Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми thumbnail

Блинкова Анна Анатольевна
Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкально-дидактические игры и пособия являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей. Данные игры и пособия способствуют активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства.

Второй слайд

Цель:

1. Развить музыкальные способности средством музыкально дидактических игр и пособий.

2. Приобщить детей дошкольного возраста к основам музыкального искусства, расширить их музыкальный кругозор.

Третий слайд

Задачи:

1. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, учить уметь различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

3. Развивать музыкально-сенсорные способности, активировать слуховое восприятие детей.

Четвёртый слайд

Различие между музыкально-дидактическими пособиями и играми.

Музыкально-дидактическая игра имеет игровой сюжет, игровое действие правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.

Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяется в основном на музыкальном занятии. Они включают зрительную наглядность: карточки, картинки с передвижными деталями, медиа-файлы.

Пятый слайд

Классификация музыкально-дидактических игр.

К первой относятся игры, которые дают детям представление о характере

музыки (веселая, грустная, музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Во вторую включены игры, цель которых – дать представления о содержании музыки, о музыкальных образах.

Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности.

Шестой слайд

Применение музыкально-дидактических игр и пособий:

1. В процессе пения.

2. В процессе слушания музыки.

3. В процессе ритмических движений.

4. В процессе игры на музыкальных инструментах.

Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

а) обучающей задачи;

б) содержания;

в) правил;

г) игровых действий.

Виды музыкально–дидактических игр:

1. Для развития высотного слуха.

2. На развитие тембрового слуха.

3. На развитие диатонического слуха.

4. На развитие памяти и слуха.

5. На развитие детского творчества.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

В своей работе я применяю следующие игры:

Восмой слайд

Игра «Солнышко и тучка»

Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки.

Девятый слайд

Дидактические материалы:комплект карточек «Солнышко улыбается» «Дождик».

Музыкальный материал: Весёлая музыка и грусная.

Дети, прослушав музыку, показывают карточку «Солнышко улыбается» или «дождик».

Десятый слайд

Игра «Что делает Маша?»

Цель: Развитие у детей способности различать музыку разного характера

Дидактический материал: Карточка «Домик»(большая карточка)и маленькие карточки Маша спит, Маша танцует,Маша плачет,Маша играет

слайд

Ход игры взрослый предлагает детям посмотреть на картинку где нарисован домик Маши а что она там делает вы узнаете сами когда услышите музыку. звучит музыка характеризующая занятие маши После прослушивания музыки дети выбирают карточку соответствующую характеру услышанного произведения. колыбельная моцарт игра клоуны кабалевского танец вокализ рахманинов.

Слайд 11

Музыкально дидактическая игра струнные ударные шумовые музыкальные инструменты (Для более старших клавишные)

• Цель: познакомить со струнными ударными и шумовыми музыкальными инструментами учить классифицировать их группируя на основе общих признаков,развивать образное и логическое мышление внимание и речь.

• Дидактический материал:большие карточка «Белоснежка и гномик» маленькие карточки «Шумовые инструменты», «Ударные инструменты» «Струнные инструменты» «Клавишные инструменты»

• Слайд12

• Воспитатель раздаёт карточки с музыкальными инструментами детям, рисунком вниз. Затем ведущий рассказывает сказку про гномика и Белоснежку и предлагает помочь гномику определить где и какие инструменты шумовые ударные струнные или клавишные (дополнительно)

Слайд 15

Игра «Музыкальный домик»

Цель: научить детей различать жанры музыки песню (грустную, весёлую, марш, танец.

Дети, сидя на стульчиках, и смотрят видео-игру: на экране показаны домик и четыре окошка. Звучит музыка:

1. Колыбельная: открывается окошко с рисунком спящего ребёнка, звучит музыка. Дети отвечают на вопросы педагога.

2. Песня «Раз ладошка, два ладошка»: открывается окошко с поющей девочкой. Дети отвечают на вопросы педагога.

3. Марш: открывается окошко с шагающими солдатами. Дети отвечают на вопросы педагога.

Слад16

Музыкально дидактическая игра «Птица и птенчики»

Цель: научить детей различать высокие и низкие звуки

Дидактический материал:большая не цветная картинка и три маленькие цветные разрезанные картинки музыкальный инструмент.

Слайд 17

Ход игры

Взрослый даёт двум детям чёрно-белые картинки, напоминает игрокам голос птицы (нажимает нижнюю клавишу) и голоса птенчиков (нажимает верхнюю клавишу). Ведущий берёт картинку и поворачивает к себе, нажимает на клавишу и спрашивает: «Кто поёт птица или птенчик?». После правильного ответа дети получают карточку и закрывают ею часть изображения большой карточки.

Слайд 18 игра «угадай настороение Алёнки»

Цель: развитие у детей внимания, умения различать эмоциональный настрой речи и передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.

Дидактический материал: карточки с мимикой (страх, удивление, радость, печаль, злость).

Слайд 19

Ход игры

. Водящему ребёнку взрослый показывает мимическую картинку (страх, удивление, радость, печаль, злость и т. д.) ребёнок встаёт в центр Дети двигаются по кругу, напевая песенку. Последние две строчки поёт ребёнок водящий показывая эмоцию с картинки обращается к тому, кого выберет из круга. Партнер должен отгадать эмоцию с картинки. Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, который отгадывает. Водящий меняется, игра продолжается с использованием другими мимическими картинками.

По кружочку я иду дети поют идя по кругу

И песенку пою

Ну, а ты не зевай,

Настроенье угадай дети останавливаются

.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, поёт водящий ребёнок.

Настроенье угадай. Говорит с мимикой

Слайд 20

В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки.

Источник

Нагорнова Татьяна
Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА»

Автор: Нагорнова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Читайте также:  Центр развития ребенка в алматы алмалинский район

Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

Неоценимую помощь в решении задач развития музыкальных способностей детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся для детей своеобразным стимулом петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

В своей работе с детьми младшего возраста особое место отвожу формированию музыкально-сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте звуков используются озвученные игрушки: петушки, большой и маленький; кошка и котёнок; кукла большая и маленькая, большой и маленький колокольчики. Такие игры-упражнения на различение высоты звука способствуют тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре «Определи,кто поёт» ребёнок, на карточке у которого изображён котёнок, мяукает высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз — зайка прыгает. В музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» дети определяют, что делает Кукла.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

— усложнение задач и способов познавательной деятельности;

— обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;

— изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого использую такие игры, как «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).

Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка с помощью импровизированных движений передают характер музыки.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения.

Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей. Например, в игре «Кто по лесу идет?» дети шести лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передавать движением того или иного персонажа. Игры «Песня — танец – марш», «Чей марш?», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.

Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактичекие игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют развитию творческих способностей.

Источник

Оксана Кривцова
Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»

Мастер-класс

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника»

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкально — дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на музыкальных инструментах

• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально — дидактических играх.

• убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.

• Научить изготовлять музыкальный инструмент своими руками.

Материально-техническая база: музыкальный зал: интерактивная доска (проектор, детские музыкальные шумовые инструменты, музыкально – дидактическая игры.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия:

По ФГОС дошкольного образования обучение в жизнь ребенка дошкольного возраста входит через игру.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Применение музыкальных игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.

Вашему вниманию я хочу предложить

Муз. рук:

Музыкально — дидактическую игру «Ножки и ладошки» Она очень нравится детям. Попробуйте прохлопать и протопать ритм все вместе по этим картинкам!

Муз. рук:

В ходе этой игры развивается чувство ансамбля.

Читайте также:  Развитие ребенка год и четыре месяца видео

Дорогостоящие инструменты с успехом можно заменить, самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами. И сейчас мы озвучим, сказку.

Я раздам музыкальные инструменты: пакет – ёжик, заяц бежит – стучим по барабану, дятел – игра на ложках, сова – натягиваем ткань и лягушки – проводим молоточком по ксилофону, и шлепаем ладонями по ногам

«ЗАЯЦ В ЛЕСУ»

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) ёжик

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО) заяц

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ) дятел

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО) заяц

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) сова

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО) заяц

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца — и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) лягушки

Тут заяц остановился и говорит:

— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) заяц

Муз. рук:

А теперь хочу предложить вам самостоятельно изготовить маракас.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»

Процесс изготовления шумового инструмента «МАРАКАСА»

Маракас — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев Таино, маракас — разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук.

Необходимые материалы:

яйцо «киндер-сюрприз», фасоль (наполнитель,

пластиковые ложки (2 штуки, изолента (2 цвета) и ножницы

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

1. Ножницами подрезать третью часть ложки…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

2. Немного фасоли в яйцо…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

3. Соединяем ложки, закрепляем изолентой…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

4. Получилась «рогаточка»

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

5. Украсить ручку будущего маракаса…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

6. Зажать яйцо между двух ложек…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

7. Закрепить конструкцию…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

8. Украсить конструкцию…

Получился маракас…

Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

Шумит и гремит хорошо!

Такие маракасы (погремушки) можно использую на занятиях, утренниках. Дети с ними играют, поют и пляшут.

Сейчас мы продемонстрируем, игру на наших инструментах

Двигательное упражнение с маракасом:

«Танец с погремушкой» Е. Железнова

Рефлексия.

Муз. рук.:

Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время, а также в эти игры могут играть дома родители с детьми.

Уважаемые коллеги, мне бы хотелось узнать ваше мнение об эффективности использования музыкально — дидактических игр в практической деятельности.

Спасибо за внимание!

Источник

Васильева Татьяна Викторовна
«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»

«Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкальных способностей детей»

Исполнитель: Васильева Т. В.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

г. Вышний Волочек Тверской обл.

Цель:

Развитие и формирование у детей музыкальных способностей.

Задачи:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально ритмических движений.

4. Формировать певческие голоса детей, развивать музыкальные способности, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет музыка. Советский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Детство невозможно без музыки, как не возможно без игры и сказки». Она открывает для детей мир добра, света и красоты.

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции», — эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основы в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют, все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Поэтому я взяла именно эту тему. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально ритмических движений и даже в области слушания музыки.

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинаю проводить с трехлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся» музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального восприятия.

Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Музыкально – дидактические игры используемые в процессе пения, помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его да конца фразы. Диана К. очень любит петь, и на музыкальных занятиях после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» — все смотрят на Диану. Использование музыкально- дидактической игры «Музыкальный телефон» дало возможность научить самостоятельно петь малоактивных, застенчивых, робких детей (Вадик К., Настя К.) . Она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом они старались подражать Диане, за основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Диана. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок» которую провожу в разных вариантах:

а) дети определяют вступительню песню по вступлению, запеву, припеву;

б) узнают песню по музыкальной фразе;

в) узнают песню, сыгранную на металлофоне.

Распевки на музыкальных занятиях имеют большое значение в развитии у детей слуха, ритма, поэтому в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Иллюстрации «Музыкального букваря» увеличиваю и использую в качестве демонстрационного материала. Они дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности. Самые простые игровые приемы по развитию музыкального слуха я использую в работе с детьми трехлетнего возраста. Например: прослушав попевку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху, и показать на картинке. Если он определяет правильно, все хлопают. В игре «где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте. Дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И при повторении малыши твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок – высоким. Для определения звуков по высоте используют такой прием: малыши слушают мелодии, характеризующие любимые игрушки – медведя, зайчика, птичку.

Читайте также:  Задержка в психомоторном развитии ребенка

Дети определяют музыку и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, а птичку на верхнюю). Такая игровая форма задания дает возможность детям научится определять низкие, средние и высокие звуки. В среднем возрасте задания усложняю. Они уже исполняют ритмический рисунок на одном звуке музыкального инструмента (погремушке, бубне, музыкальном молоточке). Дети с большим удовольствием играют в игру (на развитие чувства ритма) «Прогулка» и четко выполняют задания: «Вот мы спускаемся по лестнице» (медленно ударяют по ладони, «А теперь побежали» (частыми ударами передают бег, «Пошел дождь маленький» (резкие удары, «А потом начался ливень (ударяют быстро и ритмично) .

В старших группах провожу более разнообразную работу по различию звуков по высоте и

длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, длительность. Попевку «Бубенчики» использую в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаю карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (красный – низкий колокольчик, желтый – средний, зеленый – высокий). Когда на инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточки с красным колокольчиком и так далее. Для развития ритмического чувства использую музыкальные инструменты (погремушки, угольники, бубны, маракасы). Начинаю с прошедших мелодии на одном звуке. Например, прибаутка «Андрей-воробей». Вначале разучиваем слова и мелодию. А затем уже передаем ритмический рисунок. Попевки, прибаутки использую в таких дидактических играх как:»Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и другие…

Большую помощь в работе оказывает фланелеграф с изображением нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни; определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз). Его использую в музыкально-дидактической игре «Узнай песенку».

В процессе слушания музыки, для того что бы дети лучше понимали музыкальные произведения, могли сопоставить музыкальные образы, я опять использую музыкально-дидактические игры. Применения их дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего возраста использую игрушки, который могут «двигаться», что способствует лучшему восприятию и запоминанию. Например» в «Чудесный мешочек» прячу игрушки, которые пришли в гости на занятие. Если слушаем «Зайчик» Старокадомского (зайчика, «Медвежата» М. Красева (мишку, а когда дети узнают мелодии, достаю игрушки. Они здороваются с детьми, зайка играет на барабане, мишка танцует. Такая форма обучения очень нравится детям, и они активно включаются в разговор с игрушками. Постепенно, благодаря играм, дети узнают знакомые произведения: танец, колыбельную, марш. Различают их части (вступление, запев, припев, фраза). Например, в пьесе «Детская полька» М. Глинки дети различают три её части (1 и 2 одинаковые). Для определения формы музыкальных произведений использую музыкально-дидактическую игру «Бабочки на лугу» (в первой части – летают и кружатся, во 2 0 садятся на цветок). Для закрепления пройденного материала по слушанию музыки в старших группах использую музыкально-дидактическую игру «найди иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по содержанию. Например: после прослушивания «Детской польки» М. Глинки Андрюша Д. выбрал иллюстрация с танцующими детьми, а Софья С. Яркую куклу в нарядном платье, прослушав «Новую куклу» П. И. Чайковского. Игру «Музыкальная шкатулка» использую для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях.

В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями русских и советских композиторов М. Глинки, П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и др.

В нашем центре имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомлю детей на музыкальных занятиях. Часто использую музыкально-дидактическую игру «Кто больше?». Детям показываю портрет П. И. Чайковского и предлагаю назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ получают фишку. Побеждает тот. кто получит большее число фишек. В музыкально-дидактической игре, «Какая музыка дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеон, скрипки, флейты, арфы и др.) . Число играющих зависит от количества раздаточного материала, то есть карточек, рисунков, которые изображают вокальную и инструментальную музыку. Эту игру провожу, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного ответа всей группы раздаю карточки с изображением определенного вида музыки и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них в музыкально-дидактических играх использую разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием воспитатель надевает на руку куклу-бибабо (петрушку, зайчика, петушка и т. д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой или мишкой детям интереснее выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева ил плясать под д. н. мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми и этого вносит элемент занимательности. В музыкальных занятиях с малышами тщательно продумываю весь ход проведения музыкально-ритмических движений. А внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий повышает активность детей.

Если малышей характеризует подражательность, то деятельность старших отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Активно развивать и обогащать двигательную реакцию в этом возрасте им помогают музыкально-дидактические игры. В игре «Кто из лесу вышел?» дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и д. р., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку и т. д.

Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания музыкального произведения. Например, звучит мелодия не знакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Наташа Р. Говорит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело» – и пошла по залу с подскоками. А Миша В. Придумал интересный ритмический рисунок хлопками. Один за другим дети включились в танец. Для детей старшего возраста мы часто используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Прослушивание грамзапи