Развитие общения ребенка со взрослым презентация
Слайд 1
Особенности общения младенца со взрослым Подготовила Лысякова Е.В. Группа 1У
Слайд 2
Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.
Слайд 3
Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого –КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ
Слайд 4
Комплекс оживления включает четыре основных компонента: замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.; вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).
Слайд 5
Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка . Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать
Слайд 6
К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание) эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки
Слайд 7
Первой формой общения является ситуативно-личностная . Она считается сложившейся, если: малыш смотрит в глаза взрослого отвечает улыбкой на его улыбку адресует ему инициативные улыбки адресует ему двигательное оживление и вокализации стремится продлить эмоциональный контакт со взрослыми когда ребенок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. !
Слайд 8
Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения -личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. Общение обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. !
Слайд 9
С 6 месяцев ситуативно-личностная форма общения сменяется на ситуативно-деловую, которая удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве На первый план выступают деловые мотивы. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.
Слайд 10
В позднем младенческом возрасте ( от 6 до 12-14 месяцев) взаимоотношения ребенка со взрослым все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. В данный период развития деятельность ребенка управляется сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинается формирование речи.
Слайд 11
По результатам исследований Дж. Брунера , у ребенка уже в доречевой период формируется ряд способов общения, которые плавно переходят из одного в другой. «Требующий способ» коммуникации. Это врожденные реакции дискомфорта крики с характером требования, в течение которых отсутствуют паузы, предполагающие ответ. «Просящий способ». В этом случае крики менее настоятельны, появляются паузы ожидания ответа. «Обменивающий способ». С 5-6 месяцев. В этот период ребенок использует свои вокализации прежде всего для того, чтобы обратить внимание матери на объект и на свое намерение участвовать в общении. «Взаимодействующий способ». В совместной активности со взрослым соблюдается разделение позиций говорящего и слушающего в структуре общения.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности общения детей со взрослыми и сверстниками.
2 слайд
Описание слайда:
Общение детей со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. Общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач: * совместная игра; *навязывание собственных образцов; *управление действиями партнера и контроль за их выполнением; *постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.
3 слайд
Описание слайда:
Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).
4 слайд
Описание слайда:
Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения. Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Школьники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.
5 слайд
Описание слайда:
Общение со сверстниками Общение со взрослыми 1. Яркая эмоциональная насыщенность, резкие интонации, крики, кривляние, смех и т. д. Экспрессия от ярко выраженного негодования («Ты чего делаешь?!») до бурной радости («Смотри, как хорошо!»). Особая свобода, раскованность общения верстниками Более или менее спокойный тон общения 2. Определенные нормы высказываний общепринятых фраз и речевых оборотов. Взрослый: — дает ребенку культурные нормы общения; — учит говорить 2. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Используются самые неожиданные слова, сочетания слов и звуков,фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Создаются условия для самостоятельного творчества. Ничто не сковывает активность
6 слайд
Описание слайда:
3. Преобладание инициативных высказываний над ответами. Важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Беседы не получается. Каждый говорит о своем, перебивая другого 3. Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает. При этом: -старается отвечать на вопросы; стремится продолжить начатый разговор; — внимательно слушает детские рассказы; — скорее предпочитает слушать, чем говорить 4. Взрослый говорит, что хорошо, а что плохо. А ребенок ждет от него: — оценки своих действий; — новой информации 4. Направленные действия на сверстника более разнообразны. Общение значительно богаче по назначению и функциям, в нем можно встретить самые разные компоненты: — управление действием партнера (показать, как можно делать, а как нельзя); — контроль его действий (вовремя сделать замечание); — навязывание собственных образцов (заставить его сделать); — совместная игра (решение играть); — постоянное сравнение с собой («Я так могу, а ты?»). Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Отношения со взрослыми На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Отношения со сверстниками Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
11 слайд
Описание слайда:
Что можно считать сформированностью диалогового общения Ребенок должен уметь ориентироваться на партнера-сверстника, обращаться к нему инициативно, отвечать словом и действием на его высказывания. Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями.
12 слайд
Описание слайда:
Список используемой литературы 1. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1988. — № 6. – С.31-35. 2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с. 3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446, [1] с. – (Высшее образование). 4. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 54-61. 5. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с. 6. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 1. – С. 111-113; С. 118-120. 7. https://www.sunhome.ru/psyhologu/1309 8. https://www/sunhome/ru/psyhologu/1670
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материалПожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общение детей со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. Общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:
совместная игра;
*навязывание собственных образцов;
*управление действиями партнера
и контроль за их выполнением;
*постоянное сравнение с собой и оценка
конкретных поведенческих актов.
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Особенности общения дошкольников Воспитатель Сеськина И. Д. МБДОУ « Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Слайд 2
План: Общение и его роль в развитии ребенка; Особенности общения дошкольника со взрослым; Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками; А нализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Развитие навыков общения.
Слайд 3
Общение и его роль в развитии ребенка Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Слайд 4
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Слайд 5
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным , лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.
Слайд 6
Особенности общения дошкольника со взрослым По Выготсокому Л. С . источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье.
Слайд 7
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми . В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Формы внеситуативного общения: Позновательная Личностная В неситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Внеситуативно -личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка, это способствует формированию морального сознания, развитию самосознания и самоконтроля.
Слайд 8
Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.
Слайд 9
Особенности общения дошкольников со сверстниками М. И. Лисина и А. Г. Рузкина Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными.
Слайд 10
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
Слайд 11
Анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи. Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения. Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого. Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки. Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.
Слайд 12
Развитие навыков общения В дошкольном возрасте ( от 3 до 6-7 лет) межличностное отношение детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа: Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В 4-5 лет в средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Источник