Развитие общения ребенка младшего школьного возраста

Развитие общения ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Общение
в семье
.
Обретенная,
относительно возможностей самого
ребенка, свобода дошкольного детства
сменяется отношениями
зависимости
и подчинения новым правилам
жизни.
Семья начинает
по-новому контролировать ребенка в
связи с необходимостью учиться в школе,
выполнять домашние
задания, строго организовать режим дня.
Ужесточение требований
к ребенку, даже в самой доброжелательной
форме, возлагает на него ответственность
за самого себя. Необходимое
воздержание от ситуативных импульсивных
желаний
и обязательная самоорганизация создают
изначально у ребенка
чувство одиночества, отчужденности
себя от близких — ведь он сам должен
нести ответственность и организовать
свою новую жизнь. Начинается трудный
период испытания
ребенка не только необходимостью ходить
в школу, быть дисциплинированным
(правильно вести себя в классе, быть
внимательным к ходу урока, к умственным
операциям,
которые
надо совершать при исполнении заданий
учителя и др.),
но и необходимостью организации своего
дня дома, в семье
(10).

Самое
главное, что может дать семья для младшего
школьника,
— научить его воздерживаться от развлечений
в урочное
время, прочувствовать, что значит «делу
время – потехе час»,
брать ответственность на себя, тем самым
научиться управлять своей волей. Разумная
и любящая ребенка семья помогает
ребенку освоить предъявляемые к нему
требования учебной
деятельности и принять их как неизбежное
и необходимое.

Успехи
ребенка в освоении норм жизни в новых
условиях поддерживаются
прежде всего в семье и формируют у него
потребность в признании не только а
прежних формах отношений,
но и в учебной деятельности. Характер
адаптации к условиям
жизни в младшем школьном возрасте и
отношение к
ребенку со стороны семьи определяют
состояние и развитие
его чувства личности. В условиях
чувствительной к изменению
социального статуса ребенка семьи он
обретает новое место и внутри семейных
отношений: он ученик, он ответственный
человек, с ним советуются, с ним считаются
(10).

Потребность
в признании проявляется в стремлении
ребенка
утвердиться в своих моральных качествах:
он рефлектирует, пытается проецировать
свой поступок на будущие реакции
других людей, при этом он хочет, чтобы
люди испытывали к нему благодарность,
признавали и ценили его хороший
поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую
потребность обращаться к взрослым за
оценкой результатов своей деятельности
и достижений. В этом случае очень важно
поддержать
ребенка самим родителям (10).

Общение
в школе
.
В процессе совместной учебной деятельности
у детей устанавливаются новые
взаимоотношения.
Через несколько недель, проведенных в
школе, у большинства
первоклассников исчезают робость и
смущение от массы новых впечатлений.
Они начинают внимательно присматриваться
к поведению соседа по парте, устанавливают
контакты с одноклассниками, которые
симпатизируют им
или обнаруживают сходство интересов.
На первых этапах
ориентации в новом коллективе у части
детей проявляются
в общем не свойственные им черты характера
(у одних — застенчивость,
у других — развязность). Но по мере
установления
взаимоотношений с другими детьми, каждый
школьник обнаруживает свои подлинные
индивидуальные особенности
(4).

Характерная
черта взаимоотношений младших школьников
состоит в том, что их дружба основана,
как правило, на общности внешних жизненных
обстоятельств и случайных интересов
(дети сидят за одной партой, живут в
одном доме, интересуются
приключенческой литературой
и т.п.). Сознание младших школьников
еще не достигает того уровня, чтобы
мнение сверстников служило
критерием подлинной оценки
самого себя. Конечно, дети 9-10 лет
с большим интересом относятся к оценке,
которую дают им одноклассники
за ловкость, сообразительность, смелость,
и остро переживают,
если эта оценка расходится с желаемой.
Но такие переживания
кратковременны, и, главное, их легко
изменить г
оценкой
со стороны взрослых или учителя. Мнение
последнего
является для младших школьников наиболее
существенным
и безапелляционным (4).

Л.И.Божович
считала, что не отдельные формы общения,
а
сам школьный коллектив имеет решающее
значение для развития
личности младшего школьника (3). В
коллективе школьников
нет и не может быть «равностояния»,
здесь складывается
целая система взаимоотношений и
зависимостей,
в которой каждый ребенок в связи с теми
обязанностями, которые на него возложены,
и в соответствии со своими индивидуальными
особенностями и, наклонностями занимает
свое определенное место. Организуемая
школой общественная жизнь детей с
необходимостью приводит к формированию
среди учащихся общественного мнения,
к возникновению
традиций, обычаев и правил, которые
создаются под
руководством учителя и закрепляются в
каждом школьном
коллективе. Итак,
вступление ребенка в школьный коллектив
имеет огромное
значение для формирования его личности
(3).

Общение
с учителем организует не только учебную
деятельность, но и все формы жизни в
школе. Младшие школьники безоговорочно
признают авторитет учителя. Они обращаются
к нему по самым разным поводам — от
случайных и мелких
до самых глубоких и личностных. Дети
откровенно делятся
с учителями своими заботами, переживаниями,
домашними событиями. В случае обиды
младший школьник также
обращается к учителю, и обидчик чаще
всего воспринимает это как должное,
поскольку учитель для всех выступает
общим нравственным арбитром (4). Авторитет
учителя в
младшей школе огромен, он обусловлен
не только личными качествами
учителя, но и социальной ситуацией в
этом возрасте.
Однако уже в следующем, в подростковом
возрасте вся система
общения в школе подвергается существенным
изменениям.

Таким
образом, в младшем школьном возрасте
складывается
новая детская общность. Взаимоотношения
детей в классе
не возникают сами собой; они имеют свою
логику изменения
и развития. На первых порах обучения
школьники не проявляют
особого внимания друг к другу, мало
общаются,
не интересуются успехами товарищей. Но
постепенно взаимоотношения
детей изменяются: они начинают
присматриваться
друг к другу, завязывать контакты,
находить общие
интересы. Совместная учебная деятельность
рождает общую устремленность, ставит
общие задачи, дает возможность выделять
разные точки зрения и договариваться.
Со
временем отношения школьников выходят
за рамки учебной
деятельности. У них возникают интересы,
связан-
ные
с внеклассной и внешкольной работой, с
общественными
делами (14).

К концу
обучения в начальных классах у детей
возникает стремление
занять определенное место среди
товарищей. Теперь
уже не только мнение взрослого, но и
отношение со стороны
одноклассников определяет положение
ребенка среди других. Мнение и оценки
сверстников становятся постепенно
основными мотивами поведения школьника.

Формирование
системы связей и отношений среди младших
школьников на основе учебной деятельности
предполагает особую
технологию ее развертывания. Сама по
себе она не содержит предпосылок
построения совместности ее субъектов.
Более того, Д.Б.Эльконин отмечал, что
одним из существенных
противоречий учебной деятельности
является то, что,
будучи общественной по содержанию и
форме осуществления,
она вместе с тем индивидуальна по
результату (усвоенные
в процессе учебной деятельности знания
и умения являются приобретениями
отдельного ученика). Поэтому всегда
есть опасность превращения учебной
деятельности в деятельность,
индивидуалистически направленную; при
этом теряется ее общественной смысл.
Подобная противоречивость
препятствует установлению взаимных
отношений среди
учащихся, приобретению умений
сотрудничества, формированию
коллективистских черт характера и
качеств личности
(14).

Задачам общего психического
развития, становления личности
младших школьников отвечает совместная
учебная деятельность.
Роль совместной учебной деятельности
младших школьников в становлении их
субъектности исследовали
В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и другие. Было
выявлено влияние
кооперации со сверстниками, характера
их общения на развитие мышления у младших
школьников. Координация точек
зрения относительно учебного содержания,
обмен и перераспределение
учебными действиями образуют то
социально-психологическое
пространство, в котором оформляются
индивидуально-психологические способности
— самостоятельное
мышление и понимание (13).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Особенности общения детей младшего школьного возраста… 

Человек не способен жить, работать, удовлетворять свои потребности без общения с людьми. Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет свои особенности и является важным аспектом развития личности. Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности. Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития. С началом учебной деятельности у ребенка меняется характер мышления, его память и внимание, он приобретает в обществе новое положение: теперь это человек, занятый важной работой, которая оценивается обществом. В этой связи он начинает по-другому воспринимать себя и других, меняется и роль общения в жизни школьника. Придя в школу, ребенок осваивает новые, общественно направленные по содержанию правила поведения, впервые встречается с новым способом взаимодействия со взрослым человеком – учителем, постигая опять же новую для него систему деловых отношений. Одновременно с этим, дети младшего школьного возраста, в большинстве своем, необычайно любознательны, отзывчивы и доверчивы, они открыто проявляют свои чувства, однако их интересы неустойчивы и ситуативны. По своей направленности в этом возрасте все дети являются индивидуалистами и лишь постепенно, со временем, у малышей начинает формироваться коллективная направленность. Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. Основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников. С началом учебной деятельности общение ребенка становится более целенаправленным благодаря постоянному и активному воздействию, с одной стороны, учителя, с другой стороны, одноклассников, то есть особенности общения младших школьников состоят в том, что для таких малышей реально существуют только две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», которые взаимодействуют между собой через иерархические связи. Как уже говорилось ранее, в такой сфере, как «ребенок-взрослый», появляются новые отношения – «ребенок-учитель», причем именно учитель становится для младшего школьника фигурой, которая определяет его психологическое состояние в классе, а также в общении с товарищами.

Учащиеся принимают то, как учитель оценивает того или иного ребенка в качестве главной характеристики его личностных качеств, поэтому отношение детей с тому или иному товарищу определяется отношением к нему учителя. Особенно значимой в этом плане личность учителя является для первоклассников, так как дети еще совсем не знают друг друга и не в состоянии самостоятельно определить как свои собственные достоинства, недостатки и возможности, так и все вышеперечисленные качества своих одноклассников. Более того, влияние учителя распространяется и на отношения в семье, центром которой теперь становится учебная деятельность ребенка, его отношения с учителем и одноклассниками. Традиционное общение в семье теперь включает все события школьной жизни ребенка. Как правило, мальчики и девочки в первые годы школьного обучения представляют две независимые подструктуры, а все межличностные отношения выстраиваются на эмоциональной основе, однако к моменту окончания начального звена все эмоциональные связи, как правило, уже подкрепляются собственной нравственной оценкой каждого одноклассника, дети начинают глубже осознавать различные качества личности. Другими словами, происходит качественная переоценка межличностных отношений, а также их осознания. За переделами школы общение детей младшего школьного возраста с людьми также имеет свои особенности. Ребенок старается четко обозначать как свои права, так и свои обязанности, а от взрослых он ожидает доверия к его новоприобретенным умениям. В этом возрасте велика потребность ребенка в уважении, внимании и сопереживании, взрослым необходимо дать почувствовать малышу, что он – индивидуален, помочь осознать ему свою неповторимость и ценность, а также помочь реализовать все потенциальные возможности, заложенные в нем природой…. 

А настоящее время в педагогической среде огромное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции – овладению младших школьников различными коммуникативными навыками, развитию адекватных умений общения в новых для детей социальных структурах, обучение их культурным нормам и ограничениям в общении, этикету общения, соблюдению приличий. Согласно современным требованиям, на учителя ложится задача воспитать человека, компетентного, прежде всего, в плане общения, поскольку на сегодняшний день именно компетентность, а также грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. Если навыки общения отсутствуют, это становится причинами конфликтов в семье, как и в любом коллективе, где люди занимаются какой-либо совместной деятельностью. Залогом успеха в современном мире становятся коммуникативная активность, хорошая адаптированность к социальной действительности, социальная компетентность и способность эффективно взаимодействовать с людьми и и управлять различными процессами общения. Именно поэтому в начальной школе одна из основных задач учителя – это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно компетентной. Коммуникативная компетентность не развивается сама по себе, она формируется постепенно, при этом основные источники ее приобретения – это опыт народной культуры и опыт межличностного общения, опыт восприятия искусства, а также знание языков, которые используются в народной культуре. И прежде всего, эти приобретения начинают осуществляться в начальной школе на уроках литературного чтения и уроках русского языка…

Коммуникативное развитие, как и культура общения младших школьников, формируется по разным направлениям: это и количественное накопление (увеличивается словарный запас школьника, объем его суждений) , и качественные изменения (речь становится более связной, меняется произношение, речь ребенка можно уже понимать без особых проблем) . Достижению устойчивых положительных результатов способствует введение специально подобранных упражнений и ситуаций на уроках литературного чтения, которые должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил все поступки, совершенные литературным героем, через себя, учась таким образом любить, дружить, верить и анализировать различные ситуации, возникающие в жизни. То, как ребенок будет выстраивать свое общение в дальнейшей жизни зависит, прежде всего, от учителя, который должен помочь ему овладеть коммуникативной компетентностью, однако немаловажную роль играют при этом и родители.

Источник

Ермакова Елена
Общение и его особенности в младшем школьном возрасте

При поступлении ребёнка в школу он включается в процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения, благодаря которым развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

У первоклассников в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой».

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё «сам по себе». Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает её товарищу сам. Он отдаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознаёт, можно выразить так: «Я и моя

учительница».

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований, проведённых Коломинским Я. Л., показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

С 8 до 11 лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так дети, получающие при социометрических исследованиях наибольшее число выборов от одноклассников («звезды») характеризуется рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией, большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми общими характеристиками: они имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, капризны, грубы, замкнуты, плаксивы; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Все эти перечисленные качества имеют определённые особенности проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учёбе. Для популярных мальчиков большое значение имеет и физическая сила, ловкость.

Для первоклассников с низким социометрическим статусом характерны следующие особенности: неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, но и по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии выбора несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрасте приобретают значимость и некоторые личностные качества: самостоятельность, честность. На второй план отходят показатели, связанные с учением.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты: пассивность, недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников, отражают особенности восприятия или другого человека. это связано с общими закономерностями развития личности в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте своеобразно складываются и первые впечатления о другом человеке. Оно отличается ситуативностью, ориентацией на внешние признаки, физический облик.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста говорит и то, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают те замечания, которые они получают в присутствии одноклассников; они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых сверстников.

Изменения, которые происходят в этом возрасте, необходимо учитывать при организации воспитательной работы, т. к. психологический климат тесно связан с формами педагогических воздействий. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель. Преобладание доброжелательного тона, поощрений, поддержки и т. п., формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу. Использование наказания, угроз, насмешек и т. п. порождает недоверие к взрослым, друг к другу и конфликты в коллективе.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных взаимоотношений, как мы уже отметили, решающая роль принадлежит педагогу. Именно педагог в силу своей исключительной значимости для ребёнка может сыграть решающую роль в определении статуса ученика в системе личных отношений.

Если судить по анализу характеристик, которые педагоги дают детям с различным социальным статусом, то видно, что изолированных детей не любят сами педагоги. Учителя вольно или невольно сами способствуют изоляции ребёнка в классе частыми отрицательными оценками, резкими замечаниями. Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребёнка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и поэтому избегают общения с ними. Именно педагог может сыграть решающую роль в выведении из статуса «изолированного» ученика. В каждом конкретном случае линия поведения учителя должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребёнка и т. д.

При изменении позиций непризнанных учеников особо следует обратить внимание на изменение социальных ожиданий. Обеспечив школьнику успех в деятельности, где он по новому раскроется для окружающих, необходимо придать этому успеху гласность. Большую роль здесь должны играть коллективные обсуждения. На них педагог должен максимально использовать свою силу воздействия на коллектив, заострив внимание класса на положительных моментах поведения и деятельности тех, чей статус необходимо изменить. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Именно этот возраст характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, наоборот, чувства неполноценности. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Успеваемость уже отходит на второй план, т. к. дети постепенно начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учёбой.

Задача взрослых – помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Источник