Развитие мышления ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Источник
Светлана Степаненко
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление— психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и от-ношениях. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек проникает в глубь вещей, познаёт разнообразные зависимости между явлениями и их закономерностями. Развитие мышления у ребёнка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью. И. М. Сеченов показал, ранние формы мышления возникают на основе мускульно- суставного чувств. Это практическое (действенное мышление)— решение задачи путём практического действия на первом году жизни средством ознакомления с вещами. Ощупывая их и манипулируя игрушками, ребёнок узнаёт свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет всё более разумно и успешно. Действия полуторогодовалого ребёнка имеют ориентировочно-пробовательный характер. Если решаемая задача (посильная) поставлена перед детьми в речевой форме в форме вопроса, его практические пробовательные действия при-обретают исследовательский, нацеленный характер- дети накапливают опыт обращения с вещами и спешно применяют рациональные способы действия с ними. Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребёнка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребёнок встречается с разными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребёнок ищет скамеечку, подставляет её к шкафу, и влезая, достаёт игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных за-дач, ребёнок делает шаг вперёд по пути развития мышления. С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребёнка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям чувственно воспринимаемых вещей. Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребёнка. Он может относить слова «мяч», «машина», к любым мячам, машинам, поскольку встречается со многими аналогичными предметами. Но словом «папа» обозначает только своего отца, «шубка»— только мамино меховое пальто, поскольку других аналогичных объектов в его опыте ещё не было. Такое различие уровня обобщений встречается на втором и частично на третьем году жизни. Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а за-тем в сравнении цветов, величин, удаленности, формы предметов. Операция сравнение доступна только человеку. Сравнение требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребёнка к решению задачи — к новым знаниям. На основе сравнения однородных предметов разных видов, размеров, расцветок путём отвлечения и обобщения характерных для всех них черт, ребёнок к концу третьего года научается обобщать. Двухлетние дети могут объединять разные предметы лишь по общему признаку цвета или по мате-риалу, например к резиновой рыбке подбирать резинового попугая. Словесное мышление проявляется у детей старшего преддошкольного возраста не только в операции сравнения, но и в виде единичных, примитивных суждений и умозаключений. Они имеют ещё свёрнутую форму, поэтому в них не всегда легко увидеть мыслительную активность ребёнка.
Дошкольный возраст. Мышление и действие.
У детей в этом возрасте всё ещё играет значительную роль действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Ребёнок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Пример: предлагая детям 3-6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне «сад, полянка, комната» картинку, починить испортившуюся игрушку, исследователи сделали выводы: *младшие дошкольники (3-4лет) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Не видя в действительности пространственных связей и грубо нарушая их, дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами, а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребёнок удовлетворённо заключает, что у него получилась хорошая картинка. Конкретную данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают после завершения действия.
*у детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы её решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Расставляя фигурки на фоне, девочка говорит: «Этот дядя пришёл домой, а эта тётя его встречает…. Нет, она тут готовит обед, а он ещё не пришёл. Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. *у детей старшего дошкольного возраста (6-7л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везёт тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После та-кого решения, найденного в уме, ребёнок быстро располагает фигурки на определённом фоне. Психологи в ряде исследований доказали, что 4-летние дети пытаются найти причину явлений, которые ему понятны и доступны действенному решению. Получив игрушку, которая ломается, 3, 4-летние дети обычно не ищут причины поломки. Они пытаются восстановить действие игрушки прямым путём: трясут, стучат об стол и делают множество беспорядочных действий. 5,6-летние рассматривают игрушку, пробуют задвигать или вытягивать штифтики, поворачивать колёсики, пытаясь найти причину бездействия игрушки. Более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые не приступая к манипуляциям, осматривают игрушку и при-бегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. В дошкольном возрасте продолжается развитие наглядно-действенной формы мышления. Оно не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень.
Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на пред-ставления и образы. С некоторыми предметами он встречается часто и многообразно действуя с ними, рано выделяет их разные качества. С другими предметами он встречается реже и более односторонне познаёт их. Образы этих вещей долго сохраняют слитность и конкретность. Оперирование такими образами придаёт мышлению маленького ребёнка конкретно-образный характер. Это подтверждают детские суждения: Нина(4г. 2м, увидев у девочки очки, спрашивает: «Почему эта девочка-бабушка? «Характерной чертой такой образности является синкретизм. По случайным признакам и чертам дошкольник узнаёт тот или другой предмет. Синкретизм, по мнению Ж. Пиаже, — качество мышления, оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребёнок мыслит слитными, нерасчленёнными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа. Путём соединения наиболее броских частей.
Мышление и речь. Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. Понятие- это обобщённое отражение целой группы однородных предметов, имеющих общие существенные признаки. Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Это сложный процесс отношений мышления и языка. Если двухлетнего ребёнка спросить, что такое вилка? Карандаш? Он укажет на конкретный предмет. Пятилетние дети способны выделить признак в предмете, который приобрёл для них наибольшее значение. Это назначение предмета, то как он используется человеком. Поэтому пятилетние дети отвечают: карандаш, чтобы писать, вилка, чтобы есть. Более старшие дети описывают предмет, называя внешние при-знаки без всякого порядка: «Кукла — это голова, руки, ноги, волосы», «Лошадь – это голова, спина, хвост и четыре ноги по углам». Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесён к группе: «Лошадь – это животное», «Кукла-это игрушка», «Вилка-это посуда». Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребёнок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления. Правильно группировать предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее слово-термин: транспорт, посуда и т. д. Моральные понятия, названия которых дети слышат в раннем детстве («честность», «храбрость», они привязывают к конкретным поступкам определённых людей: «Честный-это который, если что взял без спросу, сам скажет».
Ребёнок 3-5 лет может делать правильные выводы путём индуктивных и дедуктивных умозаключений. В таз с водой опускались последовательно различные предметы: спичка, гвоздик, булавка,пробка, дощечка. Прежде чем опустить предмет в воду, у ребёнка спрашивали, поплывёт этот предмет или нет. Дети сначала лишь гадали и их предположения часто оказывались неправильными. Но постепенно дети начина-ли выделять признаки, которые, по их мнению, были либо существенны для плаву-чести предмета, либо вели к тому, что предмет тонул, многие выделили величину предмета, но проверка на практике показала,что гвоздик хоть и маленький, всё равно тонет, а большой коробок держится на воде. Постепенно дети пришли к выводу: всё деревянное плавает, а железное тонет. Это индуктивное заключение. Отсюда они легко сделали вывод дедуктивного порядка: деревянный ящичек, хотя и большой, всё равно поплывёт, а плоская металлическая коробочка утонет, но она держалась на воде. Так на практике выяснили соотношение площади, веса и объёма плавающего тела. После 3 лет резко возрастает количество и многообразие вопросов. У дошкольника возникает желание узнать неизвестное, он ищет и пытается понять это неизвестное. Вопросы- это форма активного общения со взрослыми. Трёхлетние дети, часто даже не выслушав ответа, убегают или получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Познавательный характер вопросы приобретают позже. Пятилетние дети стремятся открыть то, что не видят. Ребёнок пяти-, семилетнего возраста ждёт ответа, выражает сомнение, возражает. Старшие дошкольники уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, вступают в спор. Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не только отдельной операцией, но и общим способом умственной деятельности. Мыслительный процесс включает три обязательных звена: синтез 1-первичный (восприятие задачи как целого,анализ (дробление задачи на части, выделение её условий, данных, синтез- 2 вторичный (решение, новое пони-мание всей задачи). Мыслительный процесс у маленького ребёнка движется от син-теза1 прямо к синтезу 2. Анализ сводится у дошкольников к вычленению какого-то одного. Часто совершенно случайного признака предмета или условия. Проведённые исследования и педагогическая практика раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления. Наиболее отчётливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей между предметами и явлениями. Раньше других ребёнок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, их значение. Развитие мышления ребёнка- дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребёнка играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение- необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольников.
Источник