Развитие мышления ребенка при знакомстве с окружающим миром
Алла Самвильян
Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
«Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром».
По доминирующей деятельности: познавательный,
обучающий.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).
Заявитель: дети средней группы.
Автор проекта:
Воспитатель: Самвильян Алла Митрофановна.
2015 год.
Актуальность проекта.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи.Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.
Процесс познания окружающей природы предполагает решение целого комплекса задач всестороннего развития личности детей. Он не только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к представителям животного и растительного мира. Отсюда вытекает необходимость уделять особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении дошкольников с природой.Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во – первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во – вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.
Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названии, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др., педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желания трудиться в природе, стремления к созиданию.
Перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов в букет и т. д., тогда их усвоение будет идти быстрее и легче.Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.
Проблема:
У детей не достаточно сформировано представление о растительном и животном мире. Дети не могут устанавливать взаимосвязь в природе.
Цель: Помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.
Задачи:
1. Развитие опыта гуманного отношения к растительному и животному миру.
2. Овладение умениями ухода за живыми существами.
3. Формировать у детей мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
4. Совершенствовать у детей элементарные знания об экологии.
5. Воспитывать у детей любовь к природе.
Этапы проекта.
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Подготовительный этап.
1. Изучение методической литературы.
2. Составить перспективное планирование по теме проекта.
3. Подбор наглядно – дидактического материала.
4. Изготовленние пособий для проекта.
5. Продумывание практической,
экспериментальной деятельности.
Основной этап.
1. Занятия с детьми по теме проекта.
2. Наблюдения в природе за растениями и
животными.
3. Практическая и экспериментальная
деятельность детей.
4. Обучение через дидактические,
подвижные, пальчиковые игры.
5. Чтение художественной литературы,
разучивание стихотворений, загадок о
растительном и животном мире.
6. Экскурсии.
7. Продуктивная деятельность.
Заключительный этап.
1. Подвидение итогов проекта.
2. Диагностика знаний, умений и навыков
детей за год по теме проекта.
3. Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат.
На занятиях по ознакомлению с природой, дети получат правильное представление об окружающем мире. Такие занятия, беседы и экспериментирования помогут детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания о животном и растительном мире.
Ознакомление детей с природой является замечательным средством логического развития дошкольников.
Выводы.
1. Одним из средств, всестороннего развития и воспитания детей является ознакомление с природой.
2. Процесс познания окружающей природы затрачивает не только область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к природе.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду определяет основные задачи, содержание и принципы организации работы по ознакомлению детей с природой в соответствии с их возрастными особенностями.
4. В ходе ознакомления расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса к ней.
5. Формами организации работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и на участке, игровая деятельность.
6. Каждая из форм работы предполагает использование педагогом различных методов и приемов.
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром»
Воспитатель
МБДОУ №43 «Дюймовочка»
Самвильян
Алла Митрофановна
РСО-Алания
г. Моздок
2015г.
Источник
Консультация для родителей.
Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».
«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют, как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому следует уделять внимание ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому важно работать над темами – «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».
Работа по ознакомлению с окружающим миром предусматривает использование различных средств и методов. Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. С этой целью необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, рассматривать окружающие предметы. Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь взрослого, имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог и родители должны говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача взрослых состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослых поддерживать любознательность ребёнка организуя наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие — это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Рассмотрим на примере изучения темы «Домашние птицы», как можно организовать работу по развитию речи и речевому творчеству дошкольников.
Дети должны знать:
— понятие «домашние птицы»;
— как называется помещение, где живут домашние птицы;
— чем эти птицы питаются;
— название частей тела, чем оно покрыто, различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки;
— о пользе домашних птиц для человека;
— для чего люди разводят домашних птиц;
Расширение словарного запаса детей:
существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Лексический и грамматический строй речи.
Поиск соответствующих понятий и определений.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Отгадывание загадок о домашних птицах.
Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — …
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Дидактические игры. «Угадай, кто это», «Кто как разговаривает»,
«Узнавание» и т.д.
Упражнение для пальчиков.
Первый, второй — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый — за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе».
Рисование на тему «Домашние птицы».
Придумывание конца к рассказу о домашних птицах.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Источник