлении одарённых детей.

Всероссийский Интернет – конкурс «Инфознайка» . Планируем участие в январе 2010 года впервые. В подготовке помогает ,организованный  в этом году, кружок информатики.

         Всероссийский марафон учеников-занковцев. В этом марафоне принимаем участие и занимаем призовые места уже 3 года. В прошлом году Анисимова Камила заняла 2 место в районе и участвовала в городском туре. В нынешнем году 1 место в районе и 8 место по городу заняла Епишева Ксения, ученица 4б класса. Маньков Михаил занял 3 место.

Районная Научно-Практическая Конференция «Первый шаг в науку» для начальной школы. Дипломы в позапрошлом году получили Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей, в прошлом году ЕпишеваКсения и Родионова Екатерина.

Районная Научно-Практическая Конференция «Я – Исследователь » для начальной школы.  Позапрошлый сезон         Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей заняли 3 место. В прошлом году учащиеся 3б класса – Астраханцева Аня, Пояркова Лиза. Епишева Ксюша были награждены благодарностью за участие.

Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ . Участвуем  в различных выставках и акциях, конкурсах. Учащиеся 3-4 классов принимают участие в НПК.  Неоднократно награждались грамотами, дипломами, сертификатами.

Для формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин была проведена Предметная неделя в начальной школе для учеников 1-4 классов. Каждый учитель провел по одному мероприятию на параллели. Результативность данной работы в том, что при подведении итогов большинство учащихся обратились с просьбой о проведении предметной недели в самом ближайшем будущем.

Творческие конкурсы. Это различные конкурсы чтецов,  стенгазет, рисунков, агитбригад и т. п. В них раскрываются компоненты одарённости, не связанные с учёбой.

Дополнительное образование играет не последнюю роль в работе с одарёнными детьми. Оно развивает, не связанные с учебной деятельностью,  способности у учащихся . В нашей школе работает  ДМШ, кружок «Плетение бисером», информатика.

Развитие одарённости – это не только заслуги школы и школьных учителей. У нас многие учащиеся серьёзно занимаются спортом и имеют некоторый рост в этой области. Например, Викторова Кристина- 4а  (гимнастика)  Тимофеев Саша — 4а (карате) , Муллагалиева Диана —  3б (лёгкая атлетика), Нигматуллин Р – 3б (карате), Петровичева Алина – 3б (карате и бальные танцы) Маулиев Расим  — 3б (бальные танцы), Данилов Даниил – 4б (карате – 4 место в России и б.танцы – 1 место в РТ, 4 место РФ в паре с  Епишевой Ксенией), Осипов Илья – 2а (хоккей), Гиздатова Алина и Никитина Диана – 2а (бальные танцы).

В работе с одарёнными детьми используем различную литературу.

( показ )

В отдельной папке собираем различный материал, помогающий при подготовке к олимпиадам и конкурсам  по русскому языку ( н-р, «Медвежонок») и по математике ( н-р, «Кенгуру»)

Хочется сказать , что мы не останавливаемся на достигнутом, а стараемся двигаться дальше и глубже. По статистике в 3-4 года одарённых детей 8 %, а  к моменту вступления ребёнка в школу, их всего лишь 1 %  , из числа всех детей.  И мы стараемся не потерять этот 1% ,поднять процентный состав, развить одарённость у учащихся у которых есть способности.

На данный момент методическое объединение учителей начальных классов школы №15 совместно с учителями старших классов работает над созданием программы по работе с одарёнными детьми.

СЛАЙД 20

…если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков — способности, то мы держим в

своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Лев Семёнович Выготский

(советский психолог)

Источник

Работа с одарёнными детьми в начальной школе.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он

 будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, —

 он будет лучше того учителя, который прочел

 все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к

ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь

 делу и к ученикам, он – совершенный учитель.»

                                                         Лев Толстой

«Самая большая радость для учителя,

когда похвалят его ученика. Ш. Бронте»

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

На сегодняшний день наш мир быстро меняется благодаря инновациям в различных областях, техническому прогрессу, делая нашу жизнь проще, быстрее и в тоже время мы чувствуем перенасыщение «благами» современного мира, где можно что-то получить благодаря одному клику. Мы уже не так ценим, приложенные нами усилия и не испытываем колоссального счастья, что наконец-то дождались того результата. В связи с этим, возникает актуальная проблема современного учителя, чем удивить и зацепить нынешнюю, современную молодёжь, учащихся, какими методами и подходами помочь одарённому ребёнку раскрыть свои индивидуальные способности в полной мере, не только в школьной жизни, но и за её пределами, как научится маневрировать между проверенными годами способами обучения и «шагать в ногу со временем», применяя их правильно в современной школе, всегда поддерживая огонёк заинтересованности и вовлеченности в процесс.

Современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.  Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Как это было со мной в мои школьные годы, мне всегда хотелось знать больше других, у меня был «эмоциональный голод». При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. 

Одаренность

— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы»Одаренные дети».

Одаренный ребенок

— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.

  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

  • Дети с высокими творческими (художественными)способностями.

  • Дети со спортивными способностями.

  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю, который работает в начальной школе в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

– исследовательский; 
– частично-поисковый; 
– проблемный; 
– проективный;

Формы работы:

– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 
– консультирование по возникшей проблеме; 
– дискуссия; 
– игры.

Очень важны:

– предметные олимпиады; 
– интеллектуальные марафоны; 
– различные конкурсы и викторины; 
– словесные игры и забавы; 
– проекты по различной тематике; 
– ролевые игры; 
– индивидуальные творческие задания.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

– высокая продуктивность мышления; 
– легкость ассоциирования; 
– способность к прогнозированию; 
– высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 
– стимулировать познавательные способности учащихся; 
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; 
– принимать взвешенные психолого-педагогические решения; 
– анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; 
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Итак, первый этап работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Детей, мотивированных, которые стремятся знать больше, дети с неординарным мышлением, дети внутренне зрелые и готовые постоянно экспериментировать, изучать, погружаться с головой и анализировать каждую деталь, сравнивать, дети, стремящиеся к лидерству, быть самыми лучшими в области, которая их увлекает.

На своём опыте могу сказать, что поиск одарённых детей лежит через творческий подход, дружескую атмосферу, поддержку (психологическую), разговор на современные, актуальные темы, стремление узнать интересы ученика и чем он живёт, найти общность тем для правильного взаимодействия и конечно же помощь в продвижении его способностей.

Второй этап – непосредственно процесс работы с одарёнными детьми, в разном ключе и реализация их способностей на практике, не только во благо себе, но и окружающим людям и обществу.

Своих одарённых учеников я называю моим «золотым фондом» c огромной гордостью.

Когда я работаю с одарёнными детьми, я не ставлю никаких ограничений и планок при работе с разным материалом. Так же я делюсь своим школьным опытом с учениками, показывая, что любой независимо от возраста и уровня знаний может достигнуть наивысшей цели, подбадриваю. Поработав со мной и достигнув грандиозных побед для себя, они загораются ещё больше и просят меня неоднократно поучаствовать ещё и ещё в различных конкурсах уже выше гораздо на ступеньку по сложности и мастерству.

Так же что самое главное межпредметная связь, когда ты показываешь важность твоего предмета в другом, когда можно увлечь одним предметом через другой. Работая с одарёнными детьми по своему предмету, я расширяю их кругозор на перспективу, на будущее. Это может быть, например, знания по литературе на английском, мои ученики выступали на город с монологом У. Шекспира «Весь мир-театр», монолог Жака, разыгрывали сценку из всемирно-известного произведения «Ромео и Джульетта», акцентируя внимание, на второстепенные роли, отрабатывали умение грамотно и достойно выступать в начальной школе, проявляли задатки актёрского мастерства. Или рассказывали стихотворение «Она идёт во всей красе» Д. Байрона в 3м классе.

На своих уроках в начальной школе, я всегда говорю своим ученикам, что «язык – это жизнь», без него никак. Это как пробовать дышать без кислорода.

Я предлагаю через всеми знакомые жизненные ситуации учить язык и применять его на практике. Так, например, в 3м классе «Г», когда у нас была тема «Чем мы занимаемся дома», я предложила детям нарисовать их собственные рисунки, чем они занимаются дома, используя выражения, которые мы изучили на уроке. Дети не только получили удовольствие от рисования и процесса творения, но и без напряга и давления выучили нужные выражения и по сей день применяют их без проблем в жизни.

Некоторые мои ученики очень вложились душой в процесс, нарисовали шикарные иллюстрации, словно готовясь к конкурсу, словно говоря, посмотрите на меня, что я могу, хотели получить похвалу и признание и у них горели глаза.

Бывают одарённые ученики, которые не сильны в творчестве им скучно учится по одному учебнику и они всегда торопятся вперёд, проходят на несколько страниц дальше, отрываясь от учебного процесса, дополнительно знают правила и слова и умеют их применять. С этой категорией учеников тоже можно с пользой для всех работать, показывая ему в первую очередь его важность в учебном процессе, ответственность перед всеми, обратную связь в виде уважения.
Эти ученики в первую очередь становятся главными помощниками учителя и это поднимает их самооценку, они могут стать прекрасными наставниками для более слабых ребят, могут наравне с учителем сделать очень интересный и познавательный урок, могут быть подсказчиками и носителями гениальных идей. Таким ученикам, я составляю индивидуальные задания, предварительно, оценив их уровень знаний и они каждый раз хотят больше заданий, тренируются.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 5 «В» класса и помимо английского языка веду у них «Проектную деятельность».

Данная обязательная по программе внеурочная деятельность, помогает мне как классному руководителю ознакомиться с интересами каждого ребёнка из класса, найти и разглядеть в каждом ребёнке одарённую будущую личность, социально-ориентированную, найти общность взаимодействия и точки соприкосновения и помочь им реализовать свои уникальные проекты через современные методы и даже может быть в конце выступить с ним на городском уровне и помочь им определиться в жизни, чего они хотят от жизни, к чему стремятся, какая цель их зажигает и мотивирует вставать с утра и творить, вкладывать свою энергию, мечтать, в их хобби и в дальнейшей профессии, профориентирование, как правильно этого достичь, чтобы ребёнок вышел на путь к своей самой светлейшей и перспективной судьбе и понял, что в жизни возможно всё если понять чего он хочет на самом деле, грамотно вложиться в дело, приложить весь свой труд, а потом пожинать плоды успеха.

Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей;
в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;
г) недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

И всё же, работая с одарёнными детьми несколько лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться современный, умный, внимательный наставник как друг, который бы поспособствовал развитию таланта, дал нужный совет, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми на более высшем уровне.

Источник