Развитие одаренного ребенка в математике
Развитие одаренных детей дошкольного возраста
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
· высоко развитая любознательность, пытливость;
· способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
· высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
· раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
· хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
· способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
· оригинальность суждений, высокая обучаемость;
· стремление к самостоятельности.
В статье журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» представлены карточки с математическими заданиями как для детей, не способных самостоятельно проанализировать задачу и составить краткую запись, так и для детей имеющих более высокий, творческий, уровень развития познавательной самостоятельности. Усложнение идет постепенное. Задания помогают учиться домысливать, анализировать, самостоятельно выделять необходимые данные и оформлять их, находить оригинальные решения задачи.
Многие дети с начальных классов испытывают проблемы с математикой. И ответ на вопрос «почему у моего ребенка не получается решать примеры» зачастую кроется не в неусидчивости или невнимательности чада, а в самой системе современного образования. Жесткие стандарты, обязательные тестирования — все это лишает обучение творческого подхода, вынуждая детей просто зазубривать нужные последовательности решений. Между тем каждый ребенок уникален, и найти к нему подход означает развить умственные способности. Поэтому начать подготовку и развить математические навыки ребенка стоит еще до школы.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
- задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Источник
таня смолина
Развитие математической одарённости старших дошкольников статья и презентация
Воспитатель 1 квалификационной категории Смолина Т. А. Развитие математической одарённости старших дошкольников (из опыта работы)
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубинштейн, Н. С Лейтес, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и др.
Исследователи — психологи выделяют особую одарённость и нормальную одарённость. Особо одарённых, гениальных детей единицы. Однако, при этом 99 % детей обладает нормальной одарённостью — огромным потенциалом развития своих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности, и главная задача педагога – сделать всё, чтобы увидеть, понять и развить интересы ребёнка. Сделать всё, чтобы ребёнок «хотел», именно с этого слова и начинается одарённость (В. С. Юркевич).
Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева). В математике ребёнок учится последовательно и доказательно мыслить, догадываться, активно думать (З. Михайлова). Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одарённость детей.
Одним из факторов развития одарённости является создание обогащённой развивающей среды. Поэтому для развития математической одаренности у детей организован центр «Веселый Математик». Это специально отведённое место в группе, где дети имеют возможность самостоятельно играть в любимые игры с математическим содержанием. В нём собраны дидактические настольно-печатные игры(«Формы и размеры», «Всё о времени», разнообразные лото и др., пособия (счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, занимательные игры (домино, мозаики, пазлы).
Все игры подобраны в соответствии с задачами по формированию элементарных математических представлений.
1. Игры на закрепление количественных представлений.
2. Игры на закрепление временных представлений.
3. Игры на совершенствование ориентировки в пространстве.
4. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.
5. Игры на развитие логического мышления
6. Нетрадиционный игровой материал
7. Игрушки, наглядные материалы для проведения разнообразных игр.
Особый интерес представляют нетрадиционные игры.
Это блоки Дьенеша – развивают умение анализировать, выделять характеристики геометрических форм и фигур. Игровая система «Соты Кайе». Развивает мышление, воображение, зрительную память. Палочки Кюизенера — средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Математический планшет «Геоконт». Развивает творческие способности, тонкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторную память. Кубики Никитина хорошо развивают способность детей к анализу и синтезу. Для развития у детей интереса к математике у старших дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Математические игры требуют большой сосредоточенности и чёткого выполнения правил (шашки, домино и др.). Игра в шашки – любимая игра в нашей группе. На этапе ознакомления с играми в уголке математики использую индивидуальную работу с детьми — обучаю игровым действиям, правилам. Затем объединяю детей в малые группы и ввожу игры в самостоятельную деятельность.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур: игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и многие другие. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.
В непосредственно образовательной деятельности по математике включаются различные методы активизации детей – моделирование (планы, фишки, модели времен года, месяцев, модель в виде часов, игры с элементами ТРИЗ. Также используются задания повышенной сложности, такие как зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск недостающей фигуры, и др. логические задачи, игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера. В режимных моментах и совместной деятельности с детьми закрепляются математические знания в загадках, пословицах и поговорках.
Положительное эмоциональное отношение к математике вызывают мероприятия досугового характера – соревнования, развлечения, математические вечера, досуги, конкурсы смекалистых и находчивых. Здесь дети показывают свои знания и умения по математике («Путешествие в страну Математики», «Торопись, да не ошибись», «Путешествие в страну Чудес», «В стране Смешариков»).
В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры, танцы оживляют досуги, являются средством переключения внимания, обеспечивают оптимальную нагрузку.
Взаимодействие с родителями- важная составляющая успешной и эффективной работы. В прихожей родители знакомятся с материалами по математике на стенде и в папке — передвижке «Весёлый математик», где подробно в течение года описывается каждая дидактическая игра «Математической игротеки» и как в неё играть с детьми. В деятельности с детьми используется и сотворчество детей, педагога и родителей. Благодаря совместной деятельности по изготовлению математических игр, улучшились отношения между детьми и педагогами, между детьми и родителями: повысился интерес всех участников к математике, родители увидели в своих детях математические склонности, принимают активное участие в совместных играх с детьми в математической игротеке.
Эффективной формой работы с родителями являются практикумы. Во время практического занятия «Играем в математику с удовольствием» родители научились использовать подручные материалы для обучения детей математическим представлениям, организовывать математические игры с детьми дома. В конце учебного года традиционно организуется родительское собрание, где родители знакомятся с успехами и достижениями своих детей. Проводится математический ринг, на котором дети соревнуются с родителями. Дети на этом мероприятии демонстрируют свои достижения в усвоении математики за учебный год. Родители принимают активное участие в выполнении всех заданий и видят способности своих детей, оценивают их возможности.
Своим опытом работы по развитию интереса к математике и математической одарённости я делюсь с коллегами. На уровне ДОУ:
— подготовила и провела открытые мероприятия: «Путешествие на математическом поезде»(2011) «Сюжетные игры с блоками Дьенеша»(2012);
— провела практическое занятие для молодых воспитателей «Подбор материалов и пособий для математического развития дошкольников»(2012).
— участвовала в семинаре «Реализация содержания образовательной области Познание», где выступила с сообщением «Условия для формирования интереса к математике»(2012);
-подготовила доклады на педагогическом совете: «Дидактические игры в развитии математических способностей», «Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»;
На уровне города обобщила опыт работы и познакомила с ним воспитателей Московского района г. Чебоксары на методическом объединении воспитателей (2009).
Приняла участие в республиканской ярмарке методической продукции «Методическая ярмарка: Развитие детской одаренности» с методической разработкой математического досуга «В мире математики».
Подтверждением эффективности системы развития детской интеллектуальной и, в частности, математической одарённости, служит проведенный мониторинг интеллектуального развития детей подготовительной группы.
Таблица 1. Промежуточные результаты диагностики (2012г)
Психические процессы
(Марцинковская Т. Д) Высокий уровень и выше среднего
Память 95 %
Мышление 90%
Логика 59%
Познавательный интерес (Баранова Э. А.) 84 %
Математические способности
(В. Г. Колесникова Экспресс — диагностика интеллектуальность способностей) 66 %
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области Познание: ФЭМП 90%
Литература
1. Окно в школьный мир/ А. К. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. –М.: АРКТИ, 2010. (Технология ТРИЗ).
2. Афонькина Ю. А. Белотелова Т. Э. Борисова О. Е. Как научить дошкольника правильно думать. –М.: АРКТИ, 2010.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
4. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-intellektualno-odaryonnyh-detey
Источник
Омельченко, одаренные дети и работа с ними [Текст] / // Современный мир и человек в нем: интерпретация гуманитарных и общественных наук: материалы Международной научно-практической заочной конференции (Москва, 16 июня 2012 г.). – М.: Логос, 2012. – С. 25-31.
МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И РАБОТА С НИМИ
Елизавета Александровна Омельченко
Новосибирский государственный педагогический университет,
канд. пед. наук, доцент каф. теории и
методики дошкольного образования,
г. Новосибирск
В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией занятий для математически одаренных учащихся средней школы.
Ключевые слова: одаренность, математическая одаренность, обучение математически одаренных учащихся.
Существуют разные определения математической одаренности. Приведем некоторые из них.
Математическая одаренность – это в первую очередь математические способности плюс опыт, трудолюбие и сила воли (Де Гоот).
Математическая одаренность – понятие индивидуально-психологическое, в котором математические способности находятся в своеобразном сочетании ().
Математическая одаренность – умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
Математическая одаренность – общий интеллект плюс интерес к математике и склонность заниматься ею (Бине, Ревиш, Адамар, Пуанкаре).
Математическая одаренность – качественно своеобразное сочетание математических способностей, которое открывает возможность успешного творческого овладения предметом ().
На наш взгляд, наиболее удобным для отбора математически одаренных детей и работы с ними является определение . Автор, изучая вопросы математических способностей, предложил схему структуры математических способностей в школьном возрасте, или математической одаренности, которая приведена ниже.
1. Получение математической информации.
а) способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
2. Переработка математической информации.
а) способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики;
б) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий;
в) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами;
г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решения;
е) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математических рассуждениях).
3. Хранение математической информации.
а) математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
4. Общий синтетический компонент.
а) математическая направленность ума.
Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математического склада ума.
Математическая направленность (склад) ума выражается в стремлении к математизации явлений окружающего мира. Это постоянная установка обращать внимание на математическую сторону явлений, всюду подмечать пространственные и количественные отношения, связи и функциональные зависимости, словом, видеть мир математическими глазами.
Математический склад ума формируется как особое синтетическое выражение математической одаренности и включает в себя и познавательную, и эмоциональную, и волевую стороны (соответствующее отношение, склонности и интересы, потребность в математической деятельности).
О математических способностях говорил не только . ордухай-Болтовский предложил перечень компонентов, в совокупности образующих математические способности:
1. «Сильная память», но именно «математическая память» на предмет того типа, с которым имеет дело математика, память на идеи и мысли, а не факты, в то время как «бытовая» и музыкальная память могут быть ослаблены.
2. «Остроумие», т. е. способность «обнимать в одном суждении» понятия из двух малосвязанных областей, отыскивая сходное в самых отдаленных, казалось бы, совершенно разнородных предметах.
3. «Быстрота мысли», которую автор связал с «бессознательным мышлением», приближаясь к современным идеям «инсайда».
выделяет компоненты способностей профессионала-математика.
1. Способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, или, как это принято называть, «вычислительные», или «алгоритмические» способности.
2. Геометрическое воображение, или «геометрическая интуиция».
3. Искусство последовательного, правильно расчлененного логического рассуждения.
4. Способность механически запоминать большое число фактов, формул.
5. Способность складывать или перемножать в уме длинные ряды многозначных чисел.
предлагает требования к математическому мышлению учащихся:
1. Способность улавливать нечеткость рассуждения, отсутствие необходимых звеньев доказательства;
2. Привычка к полноценной логической аргументации;
3. Четкая расчлененность хода рассуждений;
4. Лаконизм;
5. Точность символики.
Дж. Рензулли считает, что для обучения одаренных детей следует использовать специальные программы, которые должны включать три вида деятельности:
Общие виды исследовательской деятельности. Формирование умений и навыков. Индивидуальное (или в малых группах) исследование самостоятельно выбранной темы.
Методы обучения одаренных детей должны:
1. Развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического) мышления и способности к разрешению проблем.
2. Развивать способности к исследовательской работе.
3. Обеспечивать самостоятельность в учении.
4. Стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды.
5. Поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм.
6. Развивать способность детей к самопознанию и самопониманию.
7. Воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Наиболее полно эти идеи обучения могут быть реализованы в рамках модели тематической междисциплинарной интеграции.
При работе с одаренными детьми целесообразно использовать следующие методы и формы обучения:
- исследовательский и проблемный метод; метод погружения; групповая форма работы; экстернат; факультативные занятия и спецкурсы.
Для работы с одаренными детьми создаются:
- специальные программы; специально организованная система образования; дифференцированные планы; индивидуальные учебные планы; интегрированные курсы.
Как известно, есть способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей:
Познавательные способности и навыки:
- устанавливать причинно-следственные связи; умение обобщать; умение интегрировать; умение анализировать и т. д.
Творческие способности:
- гибкость мышления; быстрота мышления и т. д.
Особенности эмоциональной сферы.
Далее в статье остановимся на развитии у одаренных детей таких познавательных способностей, как обобщение и классификация.
Прежде чем рассматривать с учениками эти методы научного познания, было необходимо остановиться на изучении того, что такое понятия и какие признаки понятий бывают. Таким образом, сложилась следующая последовательность занятий:
1. Понятия. Признаки понятий. Математические понятия и их определения.
2. Индуктивное обобщение. Образование общих понятий.
3. Классификация математических понятий.
Каждая из этих тем изучалась по следующей схеме:
1. Примеры из жизни.
2. Математические примеры на пройденном материале.
3. Определение методов познания.
4. Применение методов в новой ситуации.
При рассмотрении первых двух тем использовались элементы лекции и беседы. При изучении третьей темы применялся исследовательский метод обучения, который наиболее эффективен при работе с одаренными детьми.
Каждое занятие проводилось в течение двух уроков по 45 минут.
Предложенная нами работа дала положительные результаты, учащиеся стали более осмысленно и целенаправленно использовать методы научного познания в своей учебной деятельности.
Источник