Развитие мышления у ребенка речевой группы
«Где мы побывали, что мы повидали?» (25 мин.; народная игра).
Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Игру желательно проводить на свежем воздухе или в просторной комнате.
Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» — те, кто будет отгадывать загадки, а вторая группа их будет загадывать. Между группами по земле или полу проводится черта, за которую нельзя выбегать дедушке и внучатам, когда они будут ловить убегающих детей. «Дедушка и внучата» отворачиваются, а учитель с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».
Происходит такой диалог:
— Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
— Здравствуйте, внучата!
— Здравствуйте, ребята! — отвечает «дедушка с внучатами».
— Где вы побывали? Что вы повидали?
— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали — не скажем, но зато мы вам покажем!
Свою «загадку» дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т. д. В случае, если «дедушка и внучата» правильно отгадали «загадку», вторая группа детей уточняет и дополняет ответ. Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» стараются их поймать. Но нельзя перебегать за черту, которая была проведена в начале игры.
После показа 1—2 загадок выбираются новые «дедушка с внучатами».
«Ну-ка, отгадай!»
Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». За-тем задает вопрос второй ребенок из второй под. группы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:
1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.
2. Если в течение 8—10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.
«Картинки-загадки»
Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«Парные картинки» (25 мин.)
Цель игры. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления) .
Процедура игры. Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.
«Определи игрушку» (25 мин.)
Цель игры. Развитие смысловой памяти и мышления.
Процедура игры. Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.
Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3—5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.
Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
«Угадай игрушку» (25 мин.)
Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Процедура игры. Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!».
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
«Лишняя игрушка» (25 мин.)
Цель игры. Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Процедура игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.
Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).
Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»).
«Перечисли предметы» (25 мин.)
Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1—2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного — «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
«Сочини предложение»(25 мин.)
Цель игры. Развитие мышления и фантазии.
Процедура игры. Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
«Противоположность» (25 мин.)
Цели игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это * наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
«Определения» (25 мин.)
Цель игры. Развитие мыслительных ассоциативных связей.
Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.
«Придумай загадку» (25 мин.)
Цель игры. Развитие речи и мышления.
Процедура игры.
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д.
Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
«Пословицы» (25 мин.)
Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нельзя спешить».
А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».
Пословицы:
1. «Дело мастера боится».
2. «Всякий мастер на свой лад».
3. «На все руки мастер».
4. «Портной испортит — утюг загладит».
5. «Картошка поспела — берись за дело».
6. «Без труда и в саду нет плода».
7. «Каков уход, таков и плод».
8. «Больше дела — меньп1е слов».
9. «Всякий человек у дела познается».
10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».
11. «Без дисциплины жить — добру не быть».
12. «Заработанный хлеб сладок».
13. «У кого сноровка, тот и действует ловко».
14. «Без начала нет конца».
15. «Без порядка толка нет».
16. «Без работы пряников не купишь».
17. «Глаза боятся — руки делают».
18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».
19. «Без труда нет добра».
20. «Труд — лучшее лекарство».
21. «Терпение и труд все перетрут».
22. «Будешь книги читать — будешь все знать».
23. «Дом без книги, что без окон».
24. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».
25. «Где ученье — там уменье».
26. «Ученье и труд вместе живут».
27. «Ученье — свет, а неученье — тьма».
28. «Почитай учителя, как родителя».
Источник
Дарья Фисина
Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
«Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста, — овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Многие дети по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс школьного обучения.
Это дети с недоразвитиемвсех 4 компонентов речевой системы: звукопроизношения и речевого слуха, словаря, грамматической системы языка. Дети,у которых в силу их речевого дефекта возникают нарушения всех основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, целенаправленного поведения, так как эти процессы развиваются с прямым участием речи.
Это дети, у которых отстаёт развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления наиболее связанного с речью (умения анализировать, обобщать). Что же делать родителям, чтобы их дети, имеющие ОНР, смогли поступить в обычную образовательную школу, а не в речевую.
Своевременный «толчок» способен стимулировать развитие речи и психических процессов ребёнка, способен направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшей нормализации.
Опираясь на всё выше сказанное, сделав вывод о необходимости разработать систему по развитию мышления для детей 7-го года жизни с ОНР в системе коррекционно-логопедического воздействия.
Она может быть использована логопедами и родителями.
Данная система состоит из 3 этапов.
На этапах развиваются одновременно все формы мышленияс попеременным преобладанием:
1 этапе — используются игры и упражнения с основной задачей развитие наглядно-действенного мышления и второстепенными наглядно-образного и словесно-логического.
2 этапе — используются игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления даются в усложнённом варианте.
3 этапе — используются игры и игровые упражнения главным образом на развитие словесно-логического мышления. Задания на развитие наглядно-образного мышления даются в усложнённом варианте.
С первых дней пребывания воспитатель должна помогать ребёнку осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.Например:
-Почему осенью люди тепло одеваются?
-Почему зайца трудно увидеть на снегу?
— Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?
Эти и подобные вопросы можно задавать во время прогулки, игры.
Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задавать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе. Кто же прав и только после этого самому приступить к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходстве и общее в различном. Например,спросить:
— Чем девочка отличается от куклы (птица и самолёт?
-Что общего у дерева и цветка (лодка и утка, лошадь и автомобиль?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю знакомые сказки.
— Почему семеро козлят открыли дверь волку?
— Можно сказать, что Мышка вытянула репку?
Полезными являются упражнения для развития детского мышления отгадывания загадок.
Ещё более сложной работой для детей ОНР является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому их используют на 2-м году обучения.
В логопедических группах эти игры обязательно должны включаться в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Данные игры, развивая мышление детей, являются одновременно речевыми дидактическими играми и подбираются по степени сложности и в соответствии с темой, речевым материалом занятия (лексическим, грамматическим, фонетическим, фонематическим) самим педагогом. При этом один и тот же вариант игры может быть использован на различных занятиях с разным речевым материалом. (Содержание обучения меняется со стороны используемых дидактических пособий, материал, игрушек для игр, не меняя содержания самой игры). Одна и та же игра, усложняясь, способны развивать разные формы мышления.
Например: дидактическая игра со счетными палочками, спичками и т. п. с главной опорой на наглядно-действенное мышление. “ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ”на разных этапах имеет свои варианты:
IЭТАП:
1. Составление палочками буквы, слога по образцу (например: ЛА, ЛО, ЛУ).
2. Построение по образцу предмета (рис. 1).
Показать и назвать (Параллельная задача: развиваем звукопроизношение, фонематический слух; наравне с наглядно-действенным мышлением включается наглядно-образное).
IIЭТАП:
3.Усложнение задания 2: построить ракету, корабль или елочку, лесенку по образцу. Показать и назвать (см. рис. 2)
Рис. 2. К игре “Волшебные палочки” п. 3
4. Без образца. В 4 палочки. Что можно из них построить? Назвать и показать (основная опора на наглядно-образное мышление с включением словесно-логического)
IIIЭТАП:
5.Даются 4 палочки:
Как из квадрата, переставив одну палочку, можно построить стульчик?” (формулировку задания можно облегчить давая задания поэтапно: “1. Постройте из 4 палочек квадрат 2. Переставьте одну палочку, чтобы получился стульчик. Объясните. ”) (см. рис. 3). (включается наглядно-образное и словесно-логическое мышление).
Рис. 3. “К игре волшебные палочки” п. 5
6. Построить из любого количества палочек елочку, солнышко, машину и т. д. (в зависимости от лексического материала).
7.Усложнение задания 6:Спросить предварительно: “Сколько палочек тебе понадобиться, как ты думаешь, чтобы построить… Возьми это количество палочек и построй, расскажи, как ты строишь. ” (В данном случае, на словесно-логическое мышление делается больший акцент, чем в предыдущих вариантах.
Данные игры, в зависимости от условий могут сопровождаться определенной игровой ситуацией. Например, инструкция для ребенка к игре на поиск закономерностей (типа “Четвертый лишний”) “УБОРКА”:
“Пес Торопыжка очень торопливый. Поэтому он иногда бывает невнимательным. Однажды он дома решил убраться и разложил все вещи по полочкам. Но как всегда поторопился. Посмотри внимательно, нет ли там чего-нибудь лишнего? объясни, почему ты так решил” (см. рис. 4).
Рис. 4. К игре “Уборка”
Подобного рода игры развивают не только словесно-логическое мышление, но и наглядно-образное мышление.
Таким образом, использовались нами многообразные игры, в том числе пальчиковые, подвижные с дидактической целью (многие знакомы). Вариации усложнения данных игр в большинстве случаев придуманы нами. Существенную помощь в в подборе игр оказала научно-популярная литература для родителей, воспитателей, логопедов и педагогов, также “Веселая математика” Беженовой М. А. (1998) и учебно-наглядные пособия по программе “Радуга” – “Познаю мир” Гризик Т. И. (1999).
При проведении игровых упражнений и игр использовалось большое количество наглядного материала: карточки, счетные палочки, сюжетные и предметные картинки, рисунки самих детей, игрушки и т. п. Основная часть дидактического материала из фонда детского сада, другая часть –сделана нами. На каждом индивидуальном и фронтальном занятиях предлагалась только одна игра. (Если позволяет тема можно использовать больше).
Так как развитие словесно-логического мышления как задача ставится давно в рамках образовательно-воспитательного воздействия, мы пытаемся доказать недостаточность этих занятий для детей с ОНР без систематического и последовательного включения их в коррекционно-логопедический процесс.
Наблюдая за детьми мы пришли к выводу, что они становятся более активными и работоспособными на занятиях, заинтересованными в своих ответах, повышается их обучаемость, речевая и общая инициатива. Они с большим удовольствием играют в данные игры.
На начальных этапах наблюдались незначительные сложности в овладении детьми новыми играми. Но, возможность в любое время закончить игры с положительным результатом сохранило интерес к их продолжению.
На основе общих выводов мы решили ряд задач,а именно:
— Развитие речи;
— Развитие высших психических функций;
— Коррекция индивидуальных особенностей детей.
Заключение
Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. (Л. С. Выготский, А. Ф. Лурия, А. В. Запорожец и другие). У ребенка с ОНР, в силу дефекта речи, при отсутствии соответствующих мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. Однако пластичность мозга раннего возраста представляет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Что определяет на современном этапе развития актуальность создания коррекционно-развивающих основные психические процессы детей с ОНР программ.
Ведущими российскими психологами поддерживается точка зрения И. М. Сеченова, Дж. Уотсона и С. Л. Рубинштейна о единстве корней мышления и речи, на основании которой можно сделать вывод о необходимости ОДНОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи (с недосточным развитием лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи).
Этого принципа мы придерживались при построении своей системы, которая состоит из 3 блоков игр и игровых упражнений, определяющих поэтапность развития форм мышления в зависимости от их сложности. Выбор формы подачи обучающего материала определен влиянием игры на развитие ребенка.
Исходя из полученных результатов наша система решает ряд задач:
— развитие речи;
— развитие высших психических функций (главным образом мышления);
— коррекция индивидуальных особенностей детей.
Эта система нацелена на то, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе.
Список использованной литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
2. Белова – Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. –М.: Просвещение, 1972.- 32 – 82 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 2 – М.: Педагогика, 1982.- 5 – 361 с.
8. Выготский Л. С. Развитие речи и мышления // Собр. Соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983.- 254 – 273 с.
9. Выготский Л. С. Речь и практической мышление // Собр. Соч.: В 6 т. – т. 6. – М.: Педагогика, 1984.- 6 – 37 с.
10. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2 т. — Т. 2 – М.: Мир, 1996. – 376 с.
11. Дети с временными задержками в развитии (Сб. статей)/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М.: Педагогика, 1971. – 207 с.
12. Ефименкова Л. М. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
13. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.- 9 – 32 с.
14. Златковская Н. П. Савина М. М. Особенности педагогической работы с детьми второго уровня речевого развития // Нарушение речи у дошкольников /Р. А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.- 200 – 217 с.
15. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Р. Е. Левина –М., 1971 – 191 с.
16. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. – 136 с.
17. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская –М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
18. Лурия А. Р. Язык и сознание – М., 1979. – 319 с.
19. Лыков В. М. Речевые расстройства у детей –М.: ЦНИИСП, 1975. – 36 с.
20. Мухина В. С. Детская психология / Л. А. Венгер – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
21. Подъяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. — № 2. — 105 – 118 с.
22. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов – М.: Владос, 1999. – 216 с.
23. Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология. – 1995. — № 3. — 76 – 81 с.
138 с.
24. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. –М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
25. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду – М.: Просвещение, 1984. – 141 с.
26. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с.
27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада – В 2 ч. – М.: Альфа, 1993 – ч.1 :1-ый год обучения: ст. группа. – 99 с.
28 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада – В 2 ч. – М.: Альфа, 1993. – ч.2:Второй год обучения: подг. группа. – 84 с.
29. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учетиля – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
Источник