Развитие мышления ребенка средствами триз

Развитие мышления ребенка средствами триз thumbnail

Екатерина Кононова
Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей

Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей

Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ» Родничок» г. Пермь

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. В работе педагога важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки нам, воспитателям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Цель нашей работы: создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, обеспечивающих оптимальное развитие творческого мышления дошкольников. В базисных программах развития ребенка-дошкольника подчеркивается, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому, несформированность процессов творческого мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному мышлению, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, часто оказывается невосполнимой в более позднем возрасте. Сенсорные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – понимает, что именно он слышит, видит, осязает, воспринимает на вкус – тем быстрее он сможет развиваться. Получив ответ на вопрос «Что это?» и «Какое оно?», дети могут представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать качества, систематизировать.

Целью работы с детьми второй младшей группы является накопление сенсорных впечатлений, обогащение сенсорного опыта ребенка. Система прослеживается в подборе игр, упражнений, методов направленных на развитие сенсорных впечатлений.В работе с детьми второй младшей группы мы используем следующие игры: «Каждому свой дом», «Закончи сказку», «Чем был – чем стал», «Придумай нового героя», «Замени героя в сказке», «Поступи иначе», «Измени героя», «Путешествие по волшебной дорожке», «Чудесный мешочек», «Встреча с волшебником», «Один – хорошо, много – плохо», «Перевертыш», «Маятник», «Пинг-понг» (по типу «Наоборот»). В целях оптимизации работы с детьми 4-5 лет нами была создана картотека игр на развитие творческого мышления. 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта. 2. Игры на определение линии развития объекта. 3. Игры на выявление надсистемных связей. 4. Игры на определение подсистемных связей. 5. Игры на объединение над- и подсистемы объекта. 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта. 7. Игры на сравнение систем. 8. Игры на классификацию объекта. 9. Универсальные системные игры.В старшем дошкольном возрасте мы переходим к более сложным формам работы: заучивание стихотворений по схемам, алгоритм составления небылиц, сказок, рассказов, проектной деятельности, модели составления математических загадок. Модель создания текста математических загадок Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. Работа с загадкой дает возможность включения дошкольника в осмысленную деятельность, в творческую исследовательскую активность, в ходе которой он сам может обнаружить новые свойства предметов, приобрести знания самостоятельно. Традиционно на занятиях в дошкольных учреждениях работа с загадками основывается на их отгадывании, Причем, методика не дает рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загадки. Ребенок как бы интуитивно выдает ответ, затрудняясь обосновать его, как и по какому признаку, он сделал подобный вывод. Задача педагога работающего по развивающим программам состоит в создании условий для работы с загадкой. В нашем детском саду мы за основу взяли методику работы с загадкой А. А. Нестеренко («Страна загадок», созданная для детей школьного возраста. Данная методика в адаптированном варианте применима и в работе с дошкольниками. Работая с моделью составления загадок, нам стало интересно – а если попробовать сочинить текст математической загадки.

Работая над этой темой, мы столкнулись с проблемой, как же соединить счет с текстом загадки?Мы поставили перед собой цель: разработать модель составления текста математической загадки на основе счета частей объекта рукотворного мира. В соответствии с поставленной целью,выделены задачи:

1. Создать условия для активизации мышления детей и развитие ассоциативного мышления.

2. Познакомить детей с алгоритмом составления математической загадки с использованием имен признаков.

3. Обучить детей составлению текста математической загадки.На первом этапе своей работы мы использовали игровые упражнения: «Теремок», «Кляксы», «Назови круглое», «Чем похожи, чем отличаются». Эти игровые упражнения были направлены на умения детей сравнивать объекты по разным признакам. На втором этапе работы мы составили опорную таблицу, используя в верхней строке значки имен признаков и записи вопросов, так как дети уже умеют читать. В поле зрения ребенка находится картинка или объект рукотворного мира, о котором составляем математическую загадку.

Название частей

Количество частей

На что похоже?

Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется. У объекта выделяют части (левая сторона таблицы, схематично зарисовываются (символом или первой буквой слова). Количество частей фиксируется во втором столбце (цифрами). В правой части фиксируются ассоциативные сравнения детей (символом рисунком). После заполнения таблицы левый столбец (название частей) закрывается, так как ребенку трудно, когда ясно виден ответ. Если этого не предусмотреть, то дети откажутся от предложенной опоры. Далее важен выбор «удачных» сравнений и связка сравнений в единый текст с помощью количественных числительных (второй столбец).

Пример составления загадки про часы:

Название частей

Количество частей

На что похоже?

Стрелки Циферблат Точки

Спицы, палочки Тарелка, круг Горошины, мошки

Левый столбик закрываем,получаем:

Количество частей

На что похоже?

3 1 60

Спицы, палочки Тарелка, круг Горошины, мошки

Загадка про часы: «На одной тарелке тремя палочками горошины считают». Освоение детьми алгоритма по модели осуществляется многократным повторением, закреплением составления текстов математических загадок.Пример составления загадки про металлофон:

Название частей

Количество частей

На что похоже?

Остов Пластины Палочки

1 16 2

Железная дорога Забор, дощечка Чупа-чупс, мороженое, цветы

Левый столбик закрываем,получаем:

Количество частей

На что похоже?

1 16 2

Железная дорога Забор, дощечка Чупа-чупс, мороженое, цветы

Загадка про металлофон: «Двумя чупа-чупсами на железной дороге по шестнадцати дощечкам стучат». Итогом работы по этой модели является текст математической загадки. В процессе обучения детей составлению математических загадок,мы получили следующие результаты: у детей появился интерес к составлению математических загадок; дети стали более инициативными в выборе сравнительных характеристик для выражения содержания, которое они сообщают; заметно пополнился словарный запас детей. Мы представляем алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.

1. Выбор объекта.

2. Выделение частей, их количества и ассоциативное сравнение с другими объектами.

3. Выбор сравнений.

4. Связка сравнений в единый текст математической загадки, с помощью количественных числительных.

5. Выразительное чтение загадки.

Примеры математических загадок,составленных детьми: Объект Текст математической загадки Очки На двух рожках, два колеса, держатся на одном мостике.

Люстра

Одно яблоко висит на одной дудочке и за один стаканчик держатся.

Портфель

На одной дуге три кармана двумя зубами держатся.

Фортепиано

В одном сундуке с девяносто шестью зубами, леденцы по волосам стучат, два башмака наружу торчат.

Вилка

На одной указке четыре ветки растут.

Бубен

На одной карусели с одним солнышком шесть оладушек звенят.

Зонт

За одну цифру десять кусочков пиццы девятью лапами паучка держатся.

Наш опыт работы использования ТРИЗ-технологиипомог в решении следующих задач: воспитание интереса к собственным открытиям; осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления; привитие умения знать и любить себя;развитие творчества, воображения, любознательности, фантазии; воспитание у ребенка стремления к разнообразной и продуктивной деятельности; развитие у детейспособностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой; развитие чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

Источник

вершинина наталья
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

Детский возраст — период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗопределяются следующие задачи:

• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

• Обучение самостоятельной работе.

• Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовскихзадач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа — учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.

При этом я применяю ряд превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение — увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

— наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

— оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-как уберечь продукты от мышей;

-как не намокнуть под дождем;

-как выгнать лесу из зайкиной избушки;

— как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

-исключение всякой критики;

-поощрение самых невероятных идей;

-большое количество ответов, предложений;

-чужие идеи можно дополнять и улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

3. Метод аналогий

Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.

4. Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).

Работу по М. Ф. О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней группе я реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим воспитателем.

Игровая форма подачи теории дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр,которые использую в своей группе:

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

— Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

— Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня».Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

— Тук-тук. Кто в теремочке живет?

— Это я, лиса. А ты кто?

— А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

— И ты, и я – дикие животные.У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … — все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

— все учебники

— все спички

— ручки

— игрушки и т. д.

Игра «Чем был — чем стал?»

Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло.А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце. » Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя элементы ТРИЗ-педагогики, я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.

Развитие мышления ребенка средствами тризРазвитие мышления ребенка средствами триз

Источник