Развитие навыков социального поведения ребенка

Развитие навыков социального поведения ребенка thumbnail

Мария Владимировна Исаева
Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП

ВВЕДЕНИЕ

Реабилитационные центры оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную медико-социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь, обеспечивают их социальной реабилитацией и адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

В современном обществе существует потребность интеграции детей с ДЦП в социум, однако, в период интеграции возникают проблемы усвоения и принятия ими целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Количество детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, постоянно возрастает, что приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Большинство детей имеют отклонения от норм социального поведения и проблемы в общении со сверстниками.

Цель: Выявление проблем нравственного воспитания, связанных с интеграцией детей с ДЦП в социум.

Задачи:

1) выявление детей, имеющих проблемы с социальным поведением и речевым общением.

2) социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3) социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьёй и средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей с ДЦП является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме.

Социальное поведение — это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром.

Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ДЦП нравственное воспитание в ещё большей степени оказывается обязательным условием для интеграции в общество, так как наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети с ДЦП,вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных механизмов. Всё это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или, наоборот, агрессивности, конфликтности. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. Роль воспитателя заключается в создании необходимых условий для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

Для достижения поставленных целей необходимо придерживаться следующих принципов:

• Создание необходимых условий для всестороннего развития детей

• Единство и целостность воспитательного процесса (взаимосвязь задач, методов и средств воспитания — последовательность, систематичность в воспитании; повторность упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени).

• Доступность и адаптивность (принятие во внимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей и интересов, уровня подготовленности, индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка).

• Интегрированный подход.

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Для предупреждения плохого поведения большое значение имеет профилактическое обучение.Такое обучение предполагает следующие этапы:

1) Обсуждение с ребёнком той или иной конкретной ситуации. Объяснение норм поведения, приведение доводов, близких и понятных ребёнку. Закрепление на практике в игровой деятельности.

2) Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

В процессе проведения занятий используются следующие методы:

•Беседа: разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, иллюстраций;

• Пример правильного поведения других детей;

• Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Занятия проводятся со всеми детьми одновременно или же подгруппами. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт,который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

1. Культурные навыки

Представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом ребёнку в различных ситуациях как обязательные.Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.

2. Специфические знания

Представления, полученные ребёнком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение

Поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и культурной средой. Это поведение отражает знакомство ребёнка с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

4. Социальные качества

Эти качества можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Таким образом, можно утверждать, что понятие «социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ДЦП, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.

Для выявления уровней сформированности социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения:

— особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;

— культура поведения;

— коммуникативные способности;

— особенность межличностных отношений детей в группе.

Очень часто трудности в поведении и общении испытывают дети с ограниченными возможностями. Со временем дети осознают, что они «не такие как все», и поэтому у них появляется неуверенность в себе. Зачастую, такие дети живут изолированно, не посещая детский сад или школу. При социализации детей с ДЦП одной из основных проблем является отсутствие навыков социального поведения и речевого общения в среде здоровых людей, недостаточная сформированность потребности в межличностном общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями не предусматривает широкого контакта со сверстниками. Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей правильно вести себя в различных ситуациях и общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, когда другой ребёнок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю, работающему с такими детьми, необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

Оптимальным периодом наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Роль детского коллектива в реабилитационном центре значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети с двигательными нарушениями на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребёнка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.

Поэтому становится понятной высокая степень необходимости коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения.

Целью работы с детьми является:

формирование у детей с ограниченными возможностям положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;

• духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;

• коррекция отклоняющегося от нормы поведения;

• повышение общей социальной зрелости детей, снижение их агрессивности, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми.

Задачи:

• знакомить с правилами этикета;

• систематизировать и обобщать правила социального поведения;

• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

• воспитывать любовь и уважительное отношение к

близким и окружающим людям;

• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;

• совершенствовать навыки общения;

• способствовать развитию познавательных процессов;

• выработать необходимые навыки поведения в трудных ситуациях;

• понять и принять себя «таким, какой Я есть».

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Существует множество форм и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно формировать у них нравственные ориентиры. В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективной формой является проведение сюжетно-ролевых игр, где ребёнок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.

Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют отработке отдельных навыков культурного поведения.

Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:

• Упражнение – анализ речевых ситуаций. Проводится с целью обогащения словарного запаса детей формами речевого этикета;

• Уражнение – проигрывание речевых ситуаций. Включается в занятие для выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной ситуации

• Упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия. Эта ситуация ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;

• Рассказы с ошибками. Цель данного вида работы – выявление знаний правил поведения в различных ситуациях;

• Задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных ситуаций. Своей целью задачи-ситуации ставят развитие умения анализировать этикетные ситуации, определять уровень общения и поведения.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения – художественные произведения. Чтение воспитателем стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением вызывают у детей желание или нежелание быть похожими на их героев. Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а именно с пословицами.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

С целью изучения компонентов социального поведения проводится обследование детей в возрасте 3 – 8 лет. Форма обследования – индивидуальная. По результатам диагностики с детьми организуется индивидуальная, групповая и подгрупповая коррекционно-развивающая работа. При организация работы по формированию социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП в первую очередь учитываются результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности детей,а затем намечаются следующие направления работы:

1) создание благоприятной социально-педагогической среды

2) коррекционная работа с детьми

Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании и развитии социального поведения у детей с ДЦП. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Созданная развивающая среда помогает в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей.

Коррекционная работа с детьми проводиться в беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности. На занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционная работа по формированию социально-адаптивного поведения включается во все виды деятельности с детьми. Занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

По результатам диагностики на первоначальном этапе дети с ДЦП не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющимся одним из важнейших аспектов социализации в общество: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять социальные роли.

Затем, в ходе работы по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП повышается самооценка, развиваются коммуникативные качества. После проведения коррекционной работы у воспитанников улучшаются навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит позитивное отношение к окружающим, происходит коррекция поведения при рассматривании различных жизненных ситуаций.

С целью выявления эффективности занятий, в начале и конце реабилитации, проводится диагностика, которая позволяет выявить динамику уровня развития навыков социального поведения и речевого общения. Проводя оценку,рассматриваются следующие области:

1) особенности принятия и осознание детьми нравственных норм

2) культура поведения

3) коммуникативные способности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам. Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Выявлены улучшения в формировании навыков культурного поведения. Дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.

Выводы:

Комплексная коррекционно-педагогическая работа является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря проделанной работе у многих детей повысилась общая социальная зрелость, культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия в группе. Своевременное, целенаправленное формирование и развитие социального поведения у детей с ДЦП влияет на предотвращение у них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширяет их коммуникативный и социальный опыт. У детей постепенно формируются культурные навыки, социальные качества: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Екжанова Е. А, Стреблева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Москва, Просвещение 2003

2) Лисина М. И. Общение детейсо взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.

3) Маллер А. Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие» –М: АРКТИ, 2000

4) Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Генезис» Москва 2003

Источник

Развитие социальных навыков у дошкольников

Необходимо уточнить, что такое «навык», «социальные навыки», какие основные методы помогают их развивать.

К определению навыка подходят по-разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством. Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения… Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок… Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования».

Формирование навыка, по Н. А. Бернштейну, — это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка.

Первый период — установление навыка — включает четыре фазы:

1) установление ведущего уровня;

2) определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;

3) выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений — изнутри». Эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно (если научиться плавать, то навсегда), хотя и относится не ко всем навыкам;

4) переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т. е. процесс автоматизации.

Важно, что выработка навыка требует времени, она должна обеспечить точность и стандартность всех движений.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы:

1) синергетическая (срабатывание разных уровней вместе);

2) стандартизация;

3) стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам, т. е. «несбиваемость».

Существенным для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений в другой деятельности и т. д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т. д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка. Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам — письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т. д.

По словам Н. А. Бернштейна, «диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его. Поэтому упражнение есть в сущности повторение без повторения. Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства». При рассмотрении закономерностей навыков важно также отметить связь успешности его формирования и уровня мотивации обучающегося.

На формирование навыков влияют 3 фактора:

    1. Скорость обучаемости: насколько быстро человек усваивает информацию, делает какие-либо упражнения самостоятельно, а также как мотивирует себя.

    2. Изначальный уровень развития: какими человек обладает знаниями, умениями, а также как может объяснить то, что делает.

    3. Владение ситуацией (операцией): насколько точно человек уясняет содержание операции и как быстро может переходить от одной ситуации к другой.

По тому, как сочетаются в человеке все эти факторы, можно судить о прогрессе формирования навыков.

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был В. Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими. [1,c. 320]

Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность личности изучалась такими исследователями, как Ю.М. Жуковым, Ю.Н. Емельяновым, Е.В. Коблянской, А.Ю. Коджаспировым, А.А. Кидран, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским и др.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» — «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. По сути, социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить, как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль.

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая, развитие которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Таблица 1. Ключевые социальные компетентности дошкольника

1

2

3

Личностная

Умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию

Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт

Познавательная

Умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи

Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность

Ценностно-смысловая

Умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции

Социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность

Коммуникативная

Умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения

Коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность

Общекультурная

Умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

Аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Однако, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений и навыков.

К важным социальным навыком, которым овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены и др., быть опрятными.

В дошкольный период ребенок пытается считать себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер.  

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5 – 7 лет составили список социальных компетенций [15, с. 238]

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп (Приложение 2):

  • Навыки адаптации к образовательному учреждению

  • Навыки общения со сверстниками

  • Навыки обхождения с чувствами

  • Навыки альтернативы агрессии

  • Навыки преодоления стресса

Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника 5 — 7 лет (Приложение 2).

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

— навык соблюдать правила этикета;

— навык соблюдать правила безопасности;

— навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

— навык соблюдения общих правил, договоренности;

— навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОО целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

— умение ребенка войти в детское общество;

— умение ребенка действовать совместно с другими;

— умение следовать и уступать общественным нормам;

— умение ребенка контролировать свои желания и др.

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

— обучение умению слушать и слышать другого;

— развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

— обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

— воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

— формирование чувства симпатии между участниками общения;

— объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

— обучение умению детей владеть собой;

— развитие умения анализировать ситуацию;

— целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Формы реализации программы по развитию социальных навыков:

  • познавательные эвристические беседы,

  • чтение художественной литературы,

  • игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах) (Приложение 1),

  • наблюдения,

  • праздники и развлечения,

  • индивидуальные беседы,

  • ситуации общения,

  • создание проблемных ситуаций,

  • инсценирование,

  • проектная деятельность.

Основываясь на положения Концепции социального развития С.А. Козловой о социальной действительности, как важном средстве воспитания ребенка дошкольника, значимым средством формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков следует рассматривать объекты и события социальной и культурной среды. [9, с. 76]

Социальные объекты вбирают в себя все многообразие социальной среды: архитектурные сооружения, их особенности, учреждения культуры, жилые здания, предметы, созданные руками жителей и др. В процессе ознакомления с социальными объектами дети наблюдают разнообразие проявлений человека и сфер его деятельности. Они осваивают важную социальную информацию о городе или поселке, в котором живут, его основных улицах, сооружениях, профессиональной деятельности жителей. Яркие социальные события – День города, Международный день защиты детей, Первое сентября и др., выставки рисунков, фотографий о родном городе, встречи с известными людьми развивают у детей эмоциональную сферу, формируют у них ценностные ориентации и суждения об одобряемых обществом формах взаимоотношений между окружающими и социальных моделях поведения.

Искусство, как средство формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков, занимает в образовательном процессе важное место. Произведения детской художественной литературы, фольклорные произведения, прежде всего, народные сказки, произведения изобразительного искусства, музыка, театр обладают особым импульсом, который не только способствует глубокому погружению в историю, традиции народа, но и формируют культуру поведения, стиль взаимоотношений между окружающими, предлагают социальные модели поведения в обществе. Соприкосновение с произведениями художественного искусства помогают детям понять мотивы поступков героев, объяснить причины поведения персонажей, осмыслить жизненные ситуации и побуждает использовать накопленный опыт в собственном поведении.

В формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные виды. Освоение дет