Развитие наследственных задатков у ребенка
Развитие ребенка: влияние наследственности на психику
Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.
Дети: генетическая предрасположенность
Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка.
Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.
Развитие ребенка: влияние наследственности
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. — 2012
Источник
аследственностью
называется передача родительских
признаков детям. Некоторые наследственные
качества (форма носа, цвет волос, глаз,
очертания лица, музыкальный слух,
певческий голос и др.) не требуют для
своей фиксации использования каких-либо
приборов, другие, связанные с цитоплазмой
и ядерной ДНК (обменом веществ, группой
крови, полноценностью набора хромосом
и др.), предполагают проведение достаточно
сложных исследований.
Рост
и развитие ребенка зависят от полученных
наследственных задатков, однако велика
роль и окружающей среды. Принято различать
благоприятную и неблагоприятную (или
отягощенную) наследственность. Задатки,
обеспечивающие гармоничное развитие
способностей и личности ребенка,
относятся к благоприятной наследственности.
Если для развития этих задатков не будут
созданы соответствующие условия, то
они угасают, не достигая уровня развития
одаренности родителей. Например, не
развивается певческий голос, музыкальный
слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная
наследственность не всегда может
обеспечить нормальное развитие ребенка
даже в хорошей среде воспитания. Обычно
она является причиной аномалий (отклонений
от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев
и причиной длительной болезни и смерти.
Помимо этого, причиной аномалий у детей
может быть алкоголизм родителей и
вредность их профессии (например, работа,
связанная с радиоактивными веществами,
ядохимикатами, вибрацией).
Однако
наследственность, особенно неблагоприятную,
не следует считать чем-то неизбежным.
В некоторых случаях она поддается
коррекции и управлению. Например,
разработаны способы лечения гемофилии
– введение специфического белка крови.
Рождения
детей с неблагоприятной наследственностью
можно избежать, проконсультировавшись
у врачей-генетиков. В частности, такие
консультации способствуют предупреждению
близкородственных браков, являющихся
причиной рождения аномальных детей.
Своевременное
выявление у детей унаследованных
признаков позволяет направить одних
детей в спецшколы для одаренных, других
– во вспомогательные школы. Дети с
умственными и физическими аномалиями
(умственно отсталые, глухие, слепые) во
вспомогательных школах приобщаются к
общественно полезному труду, овладевают
грамотой и повышают свое интеллектуальное
развитие. Огромная заслуга в исправлении
неблагоприятной наследственности у
детей принадлежит олигофрено-, сурдо–
и тифлопедагогике.
Квалифицированные
педагоги в спецшколах совершенствуют
математические, музыкальные и другие
задатки детей, что связано с огромным
трудом по их развитию. Педагог должен
знать, что родители часто видят у своего
ребенка необыкновенные способности,
хотя на самом деле он может иметь весьма
скромные задатки. Поэтому очень важно
вовремя подсказать родителям, как
развивать в ребенке ту склонность,
которая выявляется у него и которую он,
может быть, унаследовал от дедов, а не
от родителей. Такое проявление способностей
связано с особенностью наследственности:
ее длительной устойчивостью, когда
признаки передаются на протяжении
многих поколений и не всегда проявляются
в первых поколениях (это так называемая
рецессивная наследственность).
Взаимоотношения
организма со средой. Основоположник
русской физиологии И.М. Сеченов писал,
что «организм без внешней среды,
поддерживающей его существование,
невозможен, поэтому в научное определение
организма должна входить и среда,
влияющая на него». Следовательно, вне
природы и социальной среды, по сути
дела, нет и человека.
И.П.
Павлов, развивая это положение, пришел
к выводу, что о человеке необходимо
говорить как о целостном организме,
который тесно взаимосвязан с внешней
средой и существует только до тех пор,
пока сохраняется уравновешенное
состояние его и окружающей среды. В
связи с этим все рефлексы рассматривались
Павловым как реакции постоянного
приспособления к внешнему миру (например,
приспособление человека к разным
климатическим условиям или разной среде
обитания).
Таким
образом, развитие человека нельзя
адекватно оценить без учета той среды,
в которой он живет, воспитывается,
работает, без учета тех, с кем он общается,
а функции его организма – без учета
гигиенических требований, предъявляемых
к рабочему месту, домашней обстановке,
без учета взаимоотношений человека с
растениями, животными и др.
№18
Соседние файлы в предмете Педагогика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Роль ДНК в наследственности
Наследственность – это свойство всех организмов передавать свои признаки из поколения к поколению.
Благодаря этому полезному свойству человек до сих пор сохранил свой вид. С того самого момента как ребенок был зачат, ему передаются от родителей набор уникальных признаков, свойств и врожденных инстинктов.
Другими словами, наследственность как некая программа передает от взрослых детям физические и биохимические качества. За все процессы, происходящие в организме ребенка, отвечает молекула ДНК. Эту молекулу можно сравнить со сложнейшей компьютерной программой, которая может задавать параметры будущего ребенка, сохранять в наследственной памяти все о потомках (по некоторым данным до 13-го колена).
У ребенка уже заложены:
- Физический облик
- Физические данные
- Физиологические данные (группа крови, резус-фактор, заболевания)
- Некоторые задатки способностей.
Наследственные заболевания и предрасположенность к ним
К сожалению, ребенку вместе с характерной внешностью и способностями могут передаваться некоторые наследственные заболевания:
- Болезни крови (гемофилия)
- Эндокринные заболевания (сахарный диабет, карликовость)
- Психические заболевания (шизофрения)
- Онкологические болезни
По наследству ребенок может получить предрасположенность к особенностям психологического поведения:
- Суицидальное поведение
- Преступления и правонарушения
- Садизм
- Алкоголизм
Предрасположенность ребенка может проявляться в других способностях:
- Успехи ребенка в различных сферах
- Умственные и музыкальные способности
- Точность движений
- Развитая память
- Лингвистические, математические, литературные, творческие и др. способности.
Предрасположенности ребенка обусловлены не только наследственностью, но и влиянием воспитания, условий жизни и среды (социума). Задатки к чему-либо у ребенка проявляются очень рано. Уже с 2-х лет можно определить склонности малыша.
Почему возникают нарушения структуры ДНК?
В организме мамы могут по каким-либо причинам возникать нарушения структуры ДНК. В результате могут произойти нарушения в развитии плода, проявиться наследственные болезни и уродства. Нарушение структуры ДНК могут вызвать:
- Радиация
- Тяжелый физический труд
- Нервно-психические расстройства
- Бытовые канцерогены
- Звуковые нагрузки
- Алкоголь
- Курение
- Наркотики
- Некоторые медикаменты
- Инфекционные и вирусные заболевания мамы
- Пищевые добавки
Иногда у абсолютно здоровых родителей рождаются малыши с пороками развития. Это можно объяснить тем, что оба родителя могли быть носителями болезни. Гены, которые несут ответственность за болезни, обычно подавляются здоровыми генами. Поэтому многие болезни не проявляются. В случае, когда оба родителя имеют ген какого-либо заболевания, оно может проявиться.
Группы наследственных заболеваний и предрасположенностей
- Наследственные заболевания, не зависящие от окружающей среды, возникающие вследствие мутаций.
- Генные заболевания, при которых нарушена структура ДНК.
- Хромосомные заболевания, при которых нарушен сбалансированный набор генов. Формируются болезни уже на стадии развития эмбриона. Это приводит либо к гибели плода, либо к порокам развития.
К таким заболеваниям могут относиться:
- Болезнь Дауна
- Фенилкетонурия
- Гемофилия
- Муковисцидоз и др.
- Болезни, связанные с наследственной предрасположенностью к ним:
- Заболевания, которые проявляются при наличии внешних факторов (Сахарный диабет 2 типа, подагра).
- Заболевания, которые могут проявляться при наличии внешних факторов, но протекать значительно тяжелее (Псориаз, атеросклероз, сердечные заболевания, гипертония, язвенная болезнь и др.).
- Заболевания, при которых не играет большой роли наследственность, а только предрасположенность. Факторы предрасположенности могут влиять только на течение заболевания. Например, выздоровление при травмах, инфекционных заболеваниях и др.
- Заболевания соматических клеток (аутоиммунные процессы, онкологические заболевания).
- Генетическая несовместимость эмбриона и матери. Наиболее распространенное заболевание – гемолитическая болезнь.
Различие врожденных и наследственных заболеваний
Родителям не стоит путать наследственные болезни с врожденными заболеваниями. Наследственные заболевания не всегда проявляются сразу после рождения ребенка. Некоторые могут проявиться в зрелом возрасте (болезнь Альцгеймера).
Врожденные заболевания проявляются у ребенка после его рождения и могут зависеть только от внешних факторов и предрасположенности к самому заболеванию (например, сифилис).
Одним из признаков наследственных болезней является резистентность их к лечению.
Методы диагностики наследственных болезней
- Генеалогический метод. Метод построен на родословной и прослеживании по поколениям заболеваний.
- Цитогенетический метод.
- Биохимический метод. С помощью этого метода можно вычислить носителей фенилкетонурии.
- Молекулярно – генетический метод. Позволяет анализировать структуру ДНК и находить поврежденные фрагменты.
- Гибридизация нуклеиновых кислот. Выявляет один измененный ген среди тысячи генов в ДНК.
- Генетика соматических клеток. Устанавливает последовательно расположение генов в ДНК.
- Скрининг методы. Позволяют быстро выявить наследственную патологию у плода и предупреждают рождение ребенка с пороками развития и патологией, которая не поддается лечению.
Хромосомные заболевания и врожденные пороки развития устанавливают практически на любом сроке (начиная с 12-ой недели). Пренатальную диагностику предлагают пройти будущим мамам, когда:
- Мама старше 35 лет.
- Имеет наследственные заболевания.
- Отец ребенка имеет наследственные болезни.
При наличии отклонений развития плода (неизлечимые заболевания или несовместимые с жизнью) будущей маме предлагают прервать беременность.
Только по желанию будущей матери проводятся скрининговые исследования и прерывание беременности!
Задай свой вопрос педиатру
Источник
Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных
Наследственная потенция, которая во взаимодействии с факторами среды обусловливает формирование признака.
- НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ — насле́дственные боле́зни сельскохозяйственных животных, врождённые пороки, различные пороки в строении тела, аномалии функций отдельных органов и систем организма, а также патологические синдромы, передающиеся от…
Ветеринарный энциклопедический словарь
- Задатки — анатомо — физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. …
Психологический словарь
- Задатки — — анатомо-физиологические особенности организма, гл.о. центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей…
Педагогический терминологический словарь
- ЗАДАТКИ — англ. disposition; нем. Anlagen…
Энциклопедия социологии
- наследственные заболевания — hereditary diseases — .Заболевания, обусловленные хромосомными или генными мутациями; у человека различают Н.з. с полным проявлением мутации — синдром Дауна <Down syndrome>, гемофилия <hemophilia A, B, C>, фенилкетонурия <phenylketonuria>…
Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь
- Наследственные болезни — I Насле́дственные боле́зни заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями…
Медицинская энциклопедия
- наследственные болезни — см. Болезни наследственные…
Большой медицинский словарь
- задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей…
Большая психологическая энциклопедия
- ЗАДАТКИ — см. Диспозиция…
Философская энциклопедия
- Наследственные заболевания — болезни, обусловленные нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации…
Большая Советская энциклопедия
- ЗАДАТКИ — ЗАДА́ТКИ, -ов. Зачатки каких-н. способностей, качеств…
Толковый словарь Ожегова
- задатки — мн., Р. зада/тков…
Орфографический словарь русского языка
- Задатки — зада́тки мн. Зачатки каких-либо способностей, наклонностей…
Толковый словарь Ефремовой
- задатки — зад’…
Русский орфографический словарь
- задатки — …
Формы слова
- задатки — см….
Словарь синонимов
«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАДАТКИ» в книгах
ЗАДАТКИ
От отца я усвоил страсть к рисованию. Я зарисовывал все, что попадалось под руки, даже книги и тетради. За это мне не раз попадало. Причем я рисовал по памяти, а не срисовывал с натуры, и выдумывал. Потом я стал изображать людей. И не просто абстрактных людей, а
Задатки были с детства…
С волгоградцем Василием Петровичем Рязановым меня свела судьба лет восемь назад. Ему тогда было 42 года, красивый, с голубыми глазами и светлой бородкой, он очень походил на Иисуса Христа, того, что с Туринской плащаницы. В результате аварии Василий
(?) Задатки и действительность
Если, несмотря на равнодушие обеих сторон, наблюдатель все же приступит к делу определения соотношений, ободряемый отчасти общим разумным основанием, что внешнее есть выражение внутреннего, отчасти опираясь на аналогию с черепами животных
Задатки, способности, умения и навыки
Данные нам от природы задатки – анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы – обусловливают предрасположенность к наиболее эффективным видам деятельности. В этом кроется тайна психической энергии врожденного
2. Задатки як природжені передумови розвитку здібностей
Задатки — це тільки природжені анатомо-фізіологічні особливості нервової системи, мозку людини, які становлять природну основу розвитку здібностей. Наприклад, до задатків належать деякі природжені особливості
77. Задатки и способности
Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не
6.3. Задатки и способности
Понятие способностей. В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний,
77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд
1. Задатки
В задатках нет ничего социального, они определяются генным набором, анатомо-физиологическим строением головного мозга и всего тела. Когда начинается становление личности, обязательно следует учитывать задатки. Ну, прежде всего, мужчину надо воспитывать как
Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки
Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной
Задатки и способности
Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных
Задатки интуитивного восприятия есть у каждого
Тот, кто не развивает свои способности, теряет к ним доступ и не может ими пользоваться. Почему у тяжелоатлета сильно развиты мышцы? Потому, что он их тренирует. Вы когда-нибудь спрашивали себя о том, почему так успешно
2. Что же такое способности, одаренность, задатки?
Мы уже говорили об этом в самом начале, но проблема требует повторного обращения к этой теме.В научном мире никакого единства нет (и не предвидится), но все же хоть какие-то вещи в большей или меньшей степени считаются
Тест 1. Есть ли у Вас задатки блестящего оратора?
• Если Вы ответили ДА, по крайней мере, на половину вопросов, у Вас неплохие шансы стать первоклассным оратором.• Если Ваш результат не столь хорош, не все еще потеряно. Вы, во всяком случае, не лукавите сами с собой, а это, в
Задатки успешности
В детстве я был хулиганистым, но при этом очень читающим. Был достаточно спортивным: занимался сначала фигурным катанием, гимнастикой, плаванием, потом дзюдо и самбо. Вообще я не любил спорт и сейчас не люблю. Мой тренер говорил, что я – ошибка Господа
Источник