Развитие музыкальных способностей ребенка посредством фольклора

Туркина Екатерина Валерьевна
Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Туркина Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель

Разделы: Работа с дошкольниками

___

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по –иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы,оказывается,знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали,рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений — всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

С древних времён люди считали себя частицей природы, наблюдая за ней, осмысливая себя через общение с ней, восхваляли её через песни, обряды,праздники, тем самым накапливалось, создавалось устное народное творчество. В нем отражены народный пот

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности, хочу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Это и послужило выбору темы исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

• Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.

• Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ «Снегирек» традиционной народной культурой.

• Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).

• Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в:

• рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.

• недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.

Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.

Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом наблюдения – психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.

Задачи: рассмотреть, как:

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников

• Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.

• Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.

• Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

В ходе данной работы были использованы следующие методы работы:

• анализ психолого — педагогической литературы,

• индивидуальная беседа,

• наблюдение,

• анализ продуктов детской деятельности.

В своей работе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования:

• Ст. 2 Федерального «Закона об образовании»,

• На Временные требования к содержанию и методы воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, где определены критерии развития ребёнка в музыкальной деятельности:

o развитие у детей творческих способностей

o знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы, где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.

• На Образовательную программу МАДОУ «Снегирек», которая определяет направления и содержание деятельности детского сада:

o возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры;

o развитие потребностей в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона.

Было проведено отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей в течение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из программы «Ладушки». Проанализировав результаты диагностики ребят в начале 2017 года, я отметила у 75% нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону, минимальный диапазон. У 25% ребят отмечалось относительно чистое интонирование, 10% четкая дикция. Только у одного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы.

В своей работе я использовала упражнение для голоса по методике Емельяновой. В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце 2004-20005 учебного года (в мае) при повторной диагностике я отметила снижение низкого результата до 60%, а достаточный поднялся до 40%.

В течение следующего учебного года 2018-2019 учебный год, мы с ребятами продолжали работать по той же методике, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям, много времени на занятии. В конце учебного года диагностика показала, что стало меньше ребят с низким уровнем развития певческого голоса – 35%, зато вырос достаточный результат и составил 65%.

По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Учитывая, что музыкальные способности необходимо развивать и далее, родители продолжают образование детей в Школе искусств и Центрах детского творчества.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:

• напряжение в пении,

• неправильную певческую установку,

• зажатость, не эмоциональность исполнения.

Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для ребят является чистота интонирования. Ребята с фальшивым пением прислушиваются к пению детей чисто интонирующим.

Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритме мелодии.

Условия активизации певческих навыков:

• ребёнок должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание;

• знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;

• повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребёнку. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

Вторичная диагностика по развитию у детей творческих способностей показала, что у детей произошли положительные изменения (по сравнению с данными первичной диагностики) Из 20 детей 15 детей имеют достаточный уровень, что составляет 75 %, 25 % (5 детей) с низким уровнем развития.

Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях я проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения. Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают народной игре и пляске (75 % детей, на втором месте беседы и концертная деятельность (35 % детей, и на третьем месте пение (25 % детей).

Анкетирование родителей показало, что не все понимают преимущество фольклора над эстрадой (58% и 42%,а на вопрос приоритета фольклора на занятиях — мнения разделились поровну (50% на 50%). Отсюда сделала вывод, нужно больше проводить бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

Провела анкетирование детей, посещающих фольклорный кружок «Ладушки». Дети должны были ответить на вопрос: «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка», нужно было выбрать один из трех вариантов ответов: с желанием, без желания, затрудняюсь ответить. Из ответов детей видно, что интерес к кружку повысился.

Таким образом:

• у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

• развивается понимание народной этики и ее роли;

• сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;

• выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

За время обучения дети становятся

• активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам,

• ежегодно принимают участие в смотре – конкурсе «Музыкальное царство» в Центре культуры и искусства и получают дипломы.

Педагогические условия, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

1. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. Основным условием в реализации данной программы является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой, что необходимо для детей всех возрастов, поскольку не даёт ребёнку чувствовать себя некомпетентным в той или иной деятельности.

2. Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М. Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.

3. Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

4. Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

5. Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

6. Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

7. Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по изобразительной деятельности, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога, медицинских работников. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:

• семинары,

• педагогические советы,

• индивидуальные и групповые консультации,

• практикумы (совместные праздники и развлечения,

• круглые столы.

• подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Разработан план мероприятий с педагогами и специалистами. С педагогом по изобразительной деятельности установлен тесный контакт, взаимопомощь в проведении комплексных занятий. После музыкальных занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.

8. Работа с родителями. Успешное развитие детей в МАДОУ невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:

• проводятся индивидуальные беседы, консультации,

• просмотр и участие в праздниках

• школа для родителей «Музыкальная гостиная»

• оформление информационного уголка

• выступления в Центре культуры искусств.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Приложение

Список литературы

1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург,1998.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988

3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И. В. Штанько. ТЦ. 2007

4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С. Л. Козлова., Т. А. Куликова, Москва, Академия. ,2004

5. Загоруля Г. А. ,Мазурик А. М. Путешествие в мир фольклора.

6. Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)1999

7. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

8. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998

9. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

10. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993

11. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

12. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

13. МикляеваН. В. Микляева Ю. В. Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006

14. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И. В. Штанько. ТЦ. 2007

15. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005

16. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

17. Немов Р. С. Психология, М. Владивосток 1999

18. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994

19. Развитие творческой активности, М. Педагогика 1991

20. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998

21. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994

22. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994

23. Тихонова. М. В. Красна изба. С-Петербург. 2000.

4.10.2019

Источник

Екатерина Варфоломеева
Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году.

Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками.

Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками.

Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность.

Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.

Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке.

Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление.

Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучат русские народные песни, частушки, колыбельные песни.

Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «Во кузнице», «Жил у бабушки коток», «По малину в сад пойдем».

Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я.

Все это пригодилось в дальнейшей моей работе.

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка. На занятиях кружка и музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль». и другие. Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы.

Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса.

Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата.

Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего детскогосада в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т.  д. В нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны, которые используются постоянно. Мы также сами изготовили народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — коробочки, колотушку, рубель.

Знакомя детей с  музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Знакомя детей с  музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздниковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предковПеть русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков

А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте.

Обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.

Источник