Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми
Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»
«Умение ребенка правильно общаться
позволяет ему комфортно жить в
обществе людей…»
Выготский Л. С.
Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» — родители.
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:
— ситуативно-личностная;
— ситуативно-деловая;
— внеситуативно-познавательная;
— внеситуативно-личностная.
Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого — комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.
Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.
Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.
Еще одна особенность общения со сверстниками — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
В общении со сверстниками выделены следующие этапы:
• Эмоционально практическое (2-4 года);
• Ситуативно – деловое (4-6 лет);
• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).
На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.
Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.
Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»
Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.
Источник
Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»
«Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности«
Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми — важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.
Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.
Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных
отношений.
Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность, как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)
Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)
Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)
В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)
В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)
Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через:
• оснащение центров активности соответствующими материалами;
• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;
Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную
Реализация проектов по видам деятельности
Виды деятельности Формы работы
Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»
Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» — соблюдение правил
Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один — много» — повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» — ориентировка в пространстве,
Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»
Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.
Конструирование «Наш участок» — конструирование из крупного и мелкого строительного материала
Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»
Музыкальная Слушание «Новая кукла»
Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»
Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».
Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.
Утренний сбор.
В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило, утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» — дети выбирают картинку из предложенных.
• Новости «Новости об игрушках». Приемы работы с новостями:
– рассказывают только 1 — 2(3) человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы
• Пальчиковая игра ««Игрушки»
• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.
Игра «Собери картинку» — дети работают в мини-группах.
Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла — … и. т.
•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»
Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»
• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор, и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?
Вечерний сбор.
Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг, дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.
Вечерний сбор, как и утренний, состоит из нескольких частей:
1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)
2. Игра по теме.
3. Подведение итогов.
Например:
1) Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»
3) Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.
Чтобы инициировать высказывания детей, мы предлагаем вопросы:
• Что тебе сегодня понравилось?
• Что сегодня узнал нового?
• Во что ты сегодня играл и с кем?
• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?
• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.
Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Оберемок С. М. – Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;
2. Свирская Л. Программа «Сообщество«;
3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;
4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;
5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;
6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna
Источник