Развитие мышления ребенка через музыку

Развитие мышления ребенка через музыку thumbnail

Развивать музыкальное мышление ребенка следует начинать, опираясь на «концепцию поэтапного формирования умственных действий».

В этом огромная роль отводится педагогу, музыкальному руководителю, который является безусловным авторитетом для дошкольника, у которого еще не сложилось мировоззрение.

Ребенок с готовностью принимает чужую систему ценностей, активно использует ее в отношениях со сверстниками, родителями и т.д. Только постепенно он выделяет свои личные приоритеты. В период дошкольного детства происходит их формирование и эмоциональное освоение в деятельности. Поэтому так важны правильно расставленные педагогом акценты, способствующие пониманию музыкальных образов и смысла произведений.

Огромную роль в понимании эмоциональной стороны произведения имеет опыт психологических переживаний из личной жизни: радости, огорчения, утраты, потери, разлуки, встречи и др.

На формирование музыкального мышления оказывают влияние:

  • Социально-психологические факторы.
  • Уровень музыкальности (наличие различных видов музыкального слуха: внутреннего, гармонического, полифонического, звуковысотного, мелодического).
  • Уровень развитости внимания (произвольного, постпроизвольного; таких качеств, как объем, избирательность, устойчивость, возможность распределения, переключения).

Структура личности содержит в себе музыкальное мышление и музыкальное восприятие, которые взаимосвязаны, но не тождественны.

Процесс восприятия осуществляется только в момент звучания музыки, музыкальное мышление активно одновременно с восприятием и после него. Можно сказать, что восприятие музыки включает мыслительный процесс, который в свою очередь влияет на восприятие. Известно, как важно развивать у ребенка познавательную деятельность — умение анализировать услышанное, сравнивать, обобщать, находить и понимать связи и отношения между музыкальными звуками, объектами.

Образное мышление позволяет ребенку выйти за пределы обыденного, оперировать представлениями о конкретных предметах, их свойствах, пробуждает ассоциативное мышление, включает образную память. Такая мыслительная работа направлена на сохранение впечатлений от пережитого во время восприятия музыки.

Огромную роль в развитии музыкального мышления через восприятие музыки играет воображение, которое в данном случае рассматривается как психический процесс создания образов, в том числе и звуковых, моделирование ситуаций путем комбинирования элементов из личного опыта.

В момент восприятия музыки развиваются репродуктивное и творческое воображение посредством приемов агглютинации (из частей создания образа), аналогии (определение одинаковых моментов в разных частях музыки), гиперболизации (увеличение, уменьшение или изменение в представлениях), акцентирования (выделение фразы или части произведения), типизации (выделение повторяющихся мотивов в мелодии или частей в произведении.

Для создания образов при восприятии музыки необходимо включение произвольной и непроизвольной памяти, различных ее видов — эмоциональной, образной, логической, кратковременной и долговременной.

Музыка может передать любые эмоции, переживаемые в реальном мире.

Но понимание этих ощущений основано только на опыте ребенка, тех чувствах, которые готовы к пробуждению. Восприятие мелодии ребенком существенно меняется на каждом этапе его взросления. В дошкольном возрасте мелодическое восприятие становится одной из важнейших форм интонационного восприятия, что важно для активного становления музыкального мышления в целом. Музыкальному руководителю необходимо подобрать для слушания репертуар, который поможет ребенку заглянуть в свой внутренний мир, прислушаться к самому себе, понять себя и научиться музыкально мыслить.

Восприятие музыки должно проходить в свободной атмосфере. Педагог предварительно настраивает ребенка на характер произведения, способствуя расслаблению и умению сосредоточиться на звуках. Нужно учить воспринимать музыку не только ушами, но и как бы вдыхать ее аромат, чувствовать ее на языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос… Важно ни на мгновение не отпускать музыку из внимания.

Основой для развития музыкального мышления является сформированность у учащихся представлений о таких понятиях, как средства музыкальной выразительности (темп, тембр, регистр, размер, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент, фактура, форма и др.); тезаурус музыкальных терминов и понятий; возникновение личностно значимого смысла восприятия музыки, который становится возможным, благодаря аналогичности и резонантности семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются, тем самым становятся доступными для сознания. То есть, бессознательное — часть музыкального мышления. Оно подпитывает необходимым психическим материалом все этапы и операции мыслительного процесса, что значимо для конечного результата.

Восприятие музыки предшествует любому другому виду музыкальной деятельности (пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическому движению), присутствует во всех видах музыкальных и музыкально-дидактических игр.

Именно поэтому оно является необходимым средством познания и тесно связано с развитием музыкального мышления, памяти, внимания, воображения. Оно является не пассивным копированием мгновенного воздействия, а «живым» творческим процессом. Восприятие музыки помогает формированию и развитию таких умений, как выявление взаимосвязи ощущений, восприятия и воображения, понимание соотношения объективного и субъективного восприятия, его связи с воображением и памятью, а также таких его характеристик, как осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность, избирательность, константность и т.п.

Музыкальное мышление активизирует внимание, память, воображение.

Кроме того, включает в работу иные виды мышления: конвергентное (логическое, в небольшой степени), последовательное и др. Однонаправленное мышление проявляется в заданиях, предполагающих единственно правильный ответ (например, определить музыкальную форму произведения, узнать название инструмента и т.д.). Мышление интуитивное, ассоциативное проявляются в определении характера музыки.

Включение в работу вышеперечисленных видов мышления способствует формированию умения анализировать (схемы строения произведений), синтезировать (выделить из произведения резонанс отдельного звука, самого высокого или самого низкого), обобщать (найти части произведения с одинаковой динамикой), классифицировать (к какому классу относятся инструменты, исполняющие произведения), давать определения понятиям (о жанрах музыки, народных танцах и др.).

Можно использовать для развития мышления такие задания:

  • проанализировать направление движения мелодии и записать графически;
  • определить, какой инструмент исполняет мелодию в произведении, какие инструменты звучат в аккомпанементе;
  • к какому жанру музыкального искусства относится произведение;
  • какие средства музыкальной выразительности можно выделить в создании образа в данном произведении и др.

Дивергентное мышление считается альтернативным, отступающим от логики. Оно наиболее тесно связано с воображением и однозначно квалифицируется как творческое, порождающее оригинальные идеи, замыслы. Оно предполагает несколько ответов на вопрос, а иногда и множество, и все они будут правильные. Например, о характере произведения. Все его воспринимают по-своему и что бы не сказал ребенок, будет верно. Педагог не должен забывать похвалить ребенка. Это придает ему уверенность, желание продолжать слушать музыку и высказываться о ней, помогает стать более раскованным.

Можно предложить нарисовать детям картины звуков музыки красками, у всех они будут разные и у всех правильные. Развитие дивергентного мышления при восприятии музыки способствует становлению оригинальности, гибкости, беглости (продуктивности) мышления, легкости ассоциирования, сверхчувствительности, эмоциональности и пр.

Кроме того, как непосредственно в момент восприятия музыки ребенком, так и после процесс восприятия (при обсуждении произведения, высказывании детьми своих мыслей о пережитом вместе с музыкой), развивает все виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, и его формы: теоретическое, практическое, произвольное, непроизвольное и др.

Можно с уверенностью сказать, что восприятие музыки является средством развития музыкального мышления.

Оно способствует включению в работу таких видов мышления, как конвергентное, интуитивное, ассоциативное, дивергентное, словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное в теоретических, практических, произвольных и непроизвольных формах. Таким образом, восприятие музыки является одним из мощных средств включения мыслительного процесса дошкольников, что способствует развитию общего интеллекта и личности в целом.

Битус А.

Источник

Формирование ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Я слышу и забываю.

Я вижу и помню долго.

Я делаю и понимаю.

(народная мудрость)

В соответствии с реализацией общеобразовательной программы детского сада перед нами -музыкальными руководителями стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают ассоциативное мышление, речь, творческое воображение. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.

Утверждение о том, что музыка помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта, стало общеизвестно. Практически ни один исследователь, изучающий влияние музыки на личность не обходится без упоминания этого факта. Особенно часто делаются ссылки на математическую природу организации музыкальных звуков (вспоминая Пифагора) и на то, что музыкальный язык – один из самых универсальных языков

Спорить с тем, что музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития, невозможно. Рассмотрим проблему сегодняшнего времени. В силу своей занятости родители перестали читать детям книги, а современные логические игры требуют больших материальных затрат. Поэтому ребёнок очень увлечён телевидением, компьютером, которые никак не задействуют ассоциативное мышление (видит готовую картинку, играет по шаблону) .Именно музыка наиболее перспективное средство . Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. И заложить основы ассоциативного мышления необходимо именно в дошкольном возрасте.

АССОЦИА́ЦИЯ (лат. associatio — «соединение») — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями.

Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Т. Рибо. Р. С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях , авторы многих программ и методик по музыке (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Т. Тютюнникова и др.) опираются на ассоциативность музыки.

Образность, интуиция, ассоциативность, воображение… совокупность этих качеств детской психологии есть не что иное, как удивительный детский творческий механизм познания будущей жизни! Четырехлетние дети лучше всех “схватывают” общую интонацию музыки. Если все это направлять в нужное русло, организовать на должном уровне, то в идеале получим достаточно эффективную технологию музыкального развития ребенка в нем самом! А, следовательно, и ассоциативного мышления. Но, здесь и возникает противоречие между теорией и практикой развития ассоциативного мышления, которая состоит в недостаточно разработанных методах и приемах осмысления материала, отсутствие которых не позволяет сформировать у детей навык построения ассоциаций.

Решение возникшей проблемы мы видим в разработке и использовании таких методов при организации восприятия музыки, которые позволят создать условия для формирования навыка построения ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы с детьми мы сделали вывод, что образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости ребёнка, но и о формировании навыка построения ассоциаций. А ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности. Поэтому одной из главных целей музыкального воспитания считаем формирование ассоциативного мышления.

Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки в старшем дошкольном возрасте основано на следующих возрастных особенностях:

  • внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей;

  • условие развития воображения – включение в деятельность;

  • практически действенный и чувственный анализ преобладает в старшем дошкольном возрасте ;

  • установление ассоциаций является для старших дошкольников естественным процессом.

Все эти возрастные особенности развития используются нами, потому что эмоциональная увлеченность детей процессом слушания развивает их интеллектуальные способности.

Реализуя данную цель , мы стараемся вовлечь детей в различные виды музыкальной деятельности и используем те приемы и методы , которые направленны на развитие ассоциативного мышления.

Ассоциация, являясь объединяющим звеном в психологии психических познавательных процессов, послужила основой для целого ряда методов. Весь спектр приемов был объединен в 4 блока, которые рассмотрены в работе С. Казаковой :

  1. блок умственной ориентировки,

  2. блок аудиального развития,

  3. блок эмоционального развития,

  4. блок творческой направленности.

Первый блок заданий — “Интеллектуальная зарядка”.

В серии заданий на сообразительность и смекалку предлагаем прослушивание музыкальных произведений и выделение общих и различных признаков при их сравнении между собой; выявление логики развития музыкального произведения, наблюдение за ходом мысли композитора; исполнение произведения с изменением его настроения или характера, опираясь на освоенные музыкально-исполнительские средства. Еще один вариант предусматривает прослушивание двух разнохарактерных музыкальных произведений и подбор к ним характеристик-синонимов или сравнений, т. е. ассоциирования качества предмета со схожим качеством другого предмета. Задание усложняем тем, что детям предлагаем сочинить не просто сюжет, а музыкальную сказку по типу “рассказ по цепочке”. Метод “Цепочка” поможет логично построить изложение собственных мыслей. Для развернутого рассказа необходимо не забыть ответить на вопросы “Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?”, хотя иногда достаточно еще более короткой цепочки: “Что? Где? Когда?”.

Второй блок заданий — “Аудиальный контакт”

Задания этого блока развивают внимание и память детей, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение “слушать” и “слышать” музыку. Ставим задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. В своей работе используем метод “Словарь”, который способствует расширению активного словарного запаса дошкольников. Владея словарём эстетических эмоций, мы помогаем ребёнку находить необходимые слова для передачи музыкальных образов.

Третий блок – “Эмоциональный калейдоскоп”

Задания этого блока направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.

Предлагаем прослушать два разнохарактерных произведения, а затем соотнести их с собственным эмоциональным состоянием и выбрать наиболее подходящее своему настроению. При повторном слушании – выразить свое настроение в цвете, линии, элементах орнамента, сравнить собственные переживания с воплощением в музыке и рисунке.

При помощи метода “Фотография” ребёнок при восприятии музыки интуитивно отражает в рисунке созвучные музыке зрительные образы.

Для того чтобы дети наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, мы используем метод пластического интонирования. Реализация метода позволяет детям не только описать музыкальные образы, но и изобразить их с помощью мимики ,жестов и движений.

Четвертый блок заданий — “Творческий марафон”

Задания и игры этого блока развивают умственную гибкость детей, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить свои мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память.

Используем задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование. Развитию тембрового фантазирования детей способствовали задания, в которых было необходимо

  • узнать тембр голоса или инструмента;

  • создать тембровые импровизации на тему природы,

  • сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

  • составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

Таким образом, применение этих методов и приемов, позволяет нам формировать у старших дошкольников ассоциативное мышление.Непосредственно образовательная деятельность « Музыка» способствует развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиска выразительных средств, в других видах искусства, осознание содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.

Источник

Инфоурок

Музыка
›Презентации›Развитие логического мышления на уроках музыки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Развитие логического мышления на уроках музыки МБОУ»Гимназия №2» Фирсова Викт

Описание слайда:

Развитие логического мышления на уроках музыки МБОУ»Гимназия №2» Фирсова Виктория Анатольевна, учитель музыки

2 слайд

Мышление и Логика Мышле́ние — это  познавательная  деятельность  человека. О

Описание слайда:

Мышление и Логика Мышле́ние — это  познавательная  деятельность  человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом  мышления является  мысль  (понятие, смысл, идея). Ло́гика — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» раздел философии,  наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.  Логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.

3 слайд

 Музыкальное мышление ? Чувственный объект.

Описание слайда:

Музыкальное мышление ? Чувственный объект.

4 слайд

Музыкальное мышление ребёнка Восприятие Исполнение Созидание

Описание слайда:

Музыкальное мышление ребёнка Восприятие Исполнение Созидание

5 слайд

 Логическое музыкальное мышление Через искусство импровизации

Описание слайда:

Логическое музыкальное мышление Через искусство импровизации

6 слайд

Задачи: овладеть интонационно-образным языком музыки на основе складывающего

Описание слайда:

Задачи: овладеть интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности; сформировать представления об особенностях устойчивых звукосочетаний (интонаций), побуждения к самостоятельному поиску интонаций вокальных и на инструменте; сформировать представления об особенностях элементов музыкального языка и способности вычленения их в музыкальной деятельности; сформировать представления у учащихся целостной завершенности музыкального построения, анализа формы через сознательное, постепенное сравнение каждого элемента звучания с предыдущим; сформировать способность образного слышания, образного представления смыслового содержания музыкального произведения, проживание самого процесса создания музыкального образа; возбудить у учащихся интерес к самостоятельной музыкально-творческой деятельности посредством инструментальной и вокальной импровизации; обучить умению группового мыслительного взаимодействия в решении художественного замысла.

7 слайд

Методы обучения: моделирование художественно-творческого процесса (организац

Описание слайда:

Методы обучения: моделирование художественно-творческого процесса (организация учителем активно-творческой деятельности учащихся); проблематизации (учителем ставится проблема и совместно с детьми обсуждаются пути ее решения); словесный метод (активизация внимания учащихся посредством словесного введения учителем в проблемную ситуацию).

8 слайд

По способу организации все занятия распределяются на: индивидуальные занятия

Описание слайда:

По способу организации все занятия распределяются на: индивидуальные занятия, организованные с учетом особенностей развития музыкального мышления каждого учащегося. Индивидуальная форма дает возможность выявить особенности музыкально-мыслительной деятельности каждого ученика и его музыкально-слуховых представлений. занятия по работе в паре. Эта форма работы способствует развитию у учащихся навыков совместной музыкально-творческой деятельности. занятия групповой формы работы, где учащиеся работают под руководством учителя. Групповая форма работы активизирует мыслительную деятельность каждого учащегося, формирует умение коллективно размышлять о музыке. коллективные занятия. Эта форма работы дает возможность формировать у каждого учащегося чувство личной ответственности за результат совместной работы

9 слайд

Музыкальное занятие «Спасти королевство» (работа в группах) Королевство «Гру

Описание слайда:

Музыкальное занятие «Спасти королевство» (работа в группах) Королевство «Грубодурия»

10 слайд

Музыкальное занятие «Спасти королевство» (работа в группах) Ожидаемый резуль

Описание слайда:

Музыкальное занятие «Спасти королевство» (работа в группах) Ожидаемый результат: Закрепление знаний о жанровых особенностях песенной, танцевальной и маршевой музыки. Активация мыслительной деятельность каждого учащегося в группе и исполнение своих импровизационных композиций. Организация эмоционально-интеллектуальной деятельности и интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций, характеризующих жанровые особенности посредством инструментальной импровизации, через групповую форму работы.

11 слайд

Ритмическая импровизация 1 группа: Лапти, да лапти, да лапти мои. 2 группа:

Описание слайда:

Ритмическая импровизация 1 группа: Лапти, да лапти, да лапти мои. 2 группа: Эх, лапти, да лапти, да лыковые. 3 группа: Вы не бойтеся, ходите, тятька новые сплетёт.

12 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Развитие мышления ребенка через музыку

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие мышления ребенка через музыку

Курс профессиональной переподготовки

Учитель музыки

Развитие мышления ребенка через музыку

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

Развитие мышления ребенка через музыку

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-668992

Вам будут интересны эти курсы:

Источник