Развитие нравственных чувств у ребенка
Елена Александровна Котова
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста
3
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами: миром людей, миром природы, предметным миром и происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Мультипликация может использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: доброты, справедливости, отзывчивости, сострадания, чувства гражданственности.
Мир мультфильмов захватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Детство любого современного ребёнка просто нельзя представить без ежедневного просмотра различных мультипликационных фильмов. Сегодня именно мультфильм является одним из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира.
Мультфильм – это модель окружающего мира, поэтому дети подражают тому, что они видят на экране. И то, какие мультфильмы они смотрят, на всю жизнь определяет их нравственные и культурные ориентиры.
Цель моей работы – изучение влияния мультфильмов на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи, которые я поставила перед собой:
— проанализировать советские и современные мультфильмы;
— способствовать развитию творческих способностей дошкольников.
— расширить и активизировать словарный запас детей, чтобы были общительными, добрыми, любознательными.
Мультфильмы обладают большими педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми
явлениями, ситуациями.
4
— помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию.
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.
— развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Использование мультфильмов оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут подобраны мультфильмы с нравственной основой и созданы все условия для ознакомления детей с мультфильмами.
5
1. Сущность старых добрых мультфильмов
За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра и порядочности.
Советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями и можно утверждать, что мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Сравнивая себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
Старые советские мультфильмы, такие как: «Кот Леопольд», «Винни Пух», «Бобик в гостях у Барбоса», «Двенадцать месяцев», «Малыш и Карслон», «Муха-Цокотуха», «38 попугаев», «Ежик в тумане», «Козленок, который считал до десяти», «Трое из Простоквашино» и другие, учат добру и идти на выручку своим друзьям.
Особое значение для ребенка имеют сказки. Много советских мультфильмов созданы по сказкам, которые часто родители читают детям и которые есть в программах детского сада.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить
6
свои возможности» писал Д. Родари.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя — народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Разница между современными и советскими мультфильмами:
Современные мультфильмы Советские мультфильмы
Очень красочные, яркие действия, которые происходят очень быстро. Не яркие, часто используются 3-4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона.
Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. Каждый мультик наполнен своим смыслом.
Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму, мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков. Правильная, красивая, родная речь, слышны все интонации, чувства, передаваемые речью.
Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически. Со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.
Однообразная музыка. Различные детские песни с приятной, весёлой музыкой и хорошим текстом.
Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир: «Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др. Но имеются и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии
7
психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных ценностях, о жизни, о друзьях и родителях.
Дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В современных мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т. д.
В современных мультфильмах неправильное, безнравственное поведение героев никем не наказывается (например, «Том и Джерри», «Губка Боб») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В детском сознании закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения в реальной жизни (дети бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т. д., так как ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни
Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. Такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными.
8
2. Приемы и методы развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с героями советских мультфильмов
Для развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста можно использовать героев советских мультфильмов. Герои старых советских мультфильмов положительные, добрые, всегда помогают друг другу и выручают в различных ситуациях.
Например, в мультфильме «Кот Леопольд», Леопольд – герой положительный во всем, добрый, отзывчивый, умеет прощать. И сколько бы мыши его не изводили, Леопольд старается донести до мышей, что надо жить дружно. Или взять мультфильм «Муха- Цокотоха», где Муха – главная героиня, гостеприимная, не жадная, не злопамятная, умеет прощать. Показано, что нашла денюшку и купив самовар, пригласила всех друзей в гости. После ряда событий, даже после того, как была на краю гибели и на помощь пришел Комарик, она простила всех.
Взяв для просмотра эти два мультика, можно столько много качеств хороших у детей воспитать и развить! Это – и честность, и порядочность, и доброта, и умение прощать, и дружелюбность, и быть гостеприимными.
При проведении НОД хорошо брать героев именно из старых советских мультфильмов. Когда дети и мультфильмы просмотрят, и книги им с этим героем прочитают и «наглядно» увидят его у себя в игре, они больше запомнят героя и запомнят все поступки, которые совершил герой!
Я предложила своим родителям просмотреть вместе с детьми полностью любой советский мультфильм. Выбрать героя из просмотренного мультфильма и сделать поделку совместно с ребенком, при этом стараться только наблюдать за работой ребенка и если вдруг у него возникнет какие то затруднения ему помочь. Я объявила какие должны быть выполнены требования при оформлении и изготовлении поделки. Участие приняли много
9
родителей.
Из принесенных работ, я выбрала три работы и решила их проанализировать и отправить на конкурс.
Двое детей, мальчик Ваня и девочка Маша, выбрали мультфильм «Кот Леопольд» и главного героя кота Леопольда. Родители помогли детям нарисовать сюжет из мультфильма, сделали контур, определили границы.
В первой работе Ваней был выбран пластилин. Работу выполнял кропотливо, от целого куска пластилина отщипывал кусочек и скатывал пальчиками маленькие разноцветные шарики и выкладывал их по контуру. Работу выполнял аккуратно, старательно, по времени заняла работа два вечера. Так как у Вани существуют некоторые проблемы, пальчики очень быстро устают, но он всегда старается выполнять все до конца! Про героя сказал – добрый, мышей не обижает, хотя они его очень сильно обижают.
Во второй работе Машей был выбран также пластилин, но работу разнообразить решили различной крупой. Маша также старательно выполняла работу, от целого куска отщипывала кусочек пластилина и скатывала маленькие разноцветные шарики. При работе с крупой смазывала клеем места и приклеивала крупу, это тоже нелегкая работа, надо приклеить так, чтобы, когда работу поставить ничего не рассыпалось. Некоторые места Маша раскрасила фломастерами. Про героя сказала – котик очень добрый и всегда прощает мышей, всегда улыбается и поет хорошие песенки.
Хочу отметить, что мультфильм «Кот Леопольд» был выбран для просмотра многими детьми. Детям больше всего понравилось в мультфильме то, что мыши находили много возможностей навредить коту, а в итоге попадались сами и кот пел песенки.
Третья работа, которую выполнил мальчик Костя, из мультфильма «Муха-Цокотуха». Костя выбрал главных героев Муху-Цокотуху и Комарика. Работа выполнялась также из пластилина, путем отщипывания и скатывания маленьких шариков. Мама помогла с контуром героев, а работу выполнял
10
мальчик.
Дети с удовольствием выполняют задания «Нарисовать (вылепить) любимого героя или игрушку», «Вылепить (нарисовать) героя, который больше нравится», «Смастерить (из природного материала и бумаги) понравившегося героя».
И приятно осознавать, что есть дети, которым еще можно привить интерес просматривать старые добрые мультфильмы, раз будут просматривать такие мультфильмы, значит и будут знать их. Значит есть большая возможность воспитать нравственного человека, доброго, внимательного, дружелюбного, честного.
При работе с мультфильмами используются методы, как:
— метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
— метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
— метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
— закрепление полученных впечатлений и знаний в игровой форме.
— художественно-творческое развитие – рисунок, аппликация сказочных персонажей.
Хорошо использовать:
— беседы по просмотренным мультфильмам.
— рассматривание проблемной ситуации и учить ориентироваться в ней, решать ее.
— обыгрывание отдельных эпизодов из мультфильмов, развивать творческие способности.
— организовывать выставки рисунков, поделок.
— дидактические игры на узнавание героев и из какого мультфильма,
11
уметь охарактеризовать героя как положительного, так и отрицательного.
— театрализованные представления.
Для работы с родителями хорошо использовать:
— папки-передвижки «Как с пользой смотреть мультфильм», раскрыть воспитательное значение мультфильма.
— консультация «Чему учат советские и современные мультфильмы», какие мультфильмы действительно оказывают воспитательное значение.
— участие в конкурсах поделок и рисунков совместно с детьми.
12
Заключение
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Для успешного решения задач нравственного воспитания дошкольников в детском саду необходима интеграция его содержания в повседневной жизни, во всех видах деятельности, в работе с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.
Таким образом, я уверена, что использование советских мультипликационных фильмов, имеющих богатый воспитательный потенциал, позволит усвоить детям окружающий мир, а их герои помогут сформировать образы для подражания, что будет способствовать успешной социализации ребенка.
Вкусы детей надо формировать в детстве. И на черепашках-ниндзя и человеке-пауке трудно вырастить всесторонне развитую личность. Стараться показывать своим детям нужно старые добрые «советские» мультфильмы. Эти мультфильмы учили добру более старшее поколение, ведь в них присутствуют не только положительные моменты, но и воспитательные.
Тут хорошо прослеживаются пословицы и поговорки, ведь очень часто,
13
именно они лежат в основе «советского» мультфильма.
Например: «Один за всех, все за одного», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба – великая сила», «Побеждай зло добром», «Добро к добру тянется», «Любишь кататься, люби и саночки возит» и т. п.
14
Список использованной литературы
1. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 36-38.
2. К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение : Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
4. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
5. Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха».
Источник
Эльвира Семенова
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой
Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой».
Проблема воспитания личности молодого поколения является на сегодняшний день актуальной. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми трех-четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
В этой связи так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в младшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота» Ирина Токмакова
Я считаю, что сказка показывает детям жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Также передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.
Данная проблема определила тему моей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
Мной были сформулированы цель и задачи.
Цель: Формирование нравственных качеств у детей через ознакомление со сказкой.
Задачи:
1. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
2. Учить умению играть вместе,не ссорясь, помогать друг другу;
3. Радоваться успехам, красивым игрушкам;
4. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Я выделила 4 метода работы над художественной литературой:
1 метод это знакомство младшего дошкольникасо сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
2 метод эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и узнать, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 метод это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель, которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности.
4 метод подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
В своей работе формирую нравственные чувства у детей через художественную литературу, потому что она способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т. е. помогает ребенку социализироваться в мире, способствует формированию нравственных качеств, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.
В образовательной деятельности использую такие русские народные сказки:
— сказки о дружбе («Теремок» «Рукавичка», «Зимовье»)учат детей жить вдружбе, помогать друг другу.
— сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин») учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения.
-сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка — Хаврошечка»). Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость.
— сказки про маленьких да удаленьких («Гуси — лебеди», «Маша и Медведь») учат помогать друг другу, выручать из трудных ситуаций и тогда любую беду можно одолеть.
— сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Заяц — Хваста») учат детей доброте, трудолюбию, справедливости.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я начинаю знакомство с бытовых сказок, потому что они имеют большую социальную направленность. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются детьми,во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок.
Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.
Большое внимание я уделяю выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам.Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий:
— «Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»);
— «Кому ты больше сочувствуешь: Маше или Медведю» (сказка «Маша и Медведь»);
— «Больше всего в сказке мне нравится… Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство, мнение).
В работе со своими детьми я использую творческие задания такие как: преобразовывать ход события, придумать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», мои воспитанники пришли к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать.
Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, ярко выражается социальная потребность в общении. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует их к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может зависеть от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
Работая по теме, я полагаю, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Источник