Развитие общей моторики ребенка до года

Развитие общей моторики ребенка до года thumbnail

В первый год жизни ребенок делает гигантский скачок в двигательном развитии – достижений такой сложности в его жизни больше не случится. В отличие от многих живых существ, маленький человек не способен развиваться без взрослых – в случае их безучастного отношения он так и останется беспомощным. Под родительским участием понимается создание развивающей среды, поддержание положительного эмоционального настроя, внимательное слежение за своевременным и последовательным формированием моторных навыков.

В первый месяц специальных мероприятий не требуется, за исключением регулярного, непродолжительного выкладывания на животик. К 30-45 дню жизни здоровый малыш обычно умеет приподнимать и удерживать голову над кроваткой в течение нескольких секунд. Перемещение игрушки с целью добиться фиксации взгляда также создает предпосылки для поворачивания головы в сторону предмета, то есть укрепления шейных мышц. Если нет медицинских показаний, пеленками подвижность малыша ограничивать не стоит.

Все игры для младенцев сопровождают потешками: внимание сосредотачивается, и упражнения становятся интересней и эффективней. Положив ребенка на животик, поглаживаем спинку в направлении от поясницы к шее, а в 30 см от глаз кладем яркую погремушку, которой можно пошуметь. Постепенно малыш научится поворачивать и держать голову, чтобы увидеть источник звука.

Поддержим и рефлексы: лежащему на спине малышу приставляем одну ладонь к ступням, а другую – под лопатки. Ребенок будет отталкиваться от вашей руки полусогнутыми ногами.

С месяца до трех детку учат держать головку в вертикальном положении и приподниматься на руках из положения «на животе». Это время проявления «комплекса оживления», когда при попадании близкого взрослого в поле его зрения карапуз улыбается, гулит, активно двигает ручками и ножками. Полезное упражнение – положить ребенка на животик на коврик и поднимать перед его глазами игрушку, стимулируя приподнимание головы над поверхностью и развитие мускулатуры верхнего плечевого пояса.

С трех месяцев до полугода физические занятия готовят карапуза к ползанию. Целенаправленно присаживать его, даже обложив подушками, нет ни смысла, ни потребности. В этом возрасте предлагают больше игрушек, удобных для захвата и достаточно легких, чтобы хватило сил брать, удерживать их и перекладывать в другую руку. А вот осваивать переворачивание – самое время, хотя к трем месяцам некоторые малыши уже вертятся самостоятельно. Занимаясь с игрушками и приговаривая стишки, стимулируют ребенка подниматься на руках.

Это подходящий период, чтобы использовать в игре тканевые кубики с гранями разной фактуры (сенсорные), яркие коврики с подвесками и звучащими элементами. Выбирая коврик, отдают предпочтение не пестрому, что даже у взрослого глаза разбегаются, а содержащему крупные и контрастные изображения, которые можно рассматривать. Все возможное пробуется на зубок, и так будет, пока не прорежутся все 20 зубов. Погремушка может надоесть ребенку через 2-3 недели, тогда ее можно на полмесяца заменить другой, а потом вернуть в игру.

С шести до девяти месяцев за малышом нужен глаз да глаз. Он учится ползать (сначала назад, но довольно быстро вперед), усаживается с опорой на свою ручку, а потом и уверенно сам. Встает на ножки, держась за диван, делает первые шаги вдоль барьера. Кое-кто в девять месяцев осиливает самостоятельное стояние без поддержки и несколько шагов. В играх используем предметы, до которых малышу захочется добраться. Хороши инерционные машинки, заводные (безопасные!) игрушки, переступающие с ножки на ножку: они перемещаются небыстро и при этом шумят. Если ребенку удалось хоть немного приблизиться к цели, непременно дайте ему поиграть, иначе потом ему не будет смысла ползти в сторону этой вещи.

С девяти месяцев до года детки учатся ходить, держась за руки взрослого, а позже – самостоятельно, катают по полу машинки, отталкивают мячики. Координация движений формируется и в попытках построить башенку из кубиков (мягкие проще удерживать в ручке), нанизать кольца на пирамидку. Удовольствие приносят догонялки с ползанием, выполнение просьбы подать какую-то вещь, указать пальчиком на игрушку или знакомое животное. Услышав начало игры (коза рогатая, сорока-ворона), малыш активно в ней участвует: водит пальчиком по ладошке, бодается. К концу первого года жизни предлагают игрушки на палочке, «ходилки» (ходунки с опорой, а не сиденьем), сложные погремушки с вращающимися, световыми и звуковыми элементами, пластмассовые (они легче деревянных) маракасы, книжки (электронные, тканевые, мягкие). Манипуляции с игрушками позволяют ребенку разнообразно и непринужденно двигаться.

Замечательно, если родители выделят место для комнатного надувного батута с бортиками и спортивного комплекса. От себя добавлю, что моя младшая дочурка растет в детской комнате, где батут (правда, более сложный в освоении – пружинный) и комплекс «Ранний старт» появились еще до ее рождения. И к своим десяти месяцам она весело прыгает на батуте, держась руками за перекладину, и поднимается сама по лесенке на самый верх. Старшая дочка освоила такие движения позже, думаю, потому что у нее этого оборудования попросту не было до 16 месяцев.

Предлагаю вниманию читателей «Шпаргалки для родителей»

  • статьи о развитии двигательных качеств ребенка: силы, ловкости, выносливости, гибкости и быстроты;
  • обзор «Виды спорткомплексов для детей» с моим отзывом на используемую модель;
  • правила безопасных занятий на спортивном батуте.

Грамотное развитие общей моторики способствует формированию зрительных и слуховых реакций, обеспечивает нормальное кровоснабжение, пищеварение, здоровый сон. При достаточной и разнообразной физической нагрузке, организованной взрослым, малыш получает удовольствие от общения и игры, подвижность становится естественной и радостной частью его жизни. Другими словами, движение делает из человека человека.

Литература по теме:

М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики). Серия: «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь». – СПб: «Паритет», 2002 г. 

Источник

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

О чем часто забывают мамы

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Как развивать крупную моторику
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

— Наибольший интерес у детей, — говорит Владимир Ахунов, — вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

— Для девочек слишком мало подвижных игр, — говорит Владимир, — у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” — Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

30.09.2015

Автор: Наталья Нашталова

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.

Прочтений: 43010

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Источник

ребенок играетРазвитие общей моторики у детей до года

От 0 до 2 месяцев
1 Лежа на животике, поворачивает головку в разные стороны.
2 Лежа на животике, поднимает головку и удерживает ее под углом 45 градусов.
3 Лежа на боку, поднимает головку от плеча вверх.

3 месяца
1. Лежа на животике, поднимает голову на 90 градусов, опираясь на предплечья.
2. Лежа на спине, удерживает головку вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком.
3. Лежа на спинке, держит ручки вместе на груди
4. Когда малыша присаживают, его голова отстает лишь на немного.
5. Сидя при поддержке, удерживает голову прямо, с выступающим подбородком.
6. При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки.
7. Пытается поднять головку при присаживании под углом 45 градусов.

4 месяца
1. Лежа на животике, переносит вес на предплечья, локти перед плечами, подбородок подогнут.
2. В положении лежа на животике, не всегда находится в позе лягушонка; изредка брыкается.
3. Лежа на спинке, играет ручками, прижимая их к телу и отводя от него.
4. Лежа на спинке, направляет ручки к коленям.
5. Переворачивается со спинки на бок.
6. При присаживании держит голову на одной линии с телом.
7. При присаживании из положения лежа на боку, ровно держит голову.
8. Сидя, удерживает головку прямо, подбородок подогнут.
9. Стоя, выдерживает большую часть нагрузки собственного тела, управляет головкой и верхней частью туловища.

5 месяцев
1. Лежа на животике, опирается на вытянутые руки.
2. Лежа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой.
3. Из положения лежа на животике случайно переворачивается на спину.
4. Лежа на спине, вытягивает обе ручки вместе.
5. Переворачивается со спинки на бок и остается в таком положении играть.
6. Сидит без поддержки в течение одной минуты.
7. Стоит на всей ступне, опираясь на что-либо

6 месяцев
1. В положении лежа на животике проявляет все реакции сохранения равновесия.
2. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, приподнимая туловище и животик.
3. Лежа на животе, поднимает вверх позади себя ножки и сводит их вместе.
4. Лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку.
4. Лежа на животе, опираясь на вытянутые руки, пытается достать игрушку.
5. Переворачивается со спинки на живот.
6. Когда малыша начинают сажать, он помогает себе сначала головой, затем отталкивается руками.
7. Сидя, кладет вытянутые ручки впереди себя, чтобы не упасть.
8. Сидит в течение 10 минут, ручки свободны для игры.
9. Стоя, полностью опирается на ножки.

7 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит
1. Лежа на животике, поворачивается по кругу.
2. Из положения лежа на животике поворачивается на бок и играет, опираясь на локоть.
3. Лежа на животике, принимает положение для ползания и раскачивается.
4. Переходи из положения для ползания в положение сидя.
5. Из положения лежа на животике ползет вперед, отталкиваясь руками.
6. В положении лежа на спине проявляет все реакции сохранения равновесия.
7. Сидя, поворачивает туловище, свободно играет руками.
8. Перемещается с животика в положение сидя.
9. Когда малыша начинают ставить, он выпрямляет обе ноги, подтягивается на руках.
10. Стоит около мебели, держась руками, и «пританцовывает».

8 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит
1. В положении сидя проявляет реакции сохранения равновесия, свойственные хорошо развитому телу.
2. Сидит без поддержки, не падает, когда тянется в сторону.
3. Сидя, опирается сбоку на вытянутую руку, чтобы не упасть.
4. Переходит из положения сидя в положение для ползания.
5. Самостоятельно ползает.
6. Становится на колени и удерживается в таком положении.
7. Стоя около мебели, опирается больше на ноги, чем на руки.

9 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит
1. Опираясь на стол одной рукой, поворачивается и протягивает другую руку.
2. С помощью падения переходит из положения стоя в положение сидя.
3. Совершает путешествие боком вокруг мебели.
4. Подтягивается на руках чтобы встать; использует позицию «стоя на одном колене, ступня другой ноги перед собой».
5. Совершает путешествие вокруг мебели в пол-оборота к направлению движения.
6. Стоит при поддержке за одну руку.

10 — 11 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит
1. Использует различные варианты положения сидя.
2. Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть.
3. Опускается на пол, держась рукой за мебель.
4. Из позиции «стоя на одном колене, ступня другой ноги перед собой» или «сидя на корточках» встает на ноги; опора на рукм минимальна.
5. Передвигается боком опираясь о стену.
6. Передвигается без опоры (руки опущены).

От 12 до 15 месяцев
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать.
1. Идет от одного предмета мебели к другому, преодолевая некоторое пространство без опоры.
2.  Ходит, толкая тележку.
3. Встает на колени без посторонней помощи.
4. Стоит самостоятельно в течение 10 секунд.
5. Ходит при поддержке за одну руку.
6. Поднимается с пола без посторонней помощи.
7. Ходит самостоятельно, высоко подняв руки. Умение передвигаться по лестнице и лазить. 8. Карабкается по лестнице на четвереньках.

Игра с мячом
1. Бросает мячик из положения сидя любым способом.

Источник

Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока моторное развитие ребенка до годавыглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.

В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.

Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом. Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.

Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и моторное развитие ребенка до годатолько к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:

  • здоровья малыша;
  • наследственных факторов;
  • особенностей организма крохи;
  • физического воспитания.

Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.

Условия для полноценного развития

Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет моторное развитие ребенка до годаежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.

Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.

Первый месяц — адаптация

Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.

У новорожденногомоторное развитие ребенка до года имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.

Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца. Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком». Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.

Достижения второго месяца жизни

На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи.моторное развитие ребенка до года Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.

Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.

Моторные навыки третьего месяца

Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается моторное развитие ребенка до годапоймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.

Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.

Четвертый месяц жизни: что изменилось?

Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.

Пятый месяц развития малыша

На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется. моторное развитие ребенка до годаРебенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.

Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни

В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.

Начиная моторное развитие ребенка до годас этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности. Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже. Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.

Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.

Моторика на седьмом месяце жизни

Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.

Что умеет малыш в 8-9 месяцев?

На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики моторное развитие ребенка до годакроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.

На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.

Последние месяцы первого года

Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети моторное развитие ребенка до годапосвящают большую часть свободного времени.

Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.

Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.

О пользе положения на спине

В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.

Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года. Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи. Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.

Выкладывание на живот: почему это важно?

Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие, моторное развитие ребенка до годаукрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.

Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.

О важности каждого из этапов развития

Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости, моторное развитие ребенка до годасчитая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.

Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.

В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:

  • в 3 месяца;
  • в 6 месяцев;
  • в 8 месяцев;
  • в год.

Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.

Источник