Развитие навыков общения ребенка дошкольного возраста
Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
Научная статья
«Коммуникативные навыки у детей
дошкольного возраста»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
• Ситуативно-личностное;
• Ситуативно-деловое;
• Внеситуативно-познавательное;
• Внеситуативно-личностное.
Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативнойсферы у каждого ребенка по следующим параметрам: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков. Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май). Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей, в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников», служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.
При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого ….Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;
• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения,используются следующие:
— наблюдения;
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-этюды;
-импровизация;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
-сочинение историй;
-беседы;
-дискуссии;
-мини-конкурсы;
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы,например:
• Пиктограммы
• Пантомимические фигуры
• «Снежинки»
• «Кляксы»
• «Создай настроение»
• «Угадай настроение»
• «Хорошо – плохо»
• «Люблю – не люблю»
• «Веселая смесь»
• «Цветик – семицветик»
• «Дерево Радости и Печали»
• «Дразнилки»
• «Домашний фотоальбом»
• Кубик эмоций
• Кукла «Бобо»
• «Оживи камешки»
• «Расскажи сказку с помощью кружков»
• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Источник
олеся гуртовая
Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости»
Актуальность заключается в том, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, школа, общественный транспорт, магазины и т. п.). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значить, владеть основными культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов
Цель работы: формирование умений и навыков общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
Задачи:
• развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
• обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание, благодарность.
• развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;
• выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс формирования навыков общения у старших дошкольников может быть эффективнее, если использовать в работес детьми следующие педагогические средства:
— этические беседы.
— дидактические игры.
— сюжетно-ролевые игры.
— чтение художественной литературы.
— в повседневной жизни в ДОУ акцентировать внимание на такие компоненты культуры общения как доброжелательность, уважение, вежливость;
Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста как целостное явление.
Предмет исследования: процесс формирования навыков общения детей в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
• Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общенияс взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.
• Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.
• Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации.
• Способен управлять своим поведением и способами общения.
• Способен дать адекватную оценку своему поведению, деятельности.
• Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими
• чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой, устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.
Детей нужно научить понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни.
Глава I. Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Роль общения в воспитания ребенка
Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. А в дошкольных учреждениях ведущая роль принадлежит воспитателю. С ним дети начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «добро — зло». С оценочных позиций взрослого, ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, позднее с усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровни самостоятельности в выборе действий.
Обучение детей нормам нравственного поведения, воспитатель осуществляет в совместной игре, труде, на занятиях.
Воспитание морали очень важно в старшем возрасте, так как именно в этом возрасте дети значительно продвигаются в способности действовать по правилам.
В старшем возрастеперед детьми и воспитателем стоят следующие задачи:
а) Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, играть сообща, трудиться, заниматься.
б) Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
в) Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами.
г) Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, а у девочек — скромность.
д) Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Глава II. Использование приемов, средств и методов в работе по формированию навыков общения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методы и приёмы формирования навыков общения
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости
Для воспитания культурного поведения я выделила следующие необходимы условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели — создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
Методы и приемы:
1. Беседа
Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи,и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.
Речевая активность детей в беседе — один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.
2. Чтение художественных произведений
Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями,требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работанад выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.
Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов — обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества.
Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.
3. Заучивание стихотворений
Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении,которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.
4. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научить и в процессе игры показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” дети учатся, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
2.2. Игра-средство общения
Игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, — обладающие большим жизненным опытомпредостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть».
Игра — это то, что «объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Так в игре ребенок гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневном жизни. В игре происходит усвоение моральных правил, где дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать. Подчиняться этому способствуют игровые правила, без которых игра не может состояться.В правилах игры сказано:
— Как надо действовать;
— Как выполнять задания;
— Как относиться к товарищам.
Но, подражая, друг другу, дети могут повторять неправильные действия. На помощь приходит воспитатель. Если дети протестуют, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Правила поддерживают моральные принципы. Можно составить «Правила дружной игры»:
1. Вместе договариваться о правилах;
2. Честно соблюдать их;
3. Нарушивший правила не может выиграть;
4. Не злиться и не драться.
Правила можно сформулировать в виде пословиц:
— Нет большого позора — не выполнить договор;
— Уговор дороже денег;
— Зарубить себе на носу;
— Сам себя губит, кто других не любит.
Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу. Справедливая оценка укрепляет в сознании ребенка значение правил. Доброжелательное отношение в ходе игры определяют ее успех. При распределении ролей избежать ссор помогут считалки.
В сюжетно-ролевых играх воспитание морали у дошкольников поможет художественная литература.
Первые представления о морали, дети получают из сказок. В них лень наказывается, ленивый часто попадает в смешное положение, все теряет. В сказках противопоставлены понятия добра и зла. Добро вознаграждается, зло наказывается, Прочитав сказку, воспитатель и дети дают нравственную характеристику герою. Дети усваивают, что добро — хорошо, а зло — плохо.
Игра — это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра — это то, что «объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Взаимодействия с родителями по воспитанию навыков общения детей старшей возрастной группы
Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость — она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность — Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность — эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
В ДОУ должна быть организована работа с родителями, направленная на более эффективное формирование культуры общения между взрослыми и детьми. Формами этой работы должны стать родительские собрания, консультации для родителей, а также проведение круглого стола с участием воспитателей и администрации детского сада.
Целью родительских собраний должно стать:
— ознакомление с формами и функциями общения;
— углублений знаний родителей о психолого-педагогических основах межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Целью консультаций является:
— изучение разных стилей общения с детьми;
— совершенствование примеров работы с детьми по формированию культуры межличностного общения.
Целью организации круглых столов является:
— совершенствование коммуникативных умений родителей:
— развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения.
Осуществляя работу с родителями, важно учитывать,что отношения в семье предполагают:
1) гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;
2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.
Формирование личностных качеств у ребенка дошкольного возраста всегда связано с эмоциональной сферой организации процесса воспитания. В этой связи необходимо проведение в детских садах тематических утренников, спортивных праздников, различного рода экскурсий, организации кукольных театров, спектаклей-инсценировок с участием самих старших дошкольников и привлечением родителей.
Заключение
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируютсячерты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления — отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения
Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства. Старший дошкольник характеризуется произвольностью поведения и психических процессов. Именно в этом возрасте детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них становиться важным общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Формирование культуры общения ребенка в этом возрасте во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых – родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «,образ себя через другого».
Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.
Источник