Развитие общение ребенка 3 4 лет со сверстниками
Автор: Лебедева Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №254 ОАО «РЖД»
Населённый пункт: Комсомольск -на- Амуре
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности развития взаимоотношений со сверстниками у детей 3-4 года жизни в сюжетно-ролевой игре».
Дата публикации: 01.06.2017
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития взаимоотношений со сверстниками у детей
3-4 года жизни в сюжетно-ролевой игре.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка.
Прежде
всего,
в
игре дети
учатся
полноценному
общению
друг
с
другом. Младшие дошкольники еще не имеют по-настоящему общаться со
сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит
игра
в
железную
дорогу.
Воспитательница
помогает
детям
составить
длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика,
которым захотелось быть машинистами, усаживаются на крайние в ряду
стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни
пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить.
По выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом,
а не вместе»[29,с.112].
Чтобы
правильно
организовать
игровую
деятельность
детей,
определить
уровень
взаимоотношений
в
ней,
необходимо
учитывать
возрастные особенности развития детей.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции.
Желание
ребенка
выполнять
такую
же
функцию
приводит
к
противоречию
с
его
реальными
возможностями.
Это
противоречие
разрешается
через
развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий
с
одними
предметами
предполагает
их
отнесенность
к
другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительно сть
игры
небольшая.
Младшие
до ш кол ь н и к и
ограничиваются игрой с одной — двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами.
Игры
с
правилами
в
этом
возрасте
только
начинают
формироваться.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое
особенно
наглядно
проявляется
в
игре,
когда
одни
объекты
выступают в качестве заместителей других.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-
направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны
установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Взаимоотношения
детей
обусловлены
нормами
и
правилами.
В
результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно
большое
количество
норм,
которые
выступают
основанием
для
оценки
собственных действий и действий других детей.
В
младшем
дошкольном
возрасте
можно
наблюдать
соподчинение
мотивов
поведения
в
относительно
простых
ситуациях.
Сознательное
управление поведением только начинает складываться; во многом поведение
ребенка еще
ситуативно. Вместе
с
тем
можно
наблюдать
и
случаи
ограничения
собственных
побуждений
самим
ребенком,
сопровождаемые
словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в
значительной
мере
ориентируются
на
оценку
воспитателя.
Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к игровой
деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной
функции. Желание
ребёнка
выполнять
такую
же
функцию
приводит
к
развитию
игры.
Дети
овладевают
способами
игровой
деятельности
—
игровыми
действиями
с
игрушками
и
предметами-заместителями,
приобретают
первичные умения
ролевого
поведения.
Ребёнок
3-4
лет
способен
подражать
и
охотно
подражает
показываемым
ему
игровым
действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это
скорее
игра
рядом,
чем
вместе. Однако
уже
в
этом
возрасте
могут
наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
В
играх,
возникающих
по
инициативе
детей,
отражаются
умения,
приобретённые
в
совместных
со
взрослым
играх.
Сюжеты
игр
простые,
неразвёрнутые,
содержащие
одну-две
роли.
Неумение
объяснить
свои
действия
партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам,
которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего
возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает
согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр,
использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более
общительны,
отдают
предпочтение
большим
компаниям,
девочки
предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три
подруги.
Эмоциональное
развитие
ребёнка
этого
возраста
характеризуется
проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к
воспитателю,
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
сверстникам.
Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать,
утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя,
надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок
четвёртого
года
жизни
устанавливает
со
взрослыми
и
другими
детьми,
отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем
фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к
себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У
многих
детей
уже
в
дошкольном
возрасте
формируется
и
закрепляется
негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные
отдаленные
последствия.
Вовремя
определить
проблемные
формы
отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая
задача
педагогов
и
родителей.
Для
этого
необходимо
знать
возрастные
особенности
общения
детей,
нормальный
ход
развития
общения
со
сверстниками.
Общение
детей
дошкольного
возраста
со
сверстниками
имеет
ряд
особенностей:
1.
Большое
разнообразие
коммуникативных
действий,
которых
практически нет в общении со взрослым. Ребенок спорит со сверстником,
успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.
2. Яркая эмоциональная насыщенность общения. Например, в общении
со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-
мимических
проявлений,
выражающих
самые
разные
эмоциональные
состояния,
чем
в
общении
со
взрослыми.
Столь
сильная
эмоциональная
насыщенность связана с тем, что с четырёх лет сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
3. Нестандартность и нерегламентированность контактов детей. Если в
общении
со
взрослым
даже
самые
маленькие
дети
придерживаются
общепринятых
норм
поведения,
то
при
взаимодействии
со
сверстником
дошкольники
используют
самые
неожиданные
действия.
Общение
со
сверстником
дает
возможность
для
свободного
проявления
себя.
Если
в
общении
со
взрослым
даже
самые
маленькие
дети
придерживаются
определенных
норм
поведения,
то
при
взаимодействии
со
сверстниками
малыши
используют
самые
неожиданные
и
непредсказуемые
звуки
и
движения.
Подобная
свобода,
нерегламентированность
общения
дошкольников
позволяет
ребенку
проявить
свою
инициативу
и
оригинальность,
свое
самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием
подхватывают
инициативу
ребенка,
умножают
ее
и
возвращают
в
преобразованном
виде.
Например,
один
крикнул,
другой
крикнул
и
подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят
малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах
маленькие дети переживают ни с чем несравнимое ощущение своего сходства
с другими. Ведь прыгают и «квакают» они одинаково и при этом испытывают
общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая
себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для
ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает
условия
для
индивидуальных,
ненормированных,
свободных
проявлений.
Естественно,
что
с
возрастом
контакты
детей
все
более
подчиняются
общепринятым правилам поведения.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка
значительно важнее его собственное высказывание и действие, а инициативу
сверстника
в
большинстве
случаев
он
не
поддерживает.
Инициативу
взрослого
дети
принимают
и
поддерживают
в
два
раза
чаще.
Такая
несогласованность коммуникативных действий часто приводит к конфликтам
и обидам среди детей.
5. На протяжении дошкольного возраста появляются избирательные
привязанности, дружба между детьми.
В
младшем
дошкольном
возрасте
ребенок
ждет
от
сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и
достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с
ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый
участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе
внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей
целиком
зависит
от
конкретной
обстановки,
в
которой
происходит
взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.
Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное
отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к
успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее
поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не
замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его
имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и
носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал
то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в
жизни младших дошкольников.
В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и
активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге,
с
которыми
малыш
подражает
движениям
и
звукам
сверстников,
в
его
стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети
заражаются
общими
эмоциональными
состояниями,
свидетельствует
об
особой
общности,
которая
возникает
между
маленькими
детьми.
Они
чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой
одной
крови»,
—
как
бы
говорят
они
друг
другу
своими
ужимками
и
прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с
восторгом
обнаруживают
сходство
друг
в
друге:
одинаковые
колготки,
одинаковые
варежки,
одинаковые
звуки
и
слова
и
т.
п.
Такие
чувства
общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения
и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к
другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем
избавляет
от
мучительных
переживаний
одиночества.
Кроме
того,
такое
общение
с
другими
помогает
маленькому
человеку
лучше
выделить
и
осознать
самого
себя.
Повторяя
одни
и
те
же
движения
и
звуки,
дети
отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно
увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в
самом себе конкретные действия и качества.
Сюжетно-ролевая
игра
—
это
модель
взрослого
общества,
но
связи
между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные
ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль
у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент
находится
необходимый
с
точки
зрения
детей
для
нее
атрибут.
И
тогда
получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят
сразу две мамы. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с
партнером — необходимое условие нормальной игры.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками,
но
и
произвольного
поведения
ребенка.
Механизм
управления
своим
поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем
проявляется
в
других
видах
деятельности.
Произвольность
предполагает
наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре
образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а
образ
другого
человека,
чье
поведение
копирует
ребенок.
Самоконтроль
только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально
ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети
контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний
контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ
начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
Источник