Развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте
Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.
Дети в этом возрасте очень чувствительны к обращениям взрослых, охотно откликаются на их инициативу и сами проявляют выраженную инициативность в общении. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность. В связи с эмоциональным и речевым развитием на протяжении раннего детства увеличивается репертуар коммуникативных средств общения, к которым относятся: экспрессивно-мимические средства, предметные действия и речь. Общение ребенка со взрослым постепенно все больше опосредуется словом.
Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только источником обнаружения самих предметов, но и образцом действий с предметами в соответствии с их специфическими функциями. В раннем возрасте доминирующей формой общения является ситуативно-деловое общение, характер которого существенно меняется на протяжении данного возрастного этапа. Совместная деятельность ребенка со взрослым уже не сводится только к непосредственной помощи или к демонстрации предметов и действий с ними. Важным теперь является соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одной и той же общей деятельности. В процессе такого взаимодействия ребенку обеспечивается внимание взрослого, его участие в делах ребенка, а также новые, адекватные способы действий с предметами.
Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Практический пример
Света П„ 2 года 3 месяца. Мама научила Свету пользоваться расческой. Подвела девочку к зеркалу и слегка взлохматила ей волосы, затем объяснила, что волосы будут лежать красиво, если их причесать. Дала Свете расческу, взяла ее ручку в свою и объяснила, как нужно проводить по волосам, чтобы причесаться. Мама повторяла такие действия ежедневно. Со временем она начала постепенно отпускать руку дочки, позволяя ей справляться с задачей самостоятельно. После этого она хвалила Свету и говорила, какой красивой она стала.
В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъектного взаимодействия между детьми, которая осуществляется по ходу совместной деятельности. Стихийное формирование взаимодействий детей происходит медленно и может осложняться различными негативными проявлениями, что объясняется неумением ребенка учитывать интересы сверстника, видеть в нем такое же существо, как и он сам.
Коммуникативная потребность складывается у детей постепенно, на протяжении раннего возраста. В начале второго года жизни у малышей есть лишь интерес и эмоциональное отношение к сверстнику. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные действия с целью привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свои умения. Чувствительность к воздействиям ровесника проявляется слабо, ребенок в основном пытается заинтересовать сверстника собой, а инициатива другого ребенка не часто вызывает ответную активность. Поэтому контакты детей чаще являются односторонними и не приводят к взаимодействию. И лишь на третьем году жизни инициативные действия по отношению к сверстнику входят в репертуар поведения детей раннего возраста. Постепенно увеличивается разнообразие, длительность и интенсивность игровых действий детей. Появляется ответная активность детей, заключающаяся в поддержке инициативы сверстника путем повторения его действий, отклика на его вокализации, предложения нового вида игры. Контакты сверстников становятся цикличными, возникают совместные игры.
Содержание общения детей раннего возраста включает игровые и практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и т.п. Но эти действия не имеют деловой цели в отличие от ситуативно-делового общения ребенка раннего возраста со взрослым. Общение детей друг с другом отличается яркой эмоциональной окрашенностью, однако дети взаимодействуют как субъекты слабо, поверхностно реагируют на индивидуальность субъекта-партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Можно выделить несколько линий влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста (рис. 5.1). Общаясь друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познают самих себя, постоянно сравнивают себя с ровесниками и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей интенсивные положительные эмоции и стремление вновь пережить состояние общности с другим ребенком, а на фоне сходства для каждого ребенка ярко выделяется его собственная индивидуальность. В общении с ровесником наиболее полно удовлетворяется потребность детей в активности и развивается эмоциональная сфера. Общение со сверстником создает условия для творческого самовыражения детей и реализации своей самобытности и непосредственности. Существенный результат общения с ровесниками – формирование у детей инициативности. Если взрослый часто предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в общение, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения и планировать совместную деятельность.
Рис. 5.1. Влияние общения со сверстником на психическое развитие ребенка
Общение в форме совместной деятельности, речевого общения составляет необходимое и специфическое условие развития ребенка. Все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, являются сильными стимуляторами его психического развития. Значение общения для развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что предметные, игровые, изобразительные, трудовые действия возникают и развиваются при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми как носителями общественно-исторического опыта человечества. Общение со сверстниками является также значимым. Благодаря ему дети овладевают некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку, учатся применять на практике нормы поведения, упражняются в нравственных поступках. Общение со сверстниками тесно связано с предметной деятельностью и постоянно преломляется через призму общения со взрослым.
Источник
Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым
Ильина С. В. ,
магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,
Е-mail: luchik192@gmail.com
Демидова Н. И. ,
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым
Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).
М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:
1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;
2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;
3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;
4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу — произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.
Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.
В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.
А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.
Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие »значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции »значимого взрослого»: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении »Я-концепции» ребенка [3].
В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).
Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.
В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.
Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.
Источник