Развитие навыков общения ребенка с рас и рда со сверстниками
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Капора Т.А.
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
За последние годы количество детей с расстройствами аутистического спектра, поступающих в нашу школу, значительно возросло. С 2010 года их число увеличилось почти в три раза (с 9 человек до 25). Кроме того, увеличился процент инклюзии этих детей в класс. Если в 2010 году в классе обучалось 33% из детей с РДА, а остальные были на надомном обучении, то на сегодняшний день из 25 аутистов 17 (68%) ходят в школу.
Мы считаем, что освоение ребенком школьной программы не является основной целью инклюзии. Учиться считать, писать и читать можно и на надомном обучении. А вот общаться со сверстниками, адаптироваться к социуму и приобрести навыки взаимодействия, дружеские отношения крайне затруднительно на надомном обучении.
Одним из диагностических критериев детского аутизма является неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности [4]. Для того, чтобы инклюзия и обучение детей с расстройствами аутистического спектра были успешными, им требуется специализированная помощь. Поэтому важнейшим из аспектов работы педагогического коллектива нашей школы с аутичными детьми является развитие навыков общения со сверстниками.
Наши многочисленные наблюдения за поведением детей с расстройствами аутистического спектра в школе показали, что изначально, попадая в среду сверстников, большая часть этих учеников демонстрируют игнорирование (созерцание со стороны, игра «рядом»). При настойчивой попытке сверстника вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность, он начинает проявлять отвержение: кричит, пытается убежать, может проявить физическую агрессию.
Когда ребенок постоянно избегает общения, он не дает себе возможности приобрести социальные навыки. У некоторых из наших особых детей подобный недостаток навыков приводит к негативному опыту общения со сверстниками.
Однако, как показала практика, бытующее мнение о том, что детям с РДА не достает мотивации к общению, не совсем верно. Мы в школе часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть одноклассника, ударить,
что-то отобрать, а потом убежать. Для того, чтобы он стал успешен в общении со сверстниками, нужна целенаправленная работа по развитию продуктивных навыков общения со стороны всех взрослых, окружающих ребенка – учителей, воспитателей, специалистов службы сопровождения и, конечно, родителей. Для этого мы стремимся создавать ситуации, в которых ребенок с расстройствами аутистического спектра будет получать позитивный опыт общения со сверстниками. Например, простая игра «Каравай», которая проводится в классе в день рождения такого ребенка, помогает научить его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы активно избегать их. Становясь главным в игре, получая возможность выбирать себе партнера («Кого хочешь выбирай!»), особый ребенок получает удовольствие от общения, оно связывается в сознании с праздником, подарками, добрым отношением одноклассников. На переменах нами используются игры «Паровозик», «Ручеёк». Здесь ребенку также предоставляется возможность стать главным в игре (паровозиком), выбрать себе партнера (в игре «Ручеёк»). Кроме того, тактильное взаимодействие с другими детьми дает новые сенсорные ощущения, что в свою очередь способствует положительному эмоциональному восприятию коллективной игры. Многим детям с расстройствами аутистического спектра нравятся тактильные игры: «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Мы приучаем играть в них парами. Обычно взрослый говорит текст, а ученики выполняют действия.
Помимо общеизвестных игр и упражнений у нас есть и авторские разработки, которые применяются при работе с особыми детьми и способствуют развитию навыков общения со сверстниками. В качестве примера хочу привести игру «Солнышко».
Цели игры: — развивать умения выражать свои чувства;
- формировать умение оценивать поведение окружающих.
Оборудование: обруч желтого цвета.
Ход игры. Ведущий: «Ребята, вы любите, когда светит солнышко? Ему радуются все: растения, животные, люди. Даже вода, небо, земля, согретые солнцем, становятся радостными. Сегодня каждый из вас побудет солнышком, согреет своим теплом растущее зернышко, мокрый цветок, замерзшего котенка, злого тигра, сердитого человека и др.»
Правила игры: участник, получивший обруч, становится в центре круга. Он – солнышко. Остальные дети получают задание, что или кого им изображать. «Солнышко» согревает всех, гладя каждого по голове. Дети должны показать, как меняется состояние их героя. «Солнышко» выбирает участника, у которого выражение чувств, по его мнению, получилось лучше всего, и передает ему обруч.
Ведущий подсказывает детям, как выражать то или иное состояние, следит, чтобы каждый участник группы был выбран «солнышком».
Конечно, особый ребенок не сразу включается в игру, сначала он может просто наблюдать, как играют другие. Обычно у аутичных детей не получается изображать заданного героя, но когда и дети, и взрослый поддерживают, ободряют этого ребенка, когда ему дают возможность стать «солнышком», когда он получает в руки круг (а это нравится большинству аутичных детей), тогда, за редким исключением, особый ребенок становится активным участником игры.
На занятиях по игрокоррекции часто инсценируются русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др. Многие дети-аутисты с удовольствие принимают в них участие. Это дает им возможность не только поучаствовать в совместной деятельности, но и проявить свои умения в выражении различных эмоций. Несмотря на сложность эмоционального самовыражения, эти дети пытаются подражать одноклассникам, изображая веселого колобка или трусливого зайца.
На что еще хочется обратить внимание: использование других учеников в качестве помощников — один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с аутизмом. В младших классах учителя и воспитатели обращаются за помощью к более старшим детям. Например, учеников 0 класса курируют второклассники. Проводить в туалет, отвести в столовую, помочь вымыть руки или обуться – в этом они незаменимые помощники. Кроме того, старшие ребята помогают в проведении игр на переменах, на внеклассных мероприятиях. Опыт нашей работы показал, что дети с расстройствами аутистического спектра охотно идут на контакт со старшими детьми, если те оказывают им помощь. Больше того, овладение навыками самообслуживания под руководством других детей происходит гораздо быстрее. Такое шефство старших учеников над особыми детьми дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, тем самым позволяет этим детям действовать более независимо и в большей степени соответствовать своим сверстникам.
В старших классах в качестве помощников мы привлекаем одноклассников. Наиболее успешный в учебной и коммуникативной деятельности ученик объединяется с аутичным подростком в пару (они сидят за одной партой). Ученик-куратор оказывает организующую и направляющую помощь своему подопечному, начиная с подготовки к уроку, записи домашнего задания и заканчивая работой над одним учебным материалом. Он не только помогает выполнять учебные задания, но и участвует в обучении. В этих обучающих ситуациях именно сверстник применяет такие принципы обучения, как доступные и мотивационные инструкции, подсказки и поощрения. На начальном этапе классный руководитель, учителя, педагог-психолог сопровождают взаимодействие между аутичным подростком и его сверстником, осуществляют поддержку и руководят обучающим процессом, помогая ученику-куратору эффективно использовать коммуникативные стратегии, а аутичному подростку — участвовать во взаимодействии. По мере того как взаимодействие между одноклассниками закрепляется, вмешательство взрослых уменьшается и постепенно становится только координирующим.
Помимо учебной деятельности сверстники-помощники участвуют и в организации общения аутиста с другими одноклассниками. Они помогают своим подопечным избегать конфликтных ситуаций, иногда защищают от обидчиков, вовлекают в общие беседы и игры на переменах. Случается, что между подростками завязываются дружеские отношения. Ребята начинают общаться не только в школе, но и за ее пределами. Задача взрослых (в том числе и родителей) не мешать этим отношениям, а всячески поддерживать их, потому что навыки общения со сверстниками развиваются в такой ситуации естественным путем, что наиболее эффективно.
В заключении надо отметить, что это только малая часть из нашего опыта работы с особыми детьми. Коллективом нашей школы накоплен богатый методический и практический материал по обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра. Всё больше таких детей приходят в этот мир, не принимая его, огородившись от всех стеной страха и непонимания. Наша задача достучаться до особых детей сквозь эту стену, помочь им понять и принять этот мир таким, каков он есть.
Список литературы:
- Аутичный ребёнок. Пути помощи / Под ред. О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 2000. 332 с.
- Башина В.М., Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом // Школа здоровья. 1995. № 2. С. 78-86.
- Габбасова О.А. Из опыта обучения аутичного ребёнка // Школьный логопед. 2005. № 3. С. 25-26.
- Гилберт К. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие. М.: ВЛАДОС, 2003. 144 с.
- Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 191 с.
- Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1997. № 4. С. 80-86.
Источник
Московая Елена
Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития
государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4»
Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра (часть 1)
Воспитатель:
Московая Е. С.
20 мая 2019
Часть 1
Представляю Вашему вниманию серию статей, посвященных коммуникативным навыкам при аутизме. Начнем серию с акцента на детях, которые находятся в довербальной стадии развития.
Когда мы думаем о детях, которые находятся на любой стадии языкового развития, от довербального до высоко вербального, одна из самых важных вещей, которую следует иметь в виду, — это различие между коммуникацией и языком. Общение — это обмен сообщениями между двумя людьми. Каждый учится общаться, прежде чем выучить язык. Указывая, мимика и взгляд глаза все примеры сообщения без слов. С другой стороны, язык-это выученная, символическая система. Каждый язык, на котором говорят, имеет свой собственный набор различных символов и правил. Язык является символическим, потому что его значение основано не на контексте или ситуации, а на знаниях, которыми делятся партнеры по общению. Например, звуки, которые мы складываем, чтобы сказать “кошка», не имеют истинной связи с пушистой кошкой, но мы все знаем, что это значит, потому что мы узнали эту связь в раннем возрасте.
Предумышленный ребенок-это тот, кто еще не узнал, что общение происходит между двумя партнерами, и часто опекуны должны интерпретировать свое поведение, чтобы определить свои потребности и желания. Они могут бросать игрушку или плакать, потому что они голодны, когда смотрит воспитатель, но они будут делать то же самое, даже если они одни. Они могут быть очень «независимыми» и складывать стулья или карабкаться на предметы, чтобы получить доступ к предметам или пище, которые они хотят, не сообщая свои желания другим. Мы говорим, что у них пока нет коммуникативного намерения.
Довербальный ребенок может общаться намеренно, но еще не использует слова (или символы) для общения. Обычно мы имеем в виду детей, которые усвоили, что ключом к общению является передача сообщения кому-то другому. Эти дети могут постоянно указывать на объекты, которые им нравятся, когда им предоставляется выбор, направлять вокализации на других или подтягивать воспитателей к желаемому объекту и смотреть на них за помощью. Это преднамеренные акты коммуникации, потому что они последовательны, настойчивы и каким-то образом признают партнера. Однако они еще не являются символическими, поскольку по-прежнему зависят от контекста, а не от выученного и общего языка.
Стратегии, которые могут помочь стимулировать коммуникацию и раннее развитие языка:
1. Знайте, что ваш ребенок любит и используйте это, чтобы научить! Чем занимается ваш ребенок? Мы не должны полагаться на традиционные предметы, такие как игрушки – Ваш ребенок любит слушать музыку? Хлопать в ладоши? Рвать бумагу или собирать предметы? Хотя мы не хотим, чтобы ребенок застрял на настойчивых интересах, мы можем использовать высоко мотивирующие объекты и действия, чтобы научить о силе общения и укрепить коммуникативный замысел. Мы часто используем все, что можем, чтобы взаимодействовать с ребенком, чтобы создать возможности для обучения общению.
2. Дети учатся общаться, нуждаясь в общении. Если мы предвидим их потребности и обеспечиваем, дети не нуждаются в общении и испытывают трудности в освоении силы общения. Создание или производство возможностей или «коммуникационные искушения», которые требуют общения для вашего ребенка, чтобы получить то, что он хочет. Это требует немного творчества. Вы можете предложить закуски или игрушки в труднодоступных контейнерах. Только дайте части печенья вместо одного целого. Удерживайте два объекта, чтобы ребенок мог выбирать между ними. Создавайте паузы во время текущей игры (например, толкайте на качелях, щекочите и т. д.) и ждите сигнал от ребенка, чтобы начать общаться.
3. Самый критический и самый трудный шаг приходит после того, как искушение уже на месте. Это молчаливое ожидание общения ребенка. Не ждите ни слова — помните, мы на уровне общения, а не языка. Ребенок может дотянуться, приостановить то, что он делает, или просто посмотреть в вашу сторону. Это коммуникативное намерение! Прежде чем дать ребенку желаемый объект, требуйте определенного положительного коммуникативного намерения. Работайте с вашим подопечным, чтобы решить, какой сигнал — взгляд глаза, вокализация, или обмен изображениями – может быть подходящим.
4. Упростите свой язык. Мы используем правило “один вверх»: добавьте еще одно слово в вашу собственную речь, чем обычно использует ваш ребенок. Это означает, что если ваш ребенок еще не использует слова, используйте в первую очередь отдельные слова для обозначения элементов, которые его интересуют. Используйте свой язык, чтобы описать, на что обращает внимание ваш ребенок.
Самая большая цель состоит в том, чтобы продолжать повышать ясность, частоту и сложность коммуникации, которую использует ребенок. Для довербальных детей одним из наиболее важных навыков, которому мы можем научить, является совместное внимание, или способность реагировать на внимание и/или направлять внимание другого. Ребенок должен научиться смотреть, куда указывает взрослый (реагируя на фокус внимания, затем использовать точку для запроса объекта, затем использовать точку, чтобы поделиться или показать объект (например, в книге, которые оба включают в себя направление внимания. Совместное внимание возникает, когда воспитатель и ребенок сидят и смотрят книгу вместе. Каждый раз, когда воспитатель указывает на изображение и надписывает его, он моделирует символ (или слово) для этого объекта. Совместное внимание — это основополагающий навык языкового развития и во многом первичный способ обучения.
Для детей с пресловутым поведением помните, что никогда не рано начинать поддержку усилительной и альтернативной коммуникации, особенно для детей с аутизмом, которые преимущественно являются зрительными учениками. Например, отличный способ научить коммуникативному намерению — это обмен картинками. Привлечение внимания партнера встроено в навык, так как человек должен присутствовать, чтобы передать картинку. Игрушка, запрограммированная на устное сообщение, является еще одним хорошим способом обучения намерению с ребенком. Выбирать игрушку следует с отличным звучанием динамиков, потому что она может привлечь внимание через комнату! Еще один способ сделать это — научить хлопать по плечу, но это может быть неправильно истолковано, как агрессия – есть тонкая грань между хлопком и ударом! Следует отметить, что развитие системы, использующей альтернативную или дополняющую коммуникацию, не препятствует способности ребенка в конечном итоге научиться общаться вербально. Фактически, использование альтернативной коммуникации (например, язык жестов) может служить своего рода “мостом” между невербальной и вербальной коммуникацией.
Если у ребенка уже есть коммуникативное намерение через жесты или взгляд глаза, можно приступать к построению ясности и специфичности своих коммуникативных намерений. Научите его последовательно озвучивать, или производить последовательный знак или обменять символ изображения на нужный предмет. Это первый шаг к символической коммуникации. Опять же, существует много разных причин для того, чтобы ребенок был невербалом. Возможно, он действительно испытывает трудности с изучением символического языка. Тем не менее, некоторые дети могут быть более затронуты двигательной проблемой, которая не препятствует изучению языка (что является когнитивно-основанным навыком, просто не позволяя им показывать то, что они знают, с помощью речи или словесных средств (что является мышечным навыком). Кроме того, работа по расширению разнообразия коммуникативных намерений ребенка – помочь им разработать соответствующие способы отклонения предметов, запрашивать объекты и действия и делиться/показывать объекты в своей среде!
Конкретные терапевтические подходы, которые поддерживают детей на этом уровне навыков,включают: прикладной поведенческий анализ, система обмена картинками, обучение стержневой реакции, модель раннего начала Денвера и другие.
Ресурсы:
Для родителей:
Раннее начало для вашего ребенка с аутизмом: использование повседневной деятельности, чтобы помочь детям связаться, общаться и учиться Салли Роджерс, Джеральдин Доусон и Лори Висмара
More Than Words Guidebook,2-е издание: руководство для родителей по построению взаимодействия и языковых навыков для детей с расстройством аутистического спектра или трудностями социального общения от Fern Sussman
Языковая программа,основанная на аффектах: (ABLC): интенсивная программа для семей, терапевтов и учителей Стэнли Гринспена и Дианы Льюис
Незавершенная работа: стратегии управления поведением и программа интенсивного поведенческого лечения аутизма Рона Лифа и Джона Макичина, eds.
10 способов практиковать ожидание от маленьких историй: раннее развитие речи и языка.
Для профессионалов:
Расстройства аутистического спектра и AAC от Pat Mirenda и Teresa Iacono eds.
Fey, M. E., Warren, S. F., Brady, N. et al. (2006). Ранние последствия ответственного обучения / обучения в долингвистической среде для детей с задержками в развитии и их родителей. Журнал исследования речи, языка и слуха, 49, 526-547.
Источник