Развитие мышления ребенка в раннем возрасте
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Источник
Кубасова М.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №17 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Развитие мышления детей раннего возраста
Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием — малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных — внутренних — форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.
Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами — нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство — не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий — на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки — пирамидки, кубики, матрешки — как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.
В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия — зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.
На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый — «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки — элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.
В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками — пирамидками, кубиками, картинками, — развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.
ВКЛАДЫШИ
Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия.
Самое первое соотносящее действие -вкладывание одного предмета в другой. Уже в конце первого года жизни ребенок с удовольствием достает из коробки или мешочка игрушки. Сначала он предпочитает только вытаскивать и разбрасывать их. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится любимым занятием. Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.
Более сложным представляется действие со специальными игрушками — вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей — это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.
Сначала можно предложить всего два-три предмета. Взрослый ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? -спрашивает взрослый. — Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! {Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.
Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается (до четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.
Одна из любимых детских игр — раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например, миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой — побольше, в маленький -поменьше.
Вариант игры с вкладышами. Постройка башенки. Педагог ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот какая башенка получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно возникнет желание самому принять участие в строительстве. Только так, на практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.
Источник
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Три основных вида мышления: предметно-действенное(илинаглядно-действенное),наглядно-образноеиабстрактное.
— предметно-действенное мышление— мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах — значит действовать, манипулировать с ними);
— наглядно-образное мышление, которое необходимо опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);
— абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).
Мышление ребенка раннего возраста
Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.
Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.
Развитие мышления детей дошкольного возраста
В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.
Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно — родовое понятие, другое — обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным.
Общая характеристика развития мышления в раннем и дошкольном возрасте.
На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления — использование готовых связей между предметами, лежащими на поверхности, для достижения цели (например, притягивание простынки, на которой лежит игрушка). На протяжении раннего возраста ребенок все шире использует подобные готовые связи. Однако под воздействием взрослых он учится и устанавливать связи. Это, во-первых, выполнение знакомых соотносящих действий и, во-вторых, совершение совершенно новых действий — орудийных, где ребенок начинает постигать связи между предметом-целью и предметом-орудием. Переход от использования готовых связей к их установлению — важная сторона в развитии детского мышления. На начальном этапе установление новых связей, их проверка происходит путем практических проб, при помощи внешних ориентировочных действий. Но эти действия отличаются от тех, которые служат основой для формирования действий восприятия: они направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов (пробы, как известно, там тоже могут иметь место), а на отыскивание связей, на их установление между предметами и действиями, дающими возможность получить определенный результат (достать при помощи стула игрушку, которая находится высоко на полке; дотянуться при помощи палки до мяча, который закатился и т. д.). Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий, называется наглядно-действенное. Внешние ориентировочные действия служат исходной основой для образования внутренних, психических действий. Так, познакомившись с использованием палки в одной ситуации, ребенок догадывается применить ее в аналогичной ситуации, но реально пробы он не использует, так как уже в уме решает ход действия. В данном случае ребенок действует на основе образов, которые сформировались в недрах практического, наглядно-действенного мышления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, это наглядно-образное мышление. Дети раннего возраста на основе образного мышления решают простые задачи, а более сложные задачи либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. При решении практических задач, в том числе и на основе образов, ребенок постепенно начинает активно включать речь как сопровождающую, так и фиксирующую, В иногда и планирующую.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений — мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщения создает, прежде всего, предметная деятельность, а затем и усвоение слова. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия (палка, ложка, совок и т. д.). Ребенок, усвоив способ действия с помощью того или иного орудия, пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач (палка используется для сталкивания чего-то, для подтягивания чего-то и т. д.). Постепенно ребенок начинает находить общие признаки в разных предметах с точки зрения их функционального применения, что позволяет ему использовать один предмет в качестве другого. Это свидетельствует о зарождении знаковой (или символической) функции сознания (использование сачка вместо палки или палочки вместо ложки для кормления куклы и т. д.). Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Ребенок начинает думать словами. Когда действие начинает выполняться без предмета (образно) или с предметом, который является заместителем, оно превращается в изображение, обозначение реального действия. Однако особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны — развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания, с другой, — пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь в дошкольном возрасте эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.
Образное мышление — основной вид мышления ребенка-дошкольника. Однако младшие дошкольники решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата — перемещение предмета, его использование или изменение. В среднем дошкольном возрасте при решении как простых, так и более сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. У ребенка начинает складываться и более высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое, где ребенок не создает связи, не устанавливает их, а выявляет и учитывает их при решении задачи: понимание разного рода схематических гоображений, схематическое создание ребенком рисунка, где отражена связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Использование различных схем и моделей, которые в наглядной форме отражают различные (в том числе и абстрактные) отношения между объектами, позволяет ребенку решать в образном плане очень широкий круг интеллектуальных задач.
Один из видов связей, которые ребенок постепенно постигает, — это отношение причины и следствия. Дети 3-х лет могут постичь зависимости, состоящие в каком-либо внешнем воздействии (столик толкнули — он упал). Более старшие дети постигают более внутренние зависимости (столик упал, потому что у него одна ножка; столик упал, потому что у него одна ножка, много краев, он тяжелый и т. д.). Таким образом, ребенок постепенно начинает понимать логические связи, причинные зависимости, а затем и объяснять их, рассуждать по поводу той или иной проблемной ситуации. Однако, как показывают исследования (А. В. Запорожец, Г. И. Минская и др.), опыт, накопленный ребенком при решении задач, данных в наглядно-действенном плане, его способность решать задачи на уровне образного и словесного мышления зависят от степени сформированности более высоких тапов ориентировочно-исследовательской деятельности. Так, задачи предлагаемые ребенку в наглядно-действенном плане, могут быть решены на основе разных форм ориентировочной деятельности — от более простых (использование большого количества хаотичных и целевых проб) до более высоких (минимальное количество целевых проб или только зрительная ориентировка). Когда ребенок действует на основе только зрительной ориентировки — он готов к решению задач на основе образного мышления. Большую роль в этой деятельности играет включение речи в этот процесс, что в дальнейшем позволяет ребенку решать задачи в словесном плане. Детя старшего дошкольного возраста все успешнее начинают ориентироваться в заданиях словесного-логического содержания, которое функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий, логических связей.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5344 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник