Развитие мышления ребенка до поступления в школу
Воспитать настоящего человека
Откуда и как у ребенка появляются трудности в учебе.
Маленький ребенок мыслит наглядно и образно. Чем больше картинок, тем лучше. Для формирования мышления, в школе картинки не нужны. Должны быть схемы с выделенной сутью.
В детских садах, благодаря современным программам, понятийное мышление у детей не формируется. Укрепляется детское, образное, до понятийное мышление.
И когда дети приходят в школу с таким мышлением, то часто не могут выделить – суть, главное. Дети не видят смысл в правилах, не видят причинно-следственные связи, и соответственно им сложно учиться.
Понятийное мышление в начальной школе только закладывается. И если дальше, предметы изучаются в логике науки, то понятийное мышление закрепляется.
Зачем вообще нужно понятийное мышление.
Понятийное мышление способно отражать объективные законы окружающего мира. Понимать суть явления, понимать адекватно причинно-следственные отношения.
Если понятийное мышление сформировано, то человеку во взрослой жизни, легко. Он понимает смысл любого события, и, из-за чего это произошло. Понимает, что будет дальше. Правильно принимает решения. Знает, как поступить, чтобы вписаться в развитие событий, что подправить, или как выйти из этого положения.
- Понятийное мышление формируется только тогда, когда изучаются науки. Потому что любая наука построена по понятийному принципу.
- В основе любой науке, лежат основные понятия, аксиомы, и в зависимости от того какие законы действуют.
- Только человек обладающий понятийным мышлением способен понять правильно любое событие социальной жизни.
Дети ходят в школу чтобы научиться думать
Если изучаются следующие науки: наука биология, наука физика, наука химия – мышлением усваиваются принципы организации научных знаний.
Тогда формируется такая понятийная структура, которая помогает человеку анализировать любые новые знания. В области – экономики, политики, чего угодно, такая методологическая основа важна, для дальнейшего интеллектуального развития.
Мышление формируется только тогда, когда изучают науки.
Если дети изучают школьные предметы в логике науки, мышление формируется, на протяжении нескольких, 5-7 лет, изучения наук.
До школы ребенку не приходится каждый день мыслить. Но после того как ребенок пошел в школу, ему приходиться учиться обобщать информацию, работать с информацией. Сейчас в школе все строится по принципу: заучил – пересказал. Таким путем понятийное мышление у детей даже не начинает формироваться.
Если науки не изучают, а заучивают, и пересказывают, то ничего не формируется.
Сейчас уже предмет история, преподается не как наука, а как набор фактов и последовательных рассказов.
Биология рассказывается не известно, как.
Раньше преподавалась:
- Ботаника – 5 класс
- Зоология 6 – 7 класс
- Анатомия человека – 8 класс
- Общая биология – 9 класс
Благодаря тому как преподавалась Биология, закладывалась естественно — научное мышление. Знания давались хорошие.
Сформировать понятийное мышление можно фактически у всех. Развивать мышление нужно начинать ужев дошкольном возрасте – это сложно, но необходимо.
В школе дети должны думать, а не зубрить и пересказывать.
Читайте также:
Развитие мышления зависит от умения читать
Читаем в начальной школе правильно
Проблемы с математикой в начальной школе
Школьники Дошкольники
Источник
Для многих родителей остается важным вопрос, готов ли ребенок к школе, если ему еще нет полных 7 лет. Это вопрос, конечно, очень индивидуальный и ответ на него зависит от многих факторов.
Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. В предыдущих статьях мы подробно разбирали физическое и психологическое (личностное) развитие ребенка, поступающего в первый класс. Сейчас остановимся более подробно на интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.
К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе главное, пересказать его содержание.
Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным, ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в тетради и т.д.
Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение, классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием. Важный признак интеллектуальной готовности к школе — не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Поэтому не следует при подготовке детей к школе развивать только словесно-логическое мышление.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);
• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);
• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен ориентироваться на плане комнаты);
• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);
• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);
• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);
• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.
Именно интеллектуальному развитию детей, в том числе и при подготовке к школе, посвящены задания и упражнения на сайте «Разумейкин».
Желаем, чтобы учёба стала для ваших детей по-настоящему увлекательным и интересным путешествием в мир знаний и открытий!
Подробнее о физической (физиологической) готовности ребенка к школе, а также о психологической готовности ребенка к школе читайте в наших статьях.
Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:
- развитие внимания, памяти, логики;
- подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
- расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.
Источник
План
1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.
2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.
3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.
4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.
5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.
6. Становление личности ребенка первых лет жизни.
Основные понятия
Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.
Рекомендуемая литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. — С. 56-89.
2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. — 68 с.
3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. — М., 1984. -Т.4. — С. 244-269, 318-340.
4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. — С. 367-376.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. — С. 29-84.
6. Заброцький М.М. Возрастная психология — М., 1998. — С. 27-41.
7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991. — 221 с.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. -С. 75-103.
9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. — 165 с.
10. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1986. — С. 73-261.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). — М., 1960. — С. 93-293.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 151-168,
138-293.
1
Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.
2
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Противоречия возраста | Созревание нервной системы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного) | Ребенок психологически слита с матерью. Единство: «Взрослый Ребенок» | Эмоциональное общение | Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми | Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
2,5мис. — 1 год (новорожденные) | Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. «Взрослый -Ребенок» Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общение для этого недостаточно | Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза | ||||||||
1г. — 3р. (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. «Ребенок познает с помощью взрослого предмет», «Ребенок Ребенок» | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство) | Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным | Вес мозга -1100 г | ||||||||
1 | 2 | +1 1 марта | 1 Апреля | 5 | 6 | ||||||||
3р. — 6р. (дошкольник) | «Ребенок взрослому, как образец для подражания», «Ребенок -Ребенок» | Сюжетно-ролевая игра | Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний | Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры | Вес мозга -1250-1300г | ||||||||
3
Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.
Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.
Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.
Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:
— Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.
— Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.
4
В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в «разговоре» с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.
В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.
Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.
Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.
Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.
В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.
Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.
Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым
(М. Лисина)
Возраст | Период | Форма общения | Потребность ребенка, удовлетворяется в общении |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 6 месяцев | Младенцы | Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления) | Потребность в положительном отношении и внимании |
6 мес. — 3 года | Раннее детство | Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными) | Потребность в сотрудничестве |
3-5 лет | Младший и средний дошкольный возраст | Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения — познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об- | Потребность в уважении взрослого |
1 | 2 | 3 | 4 |
ковки со взрослым — путь к пониманию важных проблем) | |||
4 — 6 лет | Средний и старший дошкольный возраст | Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия) | Потребность во взаимопонимании и сопереживании |
Источник