Развитие нравственности ребенка в дошкольном возрасте

Развитие нравственности ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Читайте также:  Стадии речевого развития ребенка до года

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

Людмила Балуева
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание дошкольников.

Подготовила : Балуева Людмила Николаевна

I кв. категория

г. Добрянка, Пермский Край

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.).

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Нравственноекачество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог должен помнить, что любая нравственная задача — более простая или более сложная — может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки,становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка дошкольника

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств — гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т. д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

нравственных представлений детей — представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т. д. ;

нравственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства — любовь к труду, положительное отношение к трудящимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

нравственных привычек и норм — культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбия и т. д. ;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитаниявторой группы сгруппированы в 4 блока:

воспитание гуманных чувств и отношений;

воспитание начал патриотизма и интернационализма;

воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т. к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Средства, условия нравственного воспитания.

1. Художественные средства — художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Природа.

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей — игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Источник

дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.

Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:

  • ? оценивать поступки с точки зрения нравственных норм;
  • ? подчинять свое поведение этим нормам;
  • ? испытывать этические переживания.

Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушения правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердить то или иное правило, указать на его обязательность для всех.

Читайте также:  Высказывания великих людей о развитии ребенка

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Первоначально овладение правилами взаимоотношений происходит формально. И только под руководством взрослого, в результате опыта, получаемого детьми на практике, эти правила усваиваются.

Сначала ребенок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев (из книг четко видно, кто хороший, а кто плохой), исходя из эмоционального отношения глобально как хорошим или плохим.

Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, основываясь на взаимоотношениях персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и свое поведение. В простых ситуациях проявляется чувство долга, которое вырастает из чувства:

  • ? удивления, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок;
  • ? неловкости после неодобрения действий окружающими.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими

нормами является первым задатком произвольного поведения.

Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость. Ребенок может помогать сверстникам, которым симпатизирует, проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:

  • ? при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися;
  • ? объяснении, почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.

На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.

Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок должен быть лучшим, а для сверстников — «как все». Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет быть «как все», а с другой — «лучше, чем все». С одной стороны, дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — хотят «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.

Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка: притязания его на значимую роль и умение осознать возможность реализации этого притязания.

Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.

? как стремление к самоутверждению среди людей. Ребенок фантазирует, выдумывает то, чего ему не хватает, хочет быть, как все, и даже лучше, чем все: «Мне подарили железную дорогу с поездом…» При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности честности как качества личности у него может развиваться лживость.

Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками.

?? Ситуация. Мама заметила, что в коробке печенья стало меньше. Она обратилась к сыну (5 лет) с вопросом: «Ты не знаешь кто брал из коробки печенье?».

> Дайте психологический анализ ситуации.

Решение. Во-первых, не нужно на видном месте выставлять коробки с печеньем. Это провоцирует ребенка. Во-вторых, не следует задавать ребенку провокационных вопросов, устраивать допросы и ставить ловушки. В-третьих, доктор X. Дж. Джайнет пишет: «Если мы заранее знаем ответ, то не нужно задавать вопросов. Лучше сказать прямо: „Ты съел печенье. Я просила тебя его не трогать. Ты очень меня огорчил, и я недовольна»».

3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.

Привычки нравственного поведения формируются с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнение это не простое повторение действия. Воспитатель должен помочь ребенку после осуществления им действия осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4. Эмоциональное отношение к правилам поведения, т.е. следует обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанное с его поведением и деятельностью.

В нравственном развитии личности ребенка важна его совместная деятельность со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками: вместе переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к нему.

Источник