Развитие мышления ребенка в изобразительной деятельности

Елена Родионова
Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком.

Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Поэтому была разработана программа «Палитра красок» .Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала. Занятия построены таким образом, чтобы как дети, так и педагог имели возможность выбрать приемлемые способы изобразительно-выразительных средств.

Дополнительная образовательная программа «Палитра красок» рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 5 до 7 лет и является интегрированным курсом, который включает в себя игровую деятельность и три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Данная программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 30 -35 минут.

Целью программы является – развитие наглядно – действенного и образно – логического, изобразительно – творческого мышления старших дошкольников посредством игры и изобразительной деятельности.

Для наиболее эффективного освоения программы используются: игровые технологии (ПидкасистыйТ. И, РепкинаВ. В,) в дошкольный период. Их использование включено в программу, поскольку в процессе ролевых игр воспитанник знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки и культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Технология проблемного обучения решает задачу создания условий, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

При реализации программы используются следующие формы организации деятельности детей (по способу объединения детей): фронтальное, индивидуальное, индивидуализированное.

Особенностью содержания данного года обучения является чередование на каждом занятии видов деятельности, отраженных в разделах. Это обусловлено возрастными особенностями детей 5–7 лет и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1 занятие – 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат. Так к первому типу мы относим занятия, на которых сами демонстрировали образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей, а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.

Второй тип занятий реализовывался в темах: «Мир глазами ребенка», «Путешествие в рисовандию» ,«Унылая пора» (рисование по мокрому слою, «Несуществующее животное», «Портрет моего папы» (лепка в технике барельеф, «У лукоморья дуб зеленый» (ниткопись, рисование клеевой кистью) «Рисование на снегу», «Чудесный лес», «Весёлые осьминожки» (печать от руки, рисование манкой), «Необычные рыбы» .

Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у нас была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Изобразительно— творческими были также занятия на темы: «Храбрый петушок» (рисование по представлению, «Крючка, Злючка и Закорючка» (рисование фантазирование по мотивам шуточной песенки, «Живые облака» (аппликация по замыслу) «Путаница-перепутаница» (рисование фантазирование по замыслу, «Пусть одуванчик рисует сам себя» .

Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих мышление и творческое воображение.

Реализация дополнительной образовательной программы «Палитра красок «проходило в детском саду «Красная шапочка». Экспериментом по реализации программы были охвачены 25 ребенка, в возрасте от 5 до 7 лет.

Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние «Жуки на цветочной клумбе», «Прилетайте в гости», «Чайный сервиз».

Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно мы формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, с взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

Мы также старались формировать мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавалось эмоционально-радостное настроение, атмосфера сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а мы в свою очередь побуждали их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, нам сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать краской на снегу из-за их яркости, необычности и оригинальности, тычками, пальцами, ладошками, восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы,многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать штампами» и. д., особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки.

На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании елочки якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать.Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности. Мы не практиковали сравнение детских работ между собой, а старались отмечать индивидуальную манеру выполнения. Этому приему анализа обучали родителей воспитанников.

Кроме этого, регулярно организовывали творческие выставки работ детей. Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и другим педагогам.

Таким образом, изобразительная деятельность – одно из самых нужных и полезных увлечений. Занятия по рисованию, лепке, аппликации отлично развивает моторику рук, способствует развитию детского воображения и фантазии, порождает в малышах новые эмоции, помогает лучше познавать мир. Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Источник

     Проблема воспитания гармонично развитой личности ребенка уже давно поставлена перед обществом. Стремительное развитие науки и техники ставит нас в новые условия развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

     Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями.  При этом на первое место выступает развитие мышления ребенка.

      Изобразительная деятельность является посредником между художественным  и научным постижением мира. Она  служит средством развития различных психических процессов, в том числе и продуктивного мышления.

           Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность,   предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Она представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует, такое определение дается во многих учебниках по психологии.

          Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии). Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт).

 М. Вертгеймер называет это творческим мышлением,  где происходит преобразование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие инсайту,  то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности и продуктивном мышлении.

     Изобразительная деятельность дает возможность раскрыть психологическое содержание индивидуальности, её связь с миром, особенности поведения,  эмоциональное состояние,  личностное развитие.

      Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, искусствоведов, биологов, психологов, педагогов.  

     Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон.

     Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей.

     Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

     Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Х. Пиаже.

     Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов складывающихся у ребенка.

       Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие,  основанное на развитии мышления,  умении наблюдать,  анализировать,  запоминать;  воспитывает волевые качества, творческие способности,  художественный вкус,  воображение,  знакомит с особенностями художественного языка,  развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства,  способствует познанию окружающего мира,  развитию продуктивного мышления и становлению гармонически развитой личности. 

     Исследованиями в области развития мышления занимались многие психологи Урунтаева Г.А., Поддъяков Н.Н., Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Рубинштейн С.Л., Маклаков А.Г. и другие.

     Изобразительная  деятельность является продуктивным видом деятельности по своему содержанию. Этот вид деятельности предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, а также  развитие речи. В ходе творческого процесса, при постановке определенной задачи перед дошкольниками, им необходимо, опираясь на свой опыт и знания, произвести определенные не только практические действия, но и мыслительные операции, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей. В результате каждый получает не похожий на другие конечный продукт своей практической деятельности, который получился после поиска решения поставленной цели. Каждый решает по своему, отражая в конечном продукте и свои решения, и видения, и свои поиски и умозаключения.

     Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе изобразительной деятельности, «конечным продуктом» которого является рисунок,  аппликация или др.  включает в себя многие аспекты психологической , мыслительной и практической деятельности ребенка и активно развивает продуктивное мышление.

     Понятие продуктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения — продуктивное. Продуктивное мышление опирается на анализ и синтез, характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Творческая деятельность способствует развитию воображения и мыслительной деятельности, что приводит к новым знаниям,  умозаключениям и продуктивной деятельности, т.е. получается новый результат, которого еще не было. 

    Большую роль в развитии изобразительной деятельности играет роль воспитателя. От того, какие методы объяснения и преподавания использует воспитатель, насколько он сам увлечен своей деятельностью, зависит развитие не только мышления ребенка, но и всех психический процессов, которые активно развиваются в дошкольном возрасте.

Источник

Светлана Суворина
Консультация для родителей «Развитие элементов логического мышления посредством изобразительной деятельности»

«Развитие элементов логического мышления посредством изобразительной деятельности»

Польза рисования для детей

Рисование – лучшее средство для развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к письму.

Рисование влияет и на умственное развитие детей, способствует расширению запаса знаний, а также влияет на формирование словарного запаса и связной речи. Во время творческих занятий активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга.

Рисование тесно связано и с эмоциями ребёнка. Вы легко определите, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, узнаете, что тревожит его, рад ли он наступившему дню. Кстати, детские психологи очень часто используют детские рисунки, чтобы понять, какие проблемы занимают ребенка.

Занятия рисованием способны разбудить в человеке творческое воображение и фантазию, художественный вкус и чувство гармонии.

Казалось бы, рисование – такое простое занятие, а включает в себя очень много наук, например, математика (можно научить ребенка считать, используя карандаши); геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т. д.); зоология (сколько животных и их характерные признаки можно выучить благодаря фантазии и краскам). Список можно долго продолжать, но, если подытожить – занятия рисованием помогают ребенку познать окружающий мир.

Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.

Рисование учит ребенка организованности и самостоятельности, ведь это целый процесс – от подготовки уголка для рисования до готового рисунка.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется сформированностью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленностью в систему.

Именно дошкольный возраст является продуктивным в формировании логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Проблема состоит в том, что дошкольникам для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа.

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление. Мы в детском саду говорим только о элементах логического мышления.

Одним из видов деятельности, где формируются элементы логического мышления, является рисование. Возможно, изобразительное искусство, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладевают воспитанники, способствует восприятию различных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения дети могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко и в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях. Какие методы использовать при формировании логической составляющей мыслительного процесса у дошкольников, для дальнейшего полноценного развития личности?

Эти вопросы возникают перед педагогом, который в процессе обучения обращается к формированию логического мышления воспитанников.

Формирование логического мышления на занятиях изобразительного искусства происходит при соблюдении ряда условий.

Первым условием формирования логического мышления детей имеет наличие четко обоснованных целей и содержания процесса формирования логического мышления дошкольников.

Вторым условием является учет особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования логического мышления.

Третьим условием формирования логического мышления детей имеет формирование мыслительных операций,таких как:

• выделение свойств предметов,

• сравнение свойств предметов,

• классификация.

Результат успешного формирования логического мышления на занятиях изобразительным искусством напрямую зависит не только от педагогических условий, но и от эффективности применения того или иного метода, тех или иных средств. С моей точки зрения, наиболее эффективны следующие средства формирования логического мышления:

развивающие материалы, способствующие овладением мыслительными операциями и действиями;

задания на формирование логического мышления, формирующие умения логически мыслить.

Задания такие как:

логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т. п.);

— лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);

— нахождение логических связей (например,сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, животное и его пищу);

— исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);

— разделение предметов по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т. д.);

— нахождение предметов (животное, человека) по признакам (например: у Сережи темные волосы и очки);

логический поезд и др.

Создание предметно-развивающей среды в группе необходимое условие в формировании логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительного искусства, где учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которые способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышлениесовершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и кружке дополнительного образования нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму.

Источник