Развитие музыкальных способностей у ребенка
Татьяна Петровна Филимонова
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б. М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей.
1. Ладовое чувство.
2. Музыкально-слуховое представление.
3. Чувство ритма.
Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Научить правильно владеть этим инструментом, идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства – главная задача педагога.
Чтобы обучать дошкольника пению необходимо знать, что объем детского голоса невелик, голосовые связки у малыша тонкие и хрупкие. Поэтому голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
Темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого, поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения до нового вдоха. Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона. У детей 3-4 лет всего 4-5 звуков. В 6-7 лет он расширен до8 звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Мелодии песен необходимо разучивать без текста, на какой-нибудь слог, в этом случае все внимание ребенка сосредоточено на звуковысотной линии. Текст песен нужно разучивать в медленном темпе, чтобы ребенок успел хорошо, правильно проговаривать все слова. Сложные по ритмическому рисунку мелодии необходимо разучивать отдельно, пользуясь жестом руки (вверх, вниз, прохлопывать, затем одновременно прохлопывать и пропевать на какой-либо слог. Во время пения необходимо следить за губами ребенка, они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот. Необходимо учить детей во время пения дышать спокойно, не поднимая плеч, сохраняя воздух в легких до окончания фразы, экономично его расходуя. Для этого надо учить детей дуть на пламя свечи, одуванчик и т. д.
Перед пением необходимо «разогревать» голос ребенка, используя распевки на трех-пяти звуках, пропевая их от разных ступеней лада. Необходимо учить ребенка во время пения правильно держать корпус, при правильном положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроен на процесс пения.
Во время пения в сопровождении инструмента дети учатся слушать себя и контролировать, чтобы голос поющего и звук, издаваемый инструментом, сливался в единое целое.
Прежде чем пропеть звук песни, важно правильно услышать его, точнейшим образом повторить голосом. Это очень важно, ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.
Все дети рождаются с музыкальными способностями, но у одних они более ярко выражены, у других менее ярко. Детям, у которых более ярко выражены музыкальные способности, необходимо больше уделять внимание для того, чтобы их природные данные целенаправленно развивать как можно в более раннем возрасте. Для этих детей была переработана более сложная программа по вокалу.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Данная программа тесно связана с изучением современных методов музыкального развития детей дошкольного возраста и опирается на мой многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях.
Целью программы является развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, метроритмического чувства, обучение детей пению без сопровождения, в сопровождении фортепиано, а также под инструментальную фонограмму, приобретение навыков импровизации, умение слушать и понимать музыку различных стилей и направлений, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста. А также осуществление индивидуального подхода к личности каждого ребенка и формирование у них навыков совместного музицирования.
Принципиальность и новизна предлагаемой программы заключается в том, что работа проводится одновременно с отобранными детьми от 4-7 лет. Учитываются возможности певческого диапазона, ведь эти дети с 4-х лет с расширенным диапазоном, они способны чисто интонировать и пропевать ноты в диапазоне 8-10 звуков.
Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий, и каждое из них имеет обязательные составные части: распевание – основная форма освоения певческой лексики; работа над произведениями.
На индивидуальных занятиях больше идет работа над произведениями, потому что содержание и сложность песни отражает круг интересов ребенка и его возрастные особенности. На групповых занятиях ведется работа над распевками: дети учатся чисто интонировать на одном звуке, правильно выполнять логическое ударение в словах, брать дыхание перед фразами, пропевать гласные в словах, петь протяжно, естественным голосом, без крика, вырабатывать активную артикуляцию.
Осуществляется индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учитываются психофизиологические особенности и осуществляется дифференцированный подход к развитию его певческого голоса. Во время работы со способными детьми необходимо с одной стороны вызывать у детей интерес к пению, а с другой – дать зримый художественный результат творческого процесса в виде публичных выступлений, участие в конкурсах коллектива.
Одним из результатов работы по этой программе стало создание на базе детского сада № 5 подготовительной группы детской эстрадной вокальной студии «Конфетти». В составе студии «Конфетти» в 201 4г. дети стали Лауреатами международных конкурсов «Московское созвездие» (г. Москва, «Петровский парадиз» (г. Санкт-Петербург).
Отличительные черты программы — систематичность, последовательность, поэтапность, распределение материала от простого к сложному, что способствует быстрому и прочному усвоению программы.
При освоении программы в полном объеме, дети лучше подготовлены к обучению музыки в учреждениях дополнительного образования и специальных музыкальных учебных заведениях. Для успеха освоения программы требуется время и конечно регулярные занятия пением.
Пение – искусство столь же сложное, сколь удивительное и прекрасное.
Источник
На чтение 12 мин.
На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.
После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.
Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Дети от рождения музыкальны – важно развивать эти способности
Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.
Виды музыкальных способностей
Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:
- Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
- Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
- Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
Что входит в понятие “музыкальные способности”
Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.
Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды
Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.
В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.
Первые музыкальные игрушки
Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:
- Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
- К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
- Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.
Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.
Средства развития музыкальных способностей
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.
Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов
Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.
Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:
- Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
- Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
- Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
- Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.
Игровое обучение музыке
Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:
- Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
- Занятия, повышающие чувство ритма.
- Игровые тренировки музыкальной памяти.
Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.
Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.
Способы развития ладового чувства
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.
Ладовое чувство – статистика у дошкольников
Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
Что такое ладовое чувство
Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.
Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.
Упражнения для тренировки слухового представления
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.
Слуховые представления – статистика
Примерами упражнений на слуховое представление являются:
- Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
- Определение направления звука и местонахождения его источника.
- Различение голосов.
- Повторение простых мелодий на слух.
Игры на развитие слуха
Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.
Развитие чувства ритма
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.
Чувство ритма у дошкольников – статистика
В качестве примера можно привести следующие упражнения:
- Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
- Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
- Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
- Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
- Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.
Танец также развивает чувство ритма
Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.
Рекомендации по развитию музыкальных способностей для детей разного возраста
Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.
Прослушивание музыки можно начинать еще до года
Малышам в возрасте до одного года рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.
Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.
Ребенок развивается в игре
Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.
Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.
Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.
Первые аккорды
Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.
Пение как основной способ развития музыкальных способностей
Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.
При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.
Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).
Обучение вокалу можно начинать с трех лет
Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.
Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:
- Мини-постановки для родителей с исполнением заученных песен.
- Индивидуальные занятия с малышами, имеющие цель выявить творческий потенциал.
- Проведение праздников с привлечением детей к исполнению маленьких эстрадных номеров.
Методика преподавания музыкальных дисциплин для дошкольников
В различных дошкольных учебных заведениях педагогами разрабатывается множество методов для повышения музыкальных способностей у детей. Выбор того или иного метода зависит от специалиста и программы обучения принятой в учебном заведении.
Формы музыкальных занятий с дошкольниками
Однако большинство преподавателей выделяют основные методы обучения:
- Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для музыкальных школ этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.
- Теоретические (или словесные) занятия проводятся с целью предоставления ученикам информации об истории музыки, разнообразии музыкальных направлений, известных исполнителях. Такие уроки повышают уровень культуры детей и их музыкальный кругозор.
- Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение песен, участие в театрализованных постановках, танцы и игры. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность оттачивать чувство ритма и вокальные навыки.
Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений.
Музыкальное занятие в детском саду
При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.
Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.
ВИДЕО
Источник