Развитие нравственных качеств личности ребенка
Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология.
Особенности развития личностных качеств дошкольников
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.
Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.
Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать». Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.
Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.
Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.
Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.
После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.
Нравственные качества личности дошкольника
Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.
Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.
Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте
Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:
- Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
- Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
- Никого не бить
К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:
- Делиться игрушками с товарищами
- Не жадничать, когда что-то даешь другим
- Помогать маме в бытовых делах
- Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
- Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
- Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:
- Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
- Принимать в игру всех желающих
- Оказывать взаимопомощь
- Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
- Проявлять дружелюбие
- Говорить правду
- Защищать младших
- Быть уважительным к взрослым
Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».
Формирование волевых качеств ребенка
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
- Настойчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Организованность
- Трудолюбие
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.
Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании
Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Источник
Элина Шахова
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической системе, вопросы нравственного воспитания, являются актуальными, но в то же время сложными, требующими большого изучения. То, что закладывают в душу ребенка в детстве, проявляется позднее, и становится его жизнью. И. С. Макаренко считал, что нравственность — неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются старшими дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.
Формирование у старших дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Положительный результат включения старших дошкольников в общественно полезную трудовую деятельность, зависит от того насколько развиты у них необходимые нравственные представления. Нравственные нормы и правила поведения, отношение ребенка к труду, наличие дисциплинированности – это есть результат воспитания, результат сложного воздействия на формирование личности ребенка со стороны детского сада, социального окружения и семьи. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.
В детском саду у дошкольника еще не сформировался нравственный опыт. Воспринимая окружающую действительность, он в полной мере не может ее осознать, во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость, ему чуждо отношение между человеком и общественной жизнью. Дети дошкольного возраста не обладают достаточным запасом нравственных знаний, что бы анализировать правила поведения принятых в обществе. Они не могут сравнивать свое поведение с поведением других, ясно себе представлять последствия того или иного поступка, дать оценку моральным побуждениям. Однако в процессе воспитания когда происходит развитие речи, мышления, познавательных способностей и интересов ребенок развивается и нравственно. Чем больше круг его знаний, тем более правильно дошкольник ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. Как правило, к старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свое место в жизни, усваивает основные общечеловеческие нормы поведения в коллективе.
Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.
Основные задачи нравственного воспитания:
• Формирование умений и навыков нравственного поведения;
• Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
• Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
• Воспитаниеморально-волевых черт характера таких как: дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, терпение, самостоятельность.
Когда в учебно-воспитательном процессе педагог формирует такие качества как трудолюбие и дисциплинированность, от одних детей можно добиться высокого уровня сознательности выполнения правил дисциплины и отношения к труду, а у других и вовсе не увидеть результата.
Дисциплинированность является сложным нравственным качеством и имеет разные этапы развития, начиная с простого послушания у младших дошкольников, заканчивая сознательным выполнением правил дисциплины у старших дошкольников. Процесс формирования дисциплины должен быть систематический и целенаправленный.
Процесс воспитания трудолюбия у дошкольников, зависит от правильного отношения к физическому труду. Так же с помощью физического труда формируются такие качества характера как терпение, самостоятельность, настойчивость.
В процессе нравственного воспитания, формируются такие качества,которые определяют взаимоотношения между людьми: коллективизм, гуманизм, дружба, культура поведения. Прежде чем дошкольник осмыслит, что он член общества и у него есть определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.
Для того что бы организовывать деятельность детей в детском саду, необходимо создавать специальные условия. Одним из таких условий, является вовлечение детейв практическую деятельность: общественную, познавательную, трудовую. Активно участвуя в разнообразной деятельности, дошкольники формируют чувства совести, ответственности, взаимопомощи, у них укрепляется воля, и вырабатываются навыки поведения и характер.
Методы формирования нравственных качеств:
• Беседы на морально-этические темы;
• Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта;
• Нравственная оценка поступков;
• Пример взрослых сверстников.
При реализации нравственного воспитаниянеобходимо учитывать:
• Использование конкретного и близкого материала для понимания детей;
• Исходный уровень нравственности у ребенка;
• Использование наглядных и словестных инструкции, в процессе формирования нравственной оценки у дошкольников;
• Обобщенность формируемых моральных представлений
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поколения от безнравственности, бездуховности? Как эффективно реализовать функции воспитания и обучения детей?
Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач.
Нравственное воспитание, слитое в целостном педагогическом процессе с физическим, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием, дает возможность формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
Пути формирования нравственного качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами доведения в процессе различной деятельности, имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношении, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, имеющую значение в организации учебного труда в школе, культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально — нравственное отношение к окружающему миру.
Требования взрослых должны звать ребенка «вверх» по ступеням нравственного мужания. Малышей двух-трех лет учат положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные нормы организованного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Учим детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.
Детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развивать это качество, взрослые формируют у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо», или: «Своим поступком я огорчил взрослого». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещание и т.д.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме — это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы
поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.
В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку — «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т.д. Так понятия, «мое» расширяются до понимания « мы», «наше».
Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин.
Таков багаж нравственных представлений детей; на каждом возрастном этапе. В этой связи перед педагогами и родителями стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребенка начинают нормироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему.
Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила.
Они являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
Правила вводят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей.
Вместе с усвоением основных правил детям разъясняют другие, которые конкретизируют и дополняют уже им известные, например: «Как вести себя за столом», « Как вести себя на улице, в транспорте», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы», «Правила вежливости» и др.
Вводя любое правило, взрослые разъясняют его смысл. Если дети понимают
его необходимость и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.
Недостаточно лишь познакомить детей с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Когда дети все это усвоят, они поймут, что означает требование хорошо вести себя. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять ребенку, что от него хотят.
Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля; чтобы ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать свое поведение.
Необходимо взрослым обращаться к знакомым потешкам, использовать меткие сравнения из любимых детских художественных произведении. Например, таких, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют «Когда я ем — я глух и нем», «Кончил дело — гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста необходимо раскрывать нравственный смысл отдельных правил, Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой, — значит, уважаешь труд няни»), уважение к покою, удобству, отдыху окружающих( «Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают,- это значит проявлять неуважение к людям») и т.д. Нужно помочь детям уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Разъяснить что, например, привлекать внимание окружающих неприлично, что недозволительно, идя по улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов. Это доставляет людям неудобство. Такое поведение — признак невоспитанности и неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают. Можно так: «При входе в спальню ведите себя тихо». Но можно иначе : «За стенкой вашей спальни находятся малыши. Когда вы входите в свою спальню , ведите себя тихо, не забудьте, что маленькие уже спят».
В первом случае требование категорично, оно не вызывает у ребенка раздумий, во втором случае рассчитано на более высокую осознанность. Отсюда, естественно, ответственность детей за собственные поступки повышается: они поставлены перед необходимостью считаться с удобствами окружающих, чтобы помочь осознать требования взрослых, полезно оценивать поступки детей: «Поступил по правилам – хорошо», «Поступил против правил – плохо».
Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного, так оценочные воздействия показывают поступки с нравственных позиций, заставляя ребенка испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение.
Порицание и похвала конкретизируют понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Полезно чтобы оценка содержала такие определения, как « добрый», «вежливый», «предупредительный», «скромный», «аккуратный»», «воспитанный». Например: «Вова предупредительный мальчик, заметил, что у Ирины Викторовны, несёт тяжёлые предметы и он помог ей «. Так поступают «воспитанные люди».
Нужно стараться довести до сознания детей понятия «внимательный», «добрый», «отзывчивый» и т.д.. Например: «Хорошо быть предупредительным, как Вова. За это люди всегда благодарны. А проявить предупредительность — это значит понять, в какой помощи нуждается человек и вовремя предложить ему помощь, не дожидаясь, когда он обратится с просьбой». Или: «Внимательным», «отзывчивым» называют того, кто умеет посочувствовать и старается помочь. Так и поступила сегодня Марина. Она увидела, что у новенького мальчика не получается завязать шарф, предложила ему свою помощь».
Когда такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки становятся особенно доходчивыми.
Все это еще раз убеждает нас, что первые нравственные представления и первые впечатления , полученные в дошкольные годы, оставляют след на всю жизнь и долг старших — с терпением и любовью лепить характер будущего человека, чтобы интеллектуальное и эмоциональное его развитие было гармонично.
Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте происходит различными путями. Процесс усвоения нравственных понятий осуществляется в дошкольном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со сверстником ребенок проводит большинство своего времени. В процессе становления детского коллектива он усваивает нравственные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования. Его поступки, взаимоотношения со сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться нравственными нормами.
Источник