Развитие музыкальных способностей ребенка дипломная работа

Развитие музыкальных способностей ребенка дипломная работа thumbnail

Дипломная работа

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

по специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников

.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ

.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение №1

Введение

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 — 6 лет.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

1.определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

2.выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

.разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

.предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

1.Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2.Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

.На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность — воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство — один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка — мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.(8)

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка что должен уметь

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.(14)

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой — зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.(45)

Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.(34)

Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отве

Источник

Министерство образования и науки
Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии
детства

Кафедра дошкольной педагогики и
психологии


«Проектирование
использования ритмических упражнений
в развитии музыкальных способностей у
детей старшего дошкольного возраста»

Работу выполнила:

Студентка 551 группы

Попова Марина Константиновна

____________________________

«Допущена к защите в ГАК» Научный
руководитель:

Зав.кафедрой Л.В.Коломийченко

ПЕРМЬ

2014

Оглавление

Введение 2

Глава
1. Теоретические основы развития
музыкальных способностей 6

1.1.
Способности как психолого-педагогическая
категория 6

1.2.
Понятие музыкальности и музыкальных
способностей 11

1.3.
Музыкально-ритмическая деятельность.
Виды музыкально-ритмической деятельности 15

1.4.
Особенности развития музыкальных
способностей у дошкольников 22

1.5.
Значение музыкально-ритмической
деятельности для детей дошкольного
возрасте 26

Выводы 30

Глава
2. Изучение особенностей музыкальных
способностей и чувства ритма детей
старшего дошкольного возраста 32

2.1.
Цель и задачи констатирующего
эксперимента 32

2.2.
Методики проведения констатирующего
эксперимента 32

2.3.
Анализ результатов констатирующего
эксперимента 32

Выводы: 41

Глава
III. Программа развития чувства ритма
детей старшего дошкольного возраста
в музыкально-ритмической деятельности 42

3.1.
Пояснительный записка 42

3.2.
Содержание программы развития чувства
ритма детей старшего дошкольного
возраста в музыкально-ритмической
деятельности 43

3.3.
Результаты работы по развитию чувства
ритма в музыкально-ритмической
деятельности детей старшего возраста 46

Выводы 50

Заключение 52

Библиографический
список 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Введение

Музыкальная деятельность ребенка
напрямую связана с окружающей его
жизнью, представляющей самые широкие
питательные слои для формирования
музыкальности.

Научные исследования педагогов
практиков Н.А. Ветлугиной [7], А.И. Бурениной
[6], О.П. Радыновой [29], К.В. Тарасовой [38]
и многих других, свидетельствует о том,
что развитие музыкальных способностей,
формирование музыкальных основ
музыкальной культуры- т.е. музыкальное
воспитание нужно начинать в дошкольном
возрасте.

«Только развивая эмоции, интересы,
вкусы ребенка, можно приобщить его к
музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст чрезвычайно
важен для дальнейшего овладения
музыкальной культурой. Если в процессе
музыкальной деятельности будет
сформировано музыкально-эстетическое
сознание, это не пройдет бесследно для
последующего развития человека, его
общего духовного становлении»- пишет
Б.М. Теплов.

Решение задачи формирования всесторонне
развитой личности возможно только при
условии гармоничного развития ее
способностей, которое в свою очередь
предполагает системный подход к
воспитанию и образованию подрастающего
поколения. Особое место в этой системе
имеет эстетическое и художественное
образование.

Эстетическое воспитание направлено
на развитие способностей дошкольников
воспринимать, чувствовать и понимать
прекрасное, приобщаясь тем самым к
различным видам художественной
деятельности.

Музыкальное воспитание является одной
из центральных составляющих эстетического
воспитания. Совершенно исключительную
роль оно играет в развитии
ребёнка-дошкольника. Эта роль определяется
спецификой музыки, как вида искусства,
с одной стороны, и особенностями
дошкольного возраста, — а с другой.
«Музыка – искусство прямого и сильного
эмоционального воздействия. Так как в
ней отражены, «опредмечены» человеческие
эмоции. Благодаря этой замечательной
особенности, музыка дает ни с чем ни
сравнимые возможности для развития
эмоциональной сферы человека, в
особенности дошкольном детстве, когда
эмоции являются фактором регуляции
поведения и становления личности как
целостного образования» — Л.С. Выготский.

Читайте также:  Целевые ориентиры развития ребенка дошкольного возраста

Музыкально воспитание является
действенным средством для познавательного
развития ребенка, поскольку музыка
несет в себе огромный мир идей, мыслей,
образов, которые становятся достоянием
ребенка в процессе музыкальной
деятельности.

Дошкольное детство является сензитивым
периодом развития способностей. В
структуре музыкальности ведущее место
занимает ритмическое чувство.

Чувство ритма – способность, лежащая
в основе всех тех проявлений музыкальности,
которые связаны с воспроизведением и
изобретением временных отношений в
музыке [41]. Музыкально-ритмическое
чувство может развиваться только в
процессе музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмическая деятельность
это вид музыкальной деятельности,
основой которого является взаимодействие
музыки и ритмического движения. В
процессе движений под музыку дошкольники
овладевают культурой тела, «языком
движений», происходит совершенствование
движений, появляется их выразительность.

Эти вопросы изучали многие педагоги
и психологи: Б.М. Теплов, К.В. Тарасова,
Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б.В. Асафьев,
В.Н. Шацкий, Н.Я. Брюсова, Т. Бабаджан и
др.

Анализ научной литературы и практики
музыкального воспитания дошкольников
позволил выделить противоречие между
потенциальными возможностями детей в
проявлении музыкальных способностей
и недостаточной их реализации на
практике.

Объект исследования:чувство
ритма и его развитие как основной
способности в структуре музыкальности.

Предмет исследования:
музыкально-ритмическая деятельность
, как средство развития чувства ритма.

Цель исследования:теоретическое
и экспериментальное изучение процесса
развития ритма у детей старшего
дошкольного возраста в музыкально-ритмической
деятельности.

Цель была конкретизирована в задачах:

1.Проанализировать литературу по
проблеме развития чувства ритма у детей
старшего дошкольного возраста;
использование музыкально-ритмической
деятельности в работе с детьми.

2. Подобрать диагностический
инструментарий, направленный на изучение
уровня развития музыкальных способностей
и чувства ритма детей старшего дошкольного
возраста.

3. Изучить уровень сформированности
чувства ритма и музыкальных способностей
с помощью проведения диагностических
заданий.

4. Разработать программу развития
чувства ритма в музыкально-ритмической
деятельности.

5. Апробировать программу и оценить
эффективность музыкально-ритмической
деятельности как средства развития
чувства ритма детей старшего дошкольного
возраста.

Гипотеза исследования:

Музыкально-ритмическая деятельность
может быть эффективным средством
развития чувства ритма при соблюдении
следующих условий:

— дошкольный возраст является сенситивным
периодом формирования чувства ритма;

— если чувство ритма является основной
способностью в структуре музыкальности;

— если музыкально-ритмическая деятельность
является основным средством развития
чувства ритма;

— целенаправленный отбор особых форм,
продуктивных методов и приемов
музыкально-ритмической деятельности,
способствующих эффективному развития
чувства ритма.

Контингент исследования: дети
старшего дошкольного возраста.

Теоретическое значение исследования
заключаются в анализе источников
по данной проблеме, обобщении имеющихся
диагностических методик чувства ритма
и в теоретическом обосновании выбранной
проблемы.

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что разработанная
программа развития чувства ритма детей
старшего дошкольного возраста в
музыкально-ритмической деятельности
может быть рекомендована музыкальному
руководителю в совместной работе с
воспитателем и психологом.

Методологической и теоретической
основой исследования являются подходы
к проблеме развития способностей,
разработанными психологами и педагогами
(Теплов Б.М., Вы готский Л.С.),
психолого-педагогическая теория
деятельности (Рубинштейн С.Л., Шадриков
В.Д.), теория деятельности (Рубинштейн
С.Л.. Шадриков В.Д.), теория музыкального
обучения и воспитания (Ветлугина Н.А.,
Зимина А.Н., Орф.К., Радынова О.П.)

Экспериментальная база: Муниципальное
автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №
5 структурное подразделение «Детский
сад №12». В период с 2013 по 2015 год. В
эксперименте принимали участие 10 детей
старшего дошкольного возраста;
воспитатели; музыкальный руководитель:
психолог.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Татьяна Петровна Филимонова
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б. М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей.

1. Ладовое чувство.

2. Музыкально-слуховое представление.

3. Чувство ритма.

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Научить правильно владеть этим инструментом, идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства – главная задача педагога.

Читайте также:  Чем отличается ребенок кесаренок особенности развития

Чтобы обучать дошкольника пению необходимо знать, что объем детского голоса невелик, голосовые связки у малыша тонкие и хрупкие. Поэтому голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

Темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого, поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения до нового вдоха. Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона. У детей 3-4 лет всего 4-5 звуков. В 6-7 лет он расширен до8 звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Мелодии песен необходимо разучивать без текста, на какой-нибудь слог, в этом случае все внимание ребенка сосредоточено на звуковысотной линии. Текст песен нужно разучивать в медленном темпе, чтобы ребенок успел хорошо, правильно проговаривать все слова. Сложные по ритмическому рисунку мелодии необходимо разучивать отдельно, пользуясь жестом руки (вверх, вниз, прохлопывать, затем одновременно прохлопывать и пропевать на какой-либо слог. Во время пения необходимо следить за губами ребенка, они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот. Необходимо учить детей во время пения дышать спокойно, не поднимая плеч, сохраняя воздух в легких до окончания фразы, экономично его расходуя. Для этого надо учить детей дуть на пламя свечи, одуванчик и т. д.

Перед пением необходимо «разогревать» голос ребенка, используя распевки на трех-пяти звуках, пропевая их от разных ступеней лада. Необходимо учить ребенка во время пения правильно держать корпус, при правильном положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроен на процесс пения.

Во время пения в сопровождении инструмента дети учатся слушать себя и контролировать, чтобы голос поющего и звук, издаваемый инструментом, сливался в единое целое.

Прежде чем пропеть звук песни, важно правильно услышать его, точнейшим образом повторить голосом. Это очень важно, ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

Все дети рождаются с музыкальными способностями, но у одних они более ярко выражены, у других менее ярко. Детям, у которых более ярко выражены музыкальные способности, необходимо больше уделять внимание для того, чтобы их природные данные целенаправленно развивать как можно в более раннем возрасте. Для этих детей была переработана более сложная программа по вокалу.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Данная программа тесно связана с изучением современных методов музыкального развития детей дошкольного возраста и опирается на мой многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях.

Целью программы является развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, метроритмического чувства, обучение детей пению без сопровождения, в сопровождении фортепиано, а также под инструментальную фонограмму, приобретение навыков импровизации, умение слушать и понимать музыку различных стилей и направлений, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста. А также осуществление индивидуального подхода к личности каждого ребенка и формирование у них навыков совместного музицирования.

Принципиальность и новизна предлагаемой программы заключается в том, что работа проводится одновременно с отобранными детьми от 4-7 лет. Учитываются возможности певческого диапазона, ведь эти дети с 4-х лет с расширенным диапазоном, они способны чисто интонировать и пропевать ноты в диапазоне 8-10 звуков.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий, и каждое из них имеет обязательные составные части: распевание – основная форма освоения певческой лексики; работа над произведениями.

На индивидуальных занятиях больше идет работа над произведениями, потому что содержание и сложность песни отражает круг интересов ребенка и его возрастные особенности. На групповых занятиях ведется работа над распевками: дети учатся чисто интонировать на одном звуке, правильно выполнять логическое ударение в словах, брать дыхание перед фразами, пропевать гласные в словах, петь протяжно, естественным голосом, без крика, вырабатывать активную артикуляцию.

Осуществляется индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учитываются психофизиологические особенности и осуществляется дифференцированный подход к развитию его певческого голоса. Во время работы со способными детьми необходимо с одной стороны вызывать у детей интерес к пению, а с другой – дать зримый художественный результат творческого процесса в виде публичных выступлений, участие в конкурсах коллектива.

Одним из результатов работы по этой программе стало создание на базе детского сада № 5 подготовительной группы детской эстрадной вокальной студии «Конфетти». В составе студии «Конфетти» в 201 4г. дети стали Лауреатами международных конкурсов «Московское созвездие» (г. Москва, «Петровский парадиз» (г. Санкт-Петербург).

Отличительные черты программы — систематичность, последовательность, поэтапность, распределение материала от простого к сложному, что способствует быстрому и прочному усвоению программы.

При освоении программы в полном объеме, дети лучше подготовлены к обучению музыки в учреждениях дополнительного образования и специальных музыкальных учебных заведениях. Для успеха освоения программы требуется время и конечно регулярные занятия пением.

Пение – искусство столь же сложное, сколь удивительное и прекрасное.

Источник