Развитие мышления у ребенка посредством развития речи

Развитие мышления у ребенка посредством развития речи thumbnail

Развитие мышления и речи

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Таблица для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Источник

Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности

Речевая деятельность

как средство развития памяти и мышления дошкольников

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Речевая деятельность дошкольников.

3. Память и мышление как психические процессы.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

1. Актуальность проблемы.

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути.Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали,что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал,что они видят следующие причины:

Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

Отрицательное влияние телевидения;

Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;

В поставленных речевыхзадачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);

Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.

Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;

Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;

Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.

Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.

2. Речевая деятельность дошкольников.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю.Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.

3. Память и мышление как психические процессы.

Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.

Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.

ПАМЯТЬ

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Мышление — высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.

Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.

1. «Запомни фразы»

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз,представив себе соответствующую картинку:

кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.

2. Следующий приём «Мультфильм».

Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке.Получится ли у вас:

Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.

Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом.Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.

Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.

3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику.Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем,что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.

В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например,беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:

Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?

А это схема для составления рассказа о профессиях:

Таким образом,использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.

• Облегчение процесса заучивание стихотворений.

Развитие у детей основных психических процессов.

• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.

Приёмы развития мышления:

1. Игра «Объяснялки»

Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.

Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?

2. Исключение лишнего.

«Лишняя игрушка»

Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.

Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Дети посовещавшись, называют «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.

В старшем дошкольномвозрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.

3. Составление предложений

Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.

Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

4. Игра «Опиши предмет».

Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Сказка о стуле

«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове,малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»

«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»

«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно

сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. — восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя

игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».

5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы…Давайте вместе попробуем это сделать:

ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье»можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».

Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.

Источник