Развитие мышления у норм ребенка

Развитие мышления у норм ребенка thumbnail

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так,
предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни.
Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими
малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и
предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти
действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет
трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы
развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный,
    который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей
    от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный,
    который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для
    детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический,
    поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели
    ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное
мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип
мышления

Когда малышу
исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми
активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление,
наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое
мышление

В пятилетнем
возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию,
дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни,
дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом
мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от
несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен
другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление
(креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на
развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление
активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям
и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия,
экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного
мышления у дошкольника

Для развития
образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К
примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой
изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это
могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели,
транспорт.

Другой хороший
вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно
представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на
иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно
предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно
разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным
признакам. 

Развитие логического
мышления у детей дошкольного возраста

Для развития
логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных
материалов.

Хороши такие
устные игры как:

  • «Сочиняем
    сказку»

В этой игре
взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да
    и нет»

Игра с
наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет».
Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом
упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба…
(зима);

белка – дупло,
медведь… (берлога) и т.д.

С
использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Читайте также: «Игры на развитие мелкой моторики у детей»

Развитие творческого
мышления

Творческое
мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами.
Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти
    в кляксе знакомые образы,
  • из
    нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на
    разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать,
    что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать
    с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие
пространственного мышления

Для того,
чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать
пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со
    спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с
    чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти
    клад, следуя плану,
  • упражнение
    «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и
    дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с
    закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе
    бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического
мышления

Умение мыслить
критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому
развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок
должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя
личностное отношение.

Нужно научить
детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те,
которые требуют полного ответа.

В детском саду
часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой –
свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за
конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет.
Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять
действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной
теме.

Хорошим
упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К
примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на
сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного
мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное
мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание
нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать
возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор,
упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия
по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи
педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея
развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме.
Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях.
Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по
замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму,
предложенному педагогом.

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на
развитие мыслительных операций

Большое
значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно
благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая
игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь
сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать,
развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в
предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и
прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть
с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них
одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной
из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет
другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время
игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение
доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только
старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по
категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний
прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой
для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно
предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка,
тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать,
стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться
анализировать. 

Анализ

Для детей
важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое
существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок
ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к
продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру,
растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей
анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих
частей.

Для развития
анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают
несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди
карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом.
Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая
картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть
с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок
выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких
мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно
объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не
может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз
операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в
одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать,
складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение
«Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать
предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит.
Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание
должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок
может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить
правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства
предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду
ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития
умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить
сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо
помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке,
по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в
младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на
четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры
почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения,
Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Таким образом, мышление развивается у ребенка в соответствии с особенностями возраста.          

Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления.

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.

По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

В своих исследованиях А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и другие подтвердили, что переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.

Рассмотрим процесс развития мышления более подробно. Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами, и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.

Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то, что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.

Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:

1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.

При развитии логического мышления идет процесс формирования внутреннего плана действий. Н.Н. Поддьяков, изучая этот процесс, выделил шесть этапов развития:

1) сначала ребенок с помощью рук манипулирует предметами, решает задачи в наглядно-действенном плане;

2) продолжая манипулировать предметами, ребенок начинает использовать речь, но пока еще только для называния предметов, хотя уже может словесно выразить результат выполненного практического действия;

3) ребенок начинает мысленно оперировать образами. Происходит дифференциация во внутреннем плане конечной и промежуточных целей действия, т. е. он в уме выстраивает план действий и при выполнении начинает рассуждать вслух;

4) задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану;

5) ребенок сначала продумывает план решения задачи, мысленно представляет этот процесс и только потом приступает к его выполнению.                 Цель данного практического действия состоит в подкреплении найденного в уме ответа;

6) задача решается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения, без последующего подкрепления действиями.

Н.Н. Поддьяков сделал следующий вывод: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Такие взаимосвязи приводят:

— во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения,

— во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию,

— в-третьих, к бурному развитию.

Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблеме мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.

Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям:

— во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.

— во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением.

— в-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.

Источник