Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка
Методическая разработка.
« Формирование навыков осознанного чтения у умственно отсталых детей»
Автор :
Афанасьева Наталия Сергеевна,
учитель начальных и коррекционных классов,
первая квалификационная категория
ГБОУ «РЦО»
Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Неумение читать правильно, бегло и выразительно ведет к возникновению у младших школьников и нарушений письменной речи. Более конкретные проблемы — неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. В свою очередь, применительно к умственно отсталым школьникам это имеет катастрофические последствия — несформированные навыки чтения вызывают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, взаимоотношений с обществом, трудности в речевом общении влекут за собой нарушение коммуникативных функций. Как итог — в подростковом возрасте трудно идет процесс социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей. Подрыв основы формирования ребенка-читателя, таким образом, становится одновременно препятствием для саморазвития личности и ее успешной интеграции в общество.
Процессом чтения все дети овладевают по – разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении.
Умственно отсталые дети не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.
Нарушения чтения умственно отсталых детей носят системный характер. У умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Чтение учащихся коррекционной школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Для формирования полноценного навыка чтения в своей работе использую коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности. Коррекционная работа проводилась по развитию навыков чтения- беглости, выразительности, осознанности, правильности.
Упражнения для развития беглости чтения
1.Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз с обычной скоростью, а третий раз –как можно быстрее.
У тридцати трёх полосатых поросят три хвостика висят.
2.Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.
Как на горке , на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка… Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет посчитать не делая вдоха.
3.Читай скороговорку несколько раз, всё быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
4.Чтение длинных предложений. Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошёл в лес.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
5.Читай правильно, целыми словами.
Верно – вернулся – отвернулся. Диво – дивиться – удивиться.
6.Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.
Упражнения на развитие выразительного чтения
1.Упражнения на постановку логического ударения.
— Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
— О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
— Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.
— Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Только тренеру он был обязан своими успехами.
Лишь в восемь часов работа была закончена.
Только отец сохранял спокойствие.
— Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.
Под сосной Серёжа нашел гриб.
Серёжа нашёл гриб под сосной.
Гриб под сосной нашёл Серёжа.
2. Игры и упражнения на выделение пауз
— В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
У нас| с братом беда. У нас с братом| беда.
— Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? – Что болит?
Ну что, споем? — Ну, что споем?
Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.
— Кто быстрее?
Определить варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орёл садиться.
3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
— Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произноситься каждое из них.
Работу сделали за два дня.
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
— Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»
— К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?
— К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.
— До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение.
4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
— Анализируем ситуацию.
Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.
Саша иди делать уроки!
Молчание в ответ.
Саша!…
Да иду, иду.
Ты как со мной разговариваешь?
— Определи тон.
Учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт.
Завтра обещают дождь.
— Произнеси по-разному.
Произнеси междометие «О» с разной интонацией.
Удивительно, радостно, недовольно, испуганно.
— Попробуй произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.
Важно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронически, с сожалением.
— Произнеси данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить эти чувства. «Открой дверь!» — гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.
«Молодец!» — восхищенно, удивительно, насмешливо, угрожающе.
5.Упражнения для развития сознательного чтения.
— Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал — мял, мыл — мил.
— Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свёкла, лук, капуста.
— Какое слово лишнее и почему.
Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
— Чем похожи следующие слова.
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
— Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первыйслог.
Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.
— Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама. Пуговица, молоток, лава. Укор, бузина, тина.
— Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё. Соломка, пора, мель. Лиса, бельмо, полёт.
— Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.
Песня – композитор, самолёт- ? Школа – обучение, больница — ?
— Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
— Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк.
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
6 . Упражнения для формирования правильности чтения
— Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел-мель-мыль-мыль-мал-мял. Мышка-мошка-мишка-миска.
— Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев.
Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.
Кукла, мама, папа.
— Повтори, что сказал учитель.
Бочка-точка, бабушка- бабочка, каша- ложка.
— Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна- насос, мех-смех, мышка- камыш, марка- рамка, марш-шарм, масло-смола, мошкара- ромашка.
— Постоянное наращивание слова.
Лес-лесок-перелесок. Кот-котик-котенок. Снег-снежок-снеговик.
— «Карточки –горки»
Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.
Уж
Нос
Рама
Кошка
Собака
Ромашка
Карусель
Крыжовник
7. Упражнения на выработку речевого дыхания.
— Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве
ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
— Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
— Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
— Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
— Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
— Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
— Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Паровоз привез нас в лес.
Чух- чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь-
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з !
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з !
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчелку ослик испугал:
Й-а-а ! Й-а-а !
На весь лес он закричал:
Й-а-а ! Й-а-а !
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! Г-у-у !
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! г-у-у !
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдох, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Рассмотренные разнообразные приемы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения. Систематическая коррекционная работа, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определенное место. Главной задачей уроков было- воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.
Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность применения коррекционных упражнений.
Разнообразные упражнения, использованные в моей работе, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.
Проведённый эксперимент показал, что дислексии у учащихся с нарушением интеллекта успешно преодолеваются.
Источник
Методический проект:
«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ (умственно отсталые дети) через коррекционно-развивающие приемы»
Чтение является сложным процессом, требующим умения:
узнавать буквенный состав слога и слова,
правильно произносить слова,
осмысливать слова,
устанавливать связь с другими словами,
интонационно верно передавать смысл читаемого.
Ребенок с проблемами в развитии в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что учащийся массовой школы. Я сравнила нормы чтения по программам ОУ и адаптированным программам для детей с ОВЗ (умственно отсталые дети). Дети с нарушением интеллекта овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме, как показывает таблица сравнительных результатов техники чтения.
Класс
Общеобразовательная школа, слов / мин
Коррекционная школа, слов / мин
1
40
10
2
70
20
3
90
30
4
120
40
Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся своеобразен. Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, позднее развитие речи, бедность словаря, дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, несовершенство лексико-грамматического строя, а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении ими навыком чтения.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:
правильностью
беглостью
осознанностью
выразительностью
Изучив методическую литературу, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по адаптированной программе.
Исходя из особенностей овладения техникой чтения учащимися с нарушениями интеллектуального развития, я выбрала для себя коррекционно-развивающие приемы обучения чтению.
Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:
Зрительное восприятие графического образа слова.
Воспроизведение звукового образа слова.
Понимание значения слова.
Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г.Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.
Приемы формирования правильности чтения.
Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой зарядки я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Например:
Отработка произнесения гласных звуков.
1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.
Э→А→О
2) Даю сочетания:
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.
2. Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости — глухости:
В З Ж Г Б Д
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Ф С Ш К П Т
Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:
МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ
Чтение шепотом и медленно:
а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ры-ры-ры – летают комары.
б) Чтение тихо и умеренно:
арка-арца арла-арча
арта-арда арса-аржа
в) Чтение громко и уверенно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
Чтение до первой ошибки.
Ученик читает текст до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки.
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. А.К.Аксенова определяет беглость чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.
Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.
Например, я использую следующие упражнения:
«Фотографирование» картины.
Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд. В начале даются предметные, затем сюжетные.
«Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.
Какая буква лишняя? Слог?
а) а, у, р, о, ы ;
б) ма, ра, ла, ны ;
Запомни ряд букв.
Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.
4. Найди слова.
Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.
рюклбюсрадостьуфркнп
бсолнцетргщоцэкинозгу
чклернопттелевизорччяг
щшгцкпстулрсеамтоджко
Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения. Упражнения в чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания. У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-2 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.
Для увеличения поля чтения я использую следующие таблицы и упражнения:
Таблицы с фиксацией зрения на средней линии (ряда чисел).
Данное упражнение способствует развитию у детей бокового зрения, что увеличивает объем ясного видения и расширяет поле чтения.
Вначале читаются слоги, записанные пирамидкой. Нужно смотреть на среднюю линию, а боковым зрением смотреть на буквы и читать слоги сверху вниз.
СО КИ
ЗИ МА
ВА ЗА
ТА 1 ТЯ
КИ 2 КЫ
МУ 3 МЮ
ТЕ 4 ТЭ
ВЁ 5 ВО
Словесные столбики.
Я быстро открываю и закрываю слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.
Например,
ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);
ГОРОД, АДРЕС (5);
ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);
БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);
КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);
СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);
СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).
Чтение с закладкой.
→
У
Никиты окуни.
Закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста.
Чтение «буксир»
Оно служит для развития скорости и гибкости.
Чтение с использованием дидактической игры «Найди слово»
На карточке в произвольном порядке и разным шрифтом напечатаны слова на различные темы. Детям предлагаются задания: Найди…
Слова на указанную тему, например: ягоды, овощи и т.д.
Слово, названное учителем
Слова, начинающиеся на определенную букву
Совершенствование техники чтения вслух – лучший фундамент совершенствования техники чтения про себя. Этому нужно уделять большое внимание.
На уроках я систематически использую следующие приемы:
Жужжащее чтение. (методика В.Н.Зайцева)
Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух или вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Время тренажа – 5 минут.
Ежеурочные пятиминутки чтения. (методика В.Н.Зайцева)
У каждого ребенка на парте лежит книга. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети читают книгу в течение 5 минут, а дальше идет обычный урок.
Упражнение «Кто быстрее?»
В словах, рассыпанных на паласе или на парте, найдите предложение написанное на доске.
Самый внимательный (3 варианта)
1 вариант – я читаю любое предложение на странице и продолжаю читать до тех пор, пока кто-либо из детей не найдет «читаемое место». Этот ученик продолжает читать до конца предложения.
2 вариант – я даю задание, найти предложенное слово на указанной странице
3 вариант – я предлагаю детям на указанной странице найти самое длинное слово или самое короткое.
Осознанность чтения проявляется в умении ребенка ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.
Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательности чтения. Дети с нарушением интеллекта с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность. Учащиеся оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.
Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим его качеством.
Основными задами обучения чтению по адаптированной программе является:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать прочитанное.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Приемы формирования осознанности чтения:
Чтение в парах, групповое чтение.
Предварительное, послоговое прочтение сложных слов
Составление вопросов к тексту
Упражнение «Контрольное предложение».
После чтения рассказа предлагается контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом рассказа, либо противоречит ему. Дети должны определить соответствие предложения смыслу текста.
Наряду с осознанностью у учащихся необходимо развивать смысловую догадку – антиципацию. Это умение предвидеть следующую букву или слог.
Развитию антиципации у умственно отсталых детей способствуют следующие упражнения:
Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
Определение главной мысли текста по заголовку
По иллюстрациям к тексту определить его содержание.
Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, совершенствовать словесную систему мышления.
Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации голоса: паузы, ударения и другие средства мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения. При этом необходимо показать свое отношение к происходящим событиям в произведении.
Говоря о навыках выразительного чтения детей-олигофренов, можно отметить следующее: дети не соблюдают правильного темпа чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, голос их излишне громок, или слишком тих. В целом чтение монотонное. По мере обучения, повышение уровня правильности, беглости и сознательности чтения вызывает в свою очередь улучшение выразительности чтения.
С выразительностью чтения учащихся знакомят в 1-2 классах. К концу 1 класса учащиеся с ОВЗ (умственно отсталые дети) должны соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения. Во 2 классе дети начинают работать с логическим ударением. Систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Приемы формирования выразительности чтения.
Ведущим приемом формирования выразительного чтения является подражание образцу чтения учителя. (детям с интеллектуальной недостаточностью важно не только слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего)
Хоровое чтение. Необходимо для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
Чтение по ролям.
Драматизация текста.
Упражнение над интонацией. Ученик должен произнести одно и то же предложение с различной интонацией.
Упражнение «Логическое ударение» с вопросом-помощником.
Таким образом, управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
Источник