Развитие образной речи ребенка дошкольного возраста
Особенности развития образной речи детей дошкольного возраста.
Образная речь является составной частью культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы — приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,… так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Исследования Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, Р.П. Боша показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу.
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности.
О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача — не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.
О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте.
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко. раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте художественной литературы, выявим возможности использования художественной литературы как средства развития образной речи у старших дошкольников.
Источник
Ирина Артемова
Консультация «Образная речь детей»
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.
Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.
Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).
В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей.Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.
Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.
Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности.
Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. При этом соблюдаем одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста — осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, мы предлагаем ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.Например: выражение «клевать носом» дети понимают как — «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют». Разъясняем значение выражения «клевать носом»: выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это значит, клонить голову, очень хотеть спать. В своей работе я использую наглядность, примеры из художественных произведений.
В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.
Основным «инструментарием»являются игровые упражнения:
—«Скажи по-другому, по-сказочному»,
—«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»
—«Распутай пословицу»,
—«Какая пословица здесь спряталась?»,
—«Добавь слово»,
—«Назови, одним словом»,
—«Кто больше скажет?».
Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.
Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания,целью которых является:
-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;
-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
-соединение сюжетов произведений разных жанров;
-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
-соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.
-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.
Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.
Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.
Таким образом, работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей.
Источник
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы.Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года жизни.Представлены наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении.
Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения.
Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие ребёнка, овладение им коммуникативными умениями. Исследования Рубинштейна С. Л. [1] доказывают необходимость развития речи ребёнка в единстве двух её сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчёркивал, что, как ни существенна для речи связанность её построения, проблема речи не сводится к одной лишь логической связности (и точности); она включает и проблему образности. По его словам, образ, выражая обобщённое содержание, выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами.
В исследованиях Орлановой Н. А. [2], Гурович Л. М. [3], Боша Р. П. [4], Чемортан С. М. [5] показано, что образная сторона речи имеет большое значение и для развития её связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Учёные видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчёркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи.
Исследователи образной речи Ушакова О. С. [6], Гавриш Н. В. [7], Колунова Л. А. [8], Сомкова О. Н. [9] отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе речевой работы, и подчёркивают, что показателем богатства является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.
Таким образом, проблема словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.
Лексическая сторона речи является основной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.
В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Практика работы показывает, что речь детей пятого года жизни очень часто характеризуется определенными недостатками. Прежде всего, это нарушения в произнесении шипящих и сонорных звуков. Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Дети не умеют строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, им трудно связывать между собой предложения и части высказывания.
Недостаточное развитие образной речи выражается в низком количественном и качественном уровне словаря, в непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, в неумении дифференцировать антонимы, синонимы, в непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, в неумении замечать в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи.
Углубленная работа над проблемой развития образной речи детей пятого года жизни позволила нам определить наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении.
Мы считаем, что решение названной проблемы должно осуществляться в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Большую помощь детям при пересказе прочитанного или составлении собственных рассказов оказывает наглядный план — мнемодорожки, мнемотаблицы. С помощью их дети составляют описание игрушек, животных, времен года.
Важно научить детей не только описывать, но и сравнивать. Здесь результативно использование игры «Звери похвалялись».
При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10])
На занятиях по составлению рассказов по картине мы частично использовали приёмы Сидорчук Т. А., Кузнецовой А. Б. [11] Например:
— Составление образных речевых зарисовок по картине на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств. (Цель: умение подбирать специфические признаки объекта, представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами через «Вхождение в картину»).
— Обучение составлению загадок. (Цель: развитие умений составлять образные характеристики объектов картины, расширение словарного запаса, упражнение в сравнении предметов по разным признакам).
— Обучение преобразованию во времени. (Цель: обогащение словаря детей, обучение самостоятельному использованию в речи эпитетов, образных слов и оборотов речи при составлении связного рассказа об объекте с точки зрения его прошлого и будущего).
— Обучение составлению рассказов — фантазий с помощью волшебников: Увеличения — уменьшения; Дробления — объединения; Оживления — окаменения; Наоборот, Времени. (Цель: обогащение словаря, овладение такими средствами как гипербола, антитеза, формирование умений использовать их при составлении рассказов — фантазий, решать проблемы героя в связи с фантастическим преобразованием, грамматически правильную связную речь).
В образовательном процессе мы использовали творческие задания и упражнения на развитие всех сторон речи.
Упражнения: «Скажи наоборот», «Лето — зима», игра «На что похоже?», «Закончи предложение» или «Подбери сравнение», «Похожие слова», «Кто больше подберёт», «Высокий — низкий», «Слова — неприятели», «Назови ласково», «Два брата -ик и -ищ», «Объясни», «Укрась слово», «Поиграй с приятелями» и так далее.
Цель данных упражнений и игр — учить детей подбирать признаки и действия к заданным словам, учить подбирать синонимы, антонимы, знакомить детей с многозначными словами, учить подбирать сравнения, учить понимать переносное значение слов и выражений, учить объяснять смысл пословиц, поговорок.
Знакомя детей с художественными произведениями, мы обращали внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок детей дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно при этом правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшем возрасте необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Таким образом, наиболее эффективными приёмами обучения детей образной речи, на наш взгляд, являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок по их содержанию, творческие задания и упражнения на подбор слов, использование коллажей, мнемодорожек и мнемотаблиц, наблюдения, игровые приёмы.
Литература:
1. Рубинштейн С. Л. К психологии речи. //Уч. зап. ЛГПИ. Т35. Л.:1941. — 302с.
2. Орланова Н. А. Обучение дошкольников рассказыванию. //Автореф. канд. дис. — М.: 1967. — 150с.
3. Гурович Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в д/с. //Содержание обучения и воспитания детей в д/с. — М.: 1978.- С. 81–88.
4. Боша Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников. //Дис. канд.пед. наук. — М.: 1988. — 143с.
5. Чемортан С. М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинёв. — 1986. — 98с.
6. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества. //Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977. — 265с.
7. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. — 188с.
8. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1993. — 173с.
9. Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребёнка 5–6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1996. — С. 36–47.
10. Большева Т. В. Учимся по сказке. //Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-Пресс», 2001. — 143с.
11. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. //Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2000. — 45 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образная речь, ребенок, слово, связная речь, сторона речи, метод работы, составление рассказов, речевая работа, общая система, интонационная выразительность.
Источник