Развитие мышления ребенка средствами конструктивной деятельности

Валентина Демидович
Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников

Развитие инженерного мышления через конструктивную деятельность

с использованием ИКТ.

Демидович Валентина Викторовна

воспитатель ГДО МОКУ «Лопчинская СОШ»

Мы живём в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, то есть назрела необходимость в инженерных кадрах.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через игровую конструктивную деятельность.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это самая любимая и естественная деятельность детей, которая сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду. Именно игра в первую очередь способствует развитию ребёнка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование из строительного материала и других конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок – дошкольник на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. То есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.

Поэтому мне думается, что первый кирпичик в огромном здании инженерного мышления закладывается ещё в детском саду.

Именно в детском саду, в самом раннем возрасте малыш знакомится с деталями самого простейшего и гениального конструктора: матрёшкой и пирамидкой. Осваивая все способы и варианты игровых действий с этими игрушками, ребёнок переходит к более сложным конструкциям.

Конструктивная деятельность разнообразна и многогранна, её главное достоинство в интегративности познания окружающего мира. У детей, увлекающихся конструированием совершенствуется сенсорно-тактильная и двигательная сфера, быстрее развиваются пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, речь, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

Эти «маленькие Кулибины» часто даже не задумываясь творят чудеса, изобретая свои шедевры там, где взрослый мозг будет долго сомневаться, сверяться со схемой, проверяя на рациональность своё изобретение. Конечно, материально-техническое оснащение детских садов оставляет желать лучшего, но всё же мы, педагоги, не привыкли сидеть и ждать, и находим пути выхода из любого положения. Так одним из путей является тесное сотрудничество с родителями, ведь они самые верные помощники в том, что касается развития их детей. Если нет возможности приобрести какую-либо игру, родители, у которых она имеется, предлагают её детям нашей группы на какое-то время в течение всего года. Так ребёнок – хозяин, приобретает друзей по понравившейся ему игре, учится быть щедрым, а у его сверстников появляется возможность не только познакомиться с технической новинкой, но и проявить свои способности в познании нового.

Таким образом, в нашей группе появился электронный (инновационный образовательный) конструктор «Юный конструктор».Эта игра отличается простым и в тоже время оригинальным способом соединения деталей, множеством понятных схем, и быстрым результатам или отсутствием такового.

Многие схемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. Эта игра, которая тесно соединяет знания о физическом мире, удовольствие от полученного результата и практическую полезность от знакомства с удивительным миром техники. Моих воспитанников просто заворожили возможности этой игры.

Конструирование во ФГОС дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения, преобразования. В составе предметно-развивающей среды нашей группы,в различных центрах находятся: большой и малый классический деревянный конструктор, пластмассовый конструктор из крупных деталей, пластмассовый конструктор «Изобретатель», конструктор «Теремок», конструктор-липучка «Мао», и конечно же «ЛЕГО»-конструктор из крупных и мелких деталей.

Вот уже несколько десятилетий ЛЕГО-конструктор является одной из любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается многими показателями,а именно: визуальная привлекательность (яркий дизайн и многообразие деталей, чистый цвет, техногенность (простота и удобство крепления деталей, возможность дополнения, изменения, придумывания нового; его поли функциональность (игра выполняет как когнитивную, информационную так и коммуникативную функции); учёт возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям раннего возраста (наличие крупных деталей).

Актуальность применения ЛЕГО-технологий обуславливается еёвысокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребёнка. Конструирование по замыслу помогает формировать обобщённые представления о домах, закреплять знания о городском транспорте и правилах дорожного движения, отсчитать количество деталей для постройки моста по схеме. Так после знакомства с видами городского транспорта, дети тут же отреагировали изобретением современного вида мотоциклов. После знакомства с историей возникновения олимпийских игр, в игре появились спортсмены со спортивными снарядами.

В старшем дошкольном возрасте детей интересует всё: от внешнего вида самолёта до строительства моста. Сюжетное конструирование способствует развитию диалогической и монологической речи, например, при драматизации сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». Готовые, созданные детьми ранее постройки можно использовать в играх-театрализациях для настольного театра, которые очень нравятся детям любого возраста. Такие игры благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Постройка ракеты будущего, будет способствовать закреплению знания о первом космонавте Юрии Гагарине. И пусть эта ракета пока похожа на ту, что нарисована на картинках, но при рассказывании о ней, дети – создатели наделяют этот летательный аппарат просто фантастическими космическими свойствами.

Конструированиепо готовой модели способствует усвоению опыта прошлых поколений: по рисункам-схемам, фотографиям. Известно всем, что одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Ведь именно так рождаются гениальные инженеры-конструкторы, знания которых базируются на изучении работы предшественников.

Конструирование как процесс учит детей не только создавать, но и разрушать. Созидание и разрушение окружает нас и в повседневной жизни. Наша задача научить малышей разрушать не агрессивно, а спокойно и последовательно, для обеспечения созидания чего-то нового, более совершенного.

Конструирование, как и любая игра, способствует формированию и коррекции поведения участников процесса, развивает интерес к обучению.

Современное образование и воспитание подрастающего поколения невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. И хотя материально-техническое обеспечение наших дошкольных учреждений не позволяет идти в ногу с появляющимися новинками, а нехватка соответствующего материала для оформления развивающей среды, не позволяет в достаточной мере организовать самостоятельную исследовательскую деятельность воспитанников, но имеющееся оборудование помогает нам в решении многих задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Так наличие компьютера в группе позволяет объединить вокруг себя группу детей для проектной или развивающей деятельности.

В работе с ЛЕГО-конструктором, я использую методику Фешиной Елены Васильевны (Лего-конструирование в детском саду) созданную ей для дошкольников.

Интерактивная доска в нашем учреждении не в полной мере осуществляет свои функции, так как после действий детей нуждается в работе программиста, но используется как проектор для презентации того или иного познавательного материала; для показа слайдов в процессе игры, беседы, чтении художественной литературы; для увеличения изображения схемы, предмета или объекта из книги; даёт возможность показать вид объекта, предмета сверху и сбоку, что значительно расширяет возможности восприятия объекта со всех сторон.

Так показ слайдов используется при конструировании по условиям или образцу, при знакомстве с деталями конструктора или последовательность сборки. Показ видеоролика при знакомстве с новой игрой.

Чтение схем и создание собственного рисунка предмета позволит ребёнку в будущем хорошо ориентироваться в переплетении улиц посёлка и города, в обозначении нахождения собственного дома, детского сада, школы на карте района, квартала, «читать» географические и физические карты России.

Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества навязыванием готовых штампов.

Да, все предметы на свете имеют свою форму, хотя, возможно существует и замечательное «бесформие» — что-то нелепое и непонятное,- непонятное для нас, взрослых… пока непонятное! Но может быть за ним – будущее!

Источник

Татьяна Егорушкина
«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы

Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 года

Опыт работы на тему:

«Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже

Актуальность:

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальная проблема повышения познавательной мотивации и развития элементов инженерного мышления дошкольников через конструктивно-модельную деятельность и техническое творчество.

Цель опыта заключается в создании условий содействующих развитию элементов инженерного мышления старших дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2. Развивать мышление, умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

3. Развивать воображение, внимание, память.

4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Новизна

Новизна опыта заключается во внедрении в образовательный процесс конструктивной деятельности с использованием конструкторов «Знаток» и «ЛЕГО-классик», которая является инструментом для развития элементов инженерного мышления.

Адресность опыта

Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми старшего дошкольного возраста. В форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

С целью выявления знаний детей о различных видах конструкторов была проведена диагностика конструктивно-игровой деятельности ребенка с конструктором, которая показала что в группе у 25% детей низкий уровень конструктивно-игровой деятельности.

Для работы с конструктором, была пополнена предметно-развивающая среда группы: организовано «Конструкторское бюро», расширен ассортимент конструктора ЛЕГО большими и малыми формами, приобретен конструктор «ЛЕГО-классик» и конструктор «Знаток», создана картотека игр, изготовлены схемы-образцы.

Чтобы конструктивная деятельность вызывала у детей интерес, я подобрала содержание, которое доступно их пониманию и связала конструктивную деятельность со знакомством с инженерными специальностями, в соответствии с программой ДОУ «Инженерики». Таким образом, мною был составлен тематический план, который включает в себя занятия с конструкторами «ЛЕГО-классик» и «Знаток».

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте. Поэтому работу с детьми я построила в соответствии с моделью: ребенок — исследователь, ребенок — конструктор, ребенок — мастер, ребенок — творец.

Ребенок – исследователь. На данном этапе ребенок исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно использует опорные схемы, различные символы и знаки. Это происходит в процессе знакомства с конструктором и историей его создания. При знакомстве с конструктором «ЛЕГО-классик» дети не только познакомились с названиями деталей, способами их соединения, но и совершили виртуальную экскурсию в Данию, место, где появились первые кубики ЛЕГО. Знакомясь с конструктором «Знаток» дети узнали историю его создания и то, что с его помощью можно получить знания о электричестве, электротехнике, электроники.

Ребенок – конструктор. На этом этапе идет работа по созданию продукта. Ребенок получает знания о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа посредствам конструирования по образцу, по инструкциям и схемам. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки. Обучая детей чтению схем и инструкций, знакомлю с условными обозначениями, цифровыми кодами деталей. Дети строят по простым схемам и инструкциям, а затем по более сложным.

Ребенок – мастер. Здесь ребенок реализует свой опыт созидания. У ребёнка-мастера появляется своя собственная активная позиция через создание конструкций по заданным условиям, без образца, рисунков, схем и инструкций.

Ребенок – творец. Это созидатель, вершина мастерства: ребенок имеет навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, созидает и творит по замыслу. Конструирование по замыслу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.

Одним из важнейших направлений конструктивно-модельной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Поэтому я провела родительское собрание «Конструирование как средство развития логического мышления детей», консультацию для родителей «Как выбрать конструктор для ребенка», организовала выставки работ для родителей «Маленькие конструкторы», «Детская площадка».

Для создания условий содействующих развитию элементов инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще знакомить их с различными техническими изобретениями и новыми достижениями в мире техники. Воспитанники моей группы стали активными участниками «Фестиваля наук» организованного Карачевским филиалом ОГУ, где познакомились с различными изобретениями, попробовали применить на практике свои творческие и технические способности. А приобщиться к миру робототехники им помогло «Шоу роботов».

Результативность опыта

В процессе работы по данной теме у детей появился высокий интерес к конструктивной деятельности (58% детей имеют высокий уровень развития конструктивно-игровой деятельности). Они научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления. Дошкольники научились работать в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строить и моделировать по схеме.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью конструирования способствует всестороннему развитию детей. Опыт моей работы поможет детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и конструктивную деятельность в школе и поспособствует в дальнейшем выбрать нужную профессию.

Приложение к опыту работы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток»

для детей старшего дошкольного возраста

«КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

Задачи:

• Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».

• Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

• Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.

• Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства.

• Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.

• Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.

Материал и оборудование:

• Ноутбук, проектор, презентация к занятию

• Электронный конструктор «Знаток» — 3 набора, мягкие модули

• Схемы к конструктору

• Аудиозапись

Предварительная работа:

• Виртуальная экскурсия в конструкторское бюро.

• Конструирование из мягких модулей

• Встречи с представителем Карачевского филиала Орловского Государственного университета им. И. С. Тургенева

• Работа со схемами электронного конструктора «Знаток»

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

Звучит звук сигнала SOS.

(1 слайд)

Воспитатель: дети, что это? (Сигнал бедствия, сигнал о помощи). Этот сигнал передает инопланетная космическая станция.

(2 слайд)

(Появляется инопланетянин)

«На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»

(3 слайд)

Воспитатель: А кто такие инженеры-конструкторы? (Это люди, которые придумывают и создают технику)

Инженер— это техники знаток!

Знает он любой станок,

Техникой он управляет,

Механизмы собирает.

(4 слайд)

Воспитатель: Где работают инженеры? (в конструкторское бюро)

(5 слайд)

Воспитатель: Как вы считаете, чем они занимаются в конструкторском бюро? (Они создают в конструкторских бюро модели разной техники)

(6,7,8,9 слайд)

Воспитатель: Как они создают технику? (Инженеры сначала придумывают технику, затем проектируют на бумаге, делают чертежи)

(10 слайд)

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать по этому чертежу, выполненному на компьютере? (шестеренку, мотор, двигатель и т. д.)

(11 слайд)

Воспитатель: Что происходит дальше с чертежами? (Рабочие по чертежам собирают из деталей новую технику (ракету)

(12 слайд)

Воспитатель: Какую работу здесь выполняет инженер? (Инженер ее испытывает, включает, проверяет, как она работает)

(13 слайд)

Воспитатель: У инженеров больше 200 специальностей, какие бывают инженеры? (Есть инженеры-строители, есть инженеры, которые разбираются в работе станков, другие — в работе машин, самолетов и вертолетов, кораблей, в работе электронных приборов, компьютеров, планшетов, телефонов)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете об этой интересной и такой нужной профессии. Попробуем себя в роли инженеров-конструкторов? (да)

Воспитатель: Как мы можем помочь инопланетной станции? Какие у вас предложения? (Дети отвечают: надо полететь на станцию, помочь инопланетянину, починить всю технику и т. д.)

Воспитатель: На чем можно полететь на инопланетную станцию? (На космическом корабле, ракете)

(14 слайд)

Воспитатель: У нас есть чертеж, по которому можно построить ракету. (Рассматривают чертеж. Строят ракету).

(15 слайд)

Воспитатель: Ребята, наша ракета готова к полету. Приготовьтесь. Займите места.

Все на старт! Готовы, дети?

Полетим мы на ракете. (выполняют ходьбу на месте)

Улыбнёмся мы друг другу (улыбаемся)

И быстрей прогоним скуку. (движение руками перед собой)

Тайны космоса узнаем, (смотрим в бинокль, вправо – влево)

Все загадки разгадаем.

Мы летим быстрее света. (ноги на ширине плеч, покачиваем руками

На космической ракете. вправо – влево)

Ярко звёздочки сверкают, (руки поднимаем вверх и, выполняя круговые

В гости всех нас зазывают. движения опускаем вниз)

Все им дружно подмигнём, (сгибание пальцев рук

Точно курс мы свой возьмём. (руки вверх, ладони соединить – над головой)

(16 слайд)

Воспитатель: Внимание дети! Производим стыковку с неуправляемой космической станцией.

(17 слайд)

Ребята, надо перейти на станцию, но там очень темно! Как быть?

Дети: Нужно первым делом восстановить освещение.

Воспитатель: Правильно! А здесь очень жарко! Не исправна система охлаждения! Что же делать?

Дети: Нужно собрать вентилятор.

Воспитатель: Не работают звуковые датчики. Что же делать?

Дети: Нужно собрать звуковую электрическую цепь.

Воспитатель: С помощью чего мы можем все починить? (электронный конструктор «Знаток»).

Воспитатель: В каждом конструкторском бюро есть главные инженеры, а у нас это Егор, Лиза, Егор. Главные инженеры, соберите свою команду, перед вами три схемы (схема «Лампа», схема «Вентилятор», звуковая схема, возьмите по одной схеме и приступайте к работе.

(Дети собирают электрические цепи)

Воспитатель: Главные инженеры, выполнили свои задания? Посмотрим, что получилось у ваших команд?

(Ответы детей)

(18 слайд)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Наш космический друг снова вышел с нами на связь.

(19 слайд)

Звучит голос инопланетянина: «Дорогие ребята, спасибо вам большое, вся электроника работает исправно, станция спасена»

(20 слайд)

Воспитатель: Мы смело можем отправляться домой. Проходите в наш космический корабль. Пристегните ремни. Полетели.

Опустите руки, закройте глаза и представьте, что мы летим в космическом пространстве, мимо ярких созвездий, далеких планет. А вот и наша планета Земля, наша Родина.

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?

Воспитатель: И я горжусь вами, вы сегодня были настоящими инженерами.

Конспект ООД с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Автомобилестроение»

Задачи:

Расширять представления о профессиях связанных с автомобилестроением.

Закреплять знания детьми деталей конструктора лего.

Обогащать словарь словами «автомобильный завод», «конвейер», «тестирование».

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческого

воображения.

Воспитывать доброжелательность, интерес к людям разных специальностей.

Оборудование: проектор, презентация «Автомобильный завод», конструктор лего.

Ход образовательной деятельности:

— Ребята! Вы знаете, что такое экскурсия?

— А вам хотелось бы отправиться на экскурсию и посмотреть, как собирают автомобили?

— Как называют место, где собирают автомобили? (Автомобильный завод)

— Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию на автомобильный завод.

(Показ презентация «Автомобильный завод»)

— Как вы думает, люди, каких профессий работают на автомобильном заводе? (инженеры, проектировщики, рабочие, программисты). Предлагаю вам побыть сегодня работниками автомобильного завода. Вы

будете собирать машины из деталей лего.

— Как будет называться ваша профессия? (Рабочий). А я буду тестировать автомобили, буду принимать готовые машины, которые вы построите. Согласны? (Да.)

— Давайте пройдем на наш завод. Чтобы туда попасть, нужно назвать правильно деталь конструктора Лего. Кто правильно назовет деталь, тот проходит на завод.

(Дети проходят)

— Все правильно назвали детали, молодцы.

(Дети присаживаются за столы и по инструкции строят автомобиль).

— Молодцы! Вы закончили работу. Машины получились прочные, красивые.

— Как вы думаете, почему быстро, красиво, прочно вы построили машины? (Потому что использовали схему)

— Из каких деталей построены машины?

— Что нового вы сегодня узнали?

— Куда бы вам хотелось отправиться на экскурсию в следующий раз?

Эссе «Моё педагогическое кредо».

«Самый счастливый человек тот,

кто дарит счастье наибольшему числу людей».

Д. Дидро

Каждый человек счастлив по-своему. Для одних счастье — это верные друзья, для других увлечение любимым занятием, личная жизнь, для кого-то карьерный рост. А мне посчастливилось быть рядом с нашим будущим — с детьми! Всем известно, что врачам доверяют здоровье людей, а мне доверено всё: жизнь, здоровье, воспитание будущих жителей родного города, нашей страны, планеты Земля.

Мой выбор профессии стал не случайным. Кода я была маленькая и ходила в детский сад, меня ежедневно встречали ласковые, заботливые люди — воспитатели, няни. Они были для меня настоящими добрыми, сказочными Феями. И мне хотелось поскорее стать взрослой, получить образование и вернуться в детский сад, чтобы быть похожей на своих Фей из страны «Детства». Моя мечта осуществилась, я Воспитатель! И этим горжусь!

Окружающий нас мир постоянно меняется, информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности воспитателем. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Вот и для меня непрерывное образование стало потребностью. Ведь деятельность педагога не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят большие изменения. Введение ФГОС — это важный шаг к развитию системы дошкольного образования, который ставит перед педагогами новые цели и задачи, для реализации которых воспитатель должен быть профессионалом высокого уровня. Если до введения ФГОС ДО приоритетом для меня было воспитание ребенка с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас передо мной стоит другая задача: сформировать личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Благодаря курсам повышения квалификации педагогов, ИКТ, использованию в моем детском саду различных форм работы с воспитателями (творческие группы, круглые столы, мастер-классы, презентации) — ФГОС ДО плавно вошел в мою педагогическую деятельность. Я последовательно овладеваю инновационным педагогическим мастерством, учусь работать и жить по новому, выбираю собственную позицию, основываясь на нововведениях, и считаю, что если человек стремиться познать, он движется к цели.

Этому же я учу и своих воспитанников, ведь им предстоит жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому, на мой взгляд, у каждого ребёнка необходимо развивать стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. Мне же позволено судьбою, наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз, уча других, учиться самой. Ведь через мои руки и сердце за тридцать лет моей работы прошли сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдаю частичку своей души, своего сердца! Они все разные, кто-то ходит в школу, кто-то уже совсем взрослый, а есть и такие которые сами стали родителями и вновь пришли в родной детский сад, но уже в качестве мамы или папы. И нет лучшей награды для меня лично, да и для других работников детских садов, чем память, любовь, благодарность твоих воспитанников и их родителей. За долгие годы работы я это хорошо почувствовала и поняла.

Для меня быть воспитателем — это значит жить!

Источник