Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками thumbnail

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.

Дети в этом возрасте очень чувствительны к обращениям взрослых, охотно откликаются на их инициативу и сами проявляют выраженную инициативность в общении. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность. В связи с эмоциональным и речевым развитием на протяжении раннего детства увеличивается репертуар коммуникативных средств общения, к которым относятся: экспрессивно-мимические средства, предметные действия и речь. Общение ребенка со взрослым постепенно все больше опосредуется словом.

Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только источником обнаружения самих предметов, но и образцом действий с предметами в соответствии с их специфическими функциями. В раннем возрасте доминирующей формой общения является ситуативно-деловое общение, характер которого существенно меняется на протяжении данного возрастного этапа. Совместная деятельность ребенка со взрослым уже не сводится только к непосредственной помощи или к демонстрации предметов и действий с ними. Важным теперь является соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одной и той же общей деятельности. В процессе такого взаимодействия ребенку обеспечивается внимание взрослого, его участие в делах ребенка, а также новые, адекватные способы действий с предметами.

Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Практический пример

Света П„ 2 года 3 месяца. Мама научила Свету пользоваться расческой. Подвела девочку к зеркалу и слегка взлохматила ей волосы, затем объяснила, что волосы будут лежать красиво, если их причесать. Дала Свете расческу, взяла ее ручку в свою и объяснила, как нужно проводить по волосам, чтобы причесаться. Мама повторяла такие действия ежедневно. Со временем она начала постепенно отпускать руку дочки, позволяя ей справляться с задачей самостоятельно. После этого она хвалила Свету и говорила, какой красивой она стала.

В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъектного взаимодействия между детьми, которая осуществляется по ходу совместной деятельности. Стихийное формирование взаимодействий детей происходит медленно и может осложняться различными негативными проявлениями, что объясняется неумением ребенка учитывать интересы сверстника, видеть в нем такое же существо, как и он сам.

Коммуникативная потребность складывается у детей постепенно, на протяжении раннего возраста. В начале второго года жизни у малышей есть лишь интерес и эмоциональное отношение к сверстнику. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные действия с целью привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свои умения. Чувствительность к воздействиям ровесника проявляется слабо, ребенок в основном пытается заинтересовать сверстника собой, а инициатива другого ребенка не часто вызывает ответную активность. Поэтому контакты детей чаще являются односторонними и не приводят к взаимодействию. И лишь на третьем году жизни инициативные действия по отношению к сверстнику входят в репертуар поведения детей раннего возраста. Постепенно увеличивается разнообразие, длительность и интенсивность игровых действий детей. Появляется ответная активность детей, заключающаяся в поддержке инициативы сверстника путем повторения его действий, отклика на его вокализации, предложения нового вида игры. Контакты сверстников становятся цикличными, возникают совместные игры.

Читайте также:  Гаврина кутявина 30 занятий для успешного развития ребенка

Содержание общения детей раннего возраста включает игровые и практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и т.п. Но эти действия не имеют деловой цели в отличие от ситуативно-делового общения ребенка раннего возраста со взрослым. Общение детей друг с другом отличается яркой эмоциональной окрашенностью, однако дети взаимодействуют как субъекты слабо, поверхностно реагируют на индивидуальность субъекта-партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Можно выделить несколько линий влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста (рис. 5.1). Общаясь друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познают самих себя, постоянно сравнивают себя с ровесниками и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей интенсивные положительные эмоции и стремление вновь пережить состояние общности с другим ребенком, а на фоне сходства для каждого ребенка ярко выделяется его собственная индивидуальность. В общении с ровесником наиболее полно удовлетворяется потребность детей в активности и развивается эмоциональная сфера. Общение со сверстником создает условия для творческого самовыражения детей и реализации своей самобытности и непосредственности. Существенный результат общения с ровесниками – формирование у детей инициативности. Если взрослый часто предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в общение, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения и планировать совместную деятельность.

Влияние общения со сверстником на психическое развитие ребенка

Рис. 5.1. Влияние общения со сверстником на психическое развитие ребенка

Общение в форме совместной деятельности, речевого общения составляет необходимое и специфическое условие развития ребенка. Все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, являются сильными стимуляторами его психического развития. Значение общения для развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что предметные, игровые, изобразительные, трудовые действия возникают и развиваются при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми как носителями общественно-исторического опыта человечества. Общение со сверстниками является также значимым. Благодаря ему дети овладевают некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку, учатся применять на практике нормы поведения, упражняются в нравственных поступках. Общение со сверстниками тесно связано с предметной деятельностью и постоянно преломляется через призму общения со взрослым.

Источник

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей
со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет
особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение
со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является
источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления
творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский
коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между
детьми..

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от
общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей
раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,
которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,
смехом, веселыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название
эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с
равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,
осознания и познания самого себя.

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстникамиНа первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает
сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг
друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок
начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в
появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще
отсутствует совместная игра с предметами.

Даже играя с одной игрушкой, дети не
вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для
малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет
человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.
Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по
эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной
деятельности.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать
различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имя
каждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для
возникновения чувства общности со сверстниками, 
важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них
тоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.

Наиболее эффективным средством развития общения детей со
сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.
Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо
предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая
вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность
в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в
новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка таблица

Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,
длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и
чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже
способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры
являются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на
котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.

Для сближения детей, организации им совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желание
общаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, в
соответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.

— на первом этапе происходит становление субъектного отношения
ребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который должен
выделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,
сходство между детьми, их общие возможности.

— на втором этапе развивается эмоционально-практическое
взаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такое
взаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равным
ему сверстником.

-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевому
общению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно
брать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,
предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.

— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная и
продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные
поделки.

Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотр
детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При
этом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других
малышей похвалить сверстника.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не
умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника
как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе
взрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,
без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,
переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей
уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,
особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных
народов и рассматривание иллюстраций к ним.

Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, что
бы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует
воспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрять
проявление сочувствия, стремления помочь.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со
сверстниками, предполагает решение следующих задач:

• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса
к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

• организация разных форм взаимодействия малышей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать
самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,
групповые занятия, специально организованные игры.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры.

Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,
направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.
Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительных
взаимоотношений между детьми.

Игры в парах способствуют становлению субъектного
эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в
общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,
которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.
Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,
формирование чувства общности. 

Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений
между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без
использования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,
побуждают ребенка подражать действиям партнера. В центре их находится взрослый,
который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,
поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно. Находясь между детьми,
взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и
одновременно является ее участником.

Читайте также:  Развитие ребенка по невротическому типу

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и
располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта
взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться с
рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых
поглаживаний.

В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта
взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована
потребность в общении со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них большей
собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство
общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое
взаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям
движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями
других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,
согласовывать свои действия с действиями ровесника.

В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнить
какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,
покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем
игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и
самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.
Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,
обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается
затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых
играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть
друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко
предложить им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,
эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть
сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые
игры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно
организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми. Пальчиковые
игры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании
обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные
игры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания
простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность
движений и физический контакт участников.. В хороводных играх создаются
оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с
действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По
своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей
к образцам народного поэтического творчества. В хороводные игры можно включать
мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

 Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь
друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать
действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Потребность детей в общении друг с
другом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ее
окончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формы
интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать
как общение. Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшем
строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.
Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения может
служить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов
потребности в общении. Вместе с тем уже самые маленькие дети
эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их
общения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.

Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между
детьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и как
объект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение. Инициативные
действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное
взаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативной
потребности, и именно они становятся основными и везущими в общении
сверстников.

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Рисунок 2 – подвижные игры.

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Рисунок 3 – игры с помощью предметов.
(кукла)

1)    Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей  со сверстниками»

2)    Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3)   Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте. 

Источник