Развитие музыкальности у ребенка в средней группе

Валентина Владимирова
Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст — это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже в этом возрасте приобретённый сравнительно устойчивый внутренний мир позволяет использовать педагогические методы, направленные не только на развитие музыкальности, но и на развитие начальных основ музыкальной культуры. Это обусловлено тем, что музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех психологических качеств личности ребёнка

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается необычайным разнообразием динамичностью. Ключевые направления этого процесса связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самостоятельно обобщать уже имеющийся эмпирический (чувственный) опыт, анализировать новые ситуации и находить пути решения различных задач.

Важным для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: является ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – образования, среды и т. д. От ответа

на этот вопрос во многом зависит стратегия педагогических действий, связанных с музыкальным развитием ребенка.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплов выявляет природную основу способностей – задатки. В психологическом контексте проблема способностей и их задатков первоначально была разработана С. Л. Рубинштейном в 30-х годах XX века. «Исходные природные различия между людьми, писал ученый, — является различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности… Значение врожденных задатков для разных способностей различно» [3, 56]. Определяя взаимосвязь задатков и способностей, Б. М.Теплов писал: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические способности человека, а эти последние по самому существу дела не могут врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения» [2, 533].

Музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям. В месте с тем психологи отмечают опосредованную зависимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность непосредственно и эмоционально откликаясь на нее,выражающаяся:

— в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

— в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;

— в улавливании линия развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку и,проявляющаяся:

— в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; сюжету игры;

— в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

— в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильной долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста,которая выражается:

— в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

— в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

— в способности дать вербальную характеристику музыке;

— в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Дети 4-5лет уже имеют достаточный музыкальный опыт,благодаря деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько не меняется.По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется возможность самостоятельно искать выразительные средства передачи художественного образа. Также активно используются наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес и эмоциональное отношение к деятельности, активность [1].

Дети среднего дошкольного возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня, начинают высказывать свое отношение к нему.

Дети 4-5 лет уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы.Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог могут и умеют петь выразительно и красиво, постоянно работать над чистотой интонации и звукообразованием. При этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми.При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия; произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

Самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста уже может проявляться. Они начинают движения после вступления, меняют их в зависимости от формы (двух или трехчастной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий); выполняют движения согласованно, соблюдая заданный темп; передают игровые и танцевальные художественные образы; двигаются по кругу.

Обучая музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Это позволяет учитывать возможности каждого ребенка и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни нужно учить инсценировать несложные песни, музыкальные сказки, импровизировать пляски. Для развития

Их творческого потенциала необходимы определенные условия: навыки и умения исполнять разнообразные движения, их повторения и закрепление; наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики, которая вызывает желание проявлять свою творческую активность в различных ситуациях.

Обучение на детских музыкальных инструментах происходит систематически на занятиях и в повседневной жизни.Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента); постановка корпуса, рук; освоение основных приемов звукоизвлечения; разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко. При этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя – в той или иной степени – участвую плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар,который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий, а умения вырабатываются в процессе специальных упражнений. Необходимо инструментах.

Таким образом, дети 4-5 лет могут высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество собственного пения; у них уже есть любимые произведения; они проявляют самостоятельность при исполнении песен и танцев; узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

2. Способин, И. В. Музыкальная форма: учебник / И. В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1978.

Источник

ирина степанова
Развитие музыкальности у ребёнка

Доклад выступления на педагогическом совете

«Развитие музыкальности у ребенка».

Музыкальный руководитель:

Степанова И. Б.

Музыкальность — чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках природы их интонацию, высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.

Но ребенку не приходится проходить заново весь путь развития музыкальной культуры, как об этом говорят представители биогенетической теории психического развития. Взрослые четко выделяют тот объем музыкальных знаний, который может быть усвоен ребенком и знакомят его с уже выработанными приемами музыкального исполнительства.

Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребенок или не музыкален, еще широко бытует в семье и, что особенно плохо, в детском саду. В результате опрометчивых выводов взрослых, многие дети мало приобщаются к музыкальному искусству, к миру прекрасного.

Музыкальность — это комплекс способностей. Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, а у других — отзывчивость на музыку; часто наличие абсолютного слуха сопровождается “туповатость” восприятие более сложных музыкальных образов, и, наоборот, слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду не преследует цели ранней профессиональной подготовки. Его задача — обогатить личность ребенка, “раскрыть окно” в мир музыкальных звуков.

Психологи, педагоги, музыковеды ведут исследования проблемы музыкальности. Существуют многочисленные попытки дать определение этого понятия, указать основные признаки музыкальности и их взаимосвязь. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. В первой трети ХХ века в буржуазной психологии видное место занимала так называемая гештальтпсихология, которая утверждала, что любое психическое явление исключительно целостно и его составные части не подлежат отдельному рассмотрению. Известный немецкий ученый Г. Ревеш, изучая понятие музыкальности, объяснял ее как единое, целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. В противовес этому представители “психологии элементов” скрупулезно изучали психические проявления, рассматривая их изолированно, поэлементно. Так, в известном исследовании К. Сишора приведена классификация многочисленных музыкальных способностей, которая, с точки зрения многих зарубежных ученых, дает картину структуры музыкальности и помогает изучить ее у детей путем применения тестов.

Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог В. Н. Мясищев указывает на известный схематизм приведенной классификации и подчеркивает социальную обусловленность музыкальности. В. Н.Мясищев пишет: “. Изучение музыкальных способностей позволяет нам считать существенными те элементарные приемы исследования слуха, которые предложены Сишорой, но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной деятельности. Решающим же является музыкальность, т. е. такая реактивность, при которой музыка существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и побудительной силой, определяющей как поведение, так и деятельность, так и отдельные реакции человека.

Известный специалист в области фортепианной музыки Л. А. Баренбойм в одной из своих ранних работ (“Фортепианная педагогика”) выделяет основные музыкальные способности: Звуковысотный звук и музыкальный ритм. Звуковысотный звук включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух (проявляется у детей очень рано) — это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Гармонический слух развивается позже. В состав музыкальности входит также абсолютный и относительный слух. Последний имеет особое значение и поддается почти безграничному развитию. Не менее важен и внутренний слух. В узком смысле слова он понимается, как способность представлять речь произведения, без внешнего его звучания, в широком смысле слова — как способность “внутренне” слышать художественный образ произведения.

В более поздней работе Л. А.Баренбойм писал: “Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в виду музыкально-ретмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить — понять музыку, и. способность свободно в ней ориентироваться и свободно с нею обращаться. ”.

Наиболее развернуто обосновал свою точку зрения на проблему музыкального развития ребенка психолог Б. М. Теплов. В своей книге “Психология музыкальных способностей” (1961) он показал разнообразные и динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между музыкальной деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.

Музыкальность по Теплову — “тот компонент музыкальной одаренности, которой необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности”.

Б. М. Теплов выделил следующие три основные музыкальные способности:

• ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;

• произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодии. Это уже один из компонентов музыкального слуха, который лежит в основе гармонического слуха. Если он достигает высокого уровня, то можно говорить о “внутреннем слухе”. Указанная способность лежит в основе музыкальной памяти и воображения;

музыкально-ритмическое чувство. Это способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Она лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Краткий обзор специальной литературы позволяет выявить современные тенденции в определении понятия “музыкальность”.

Следующая тенденция — показать прямую связь и зависимость развития природных музыкальных способностей от организации музыкальной деятельности. По Теплову, музыкальность — комплекс способностей, необходимых для любой музыкальной деятельности. Но разнообразие видов этой деятельности позволяет способностям формироваться особо успешно. Наглядным примером служит ритмика, занимаясь которой дети упражняются в развитии чувства музыкального ритма и его воспроизведения.Аналогичный пример: правильно организованные занятия пением всегда ведут к развитию звуковысотного слуха, ладового чувства. Не случайно педагоги иногда применяют термин “певческий слух”, характеризующий слушание и исправление неточных певческих интонаций.

Наконец, еще одна тенденция в современной теории — рассматривать музыкальность как определенную структуру, в которой не просто обозначаются отдельные способности, а устанавливаются их тесные взаимосвязи. Эти способности дополняют друг друга, иногда компенсируют.

Например, Б. М. Теплов говорил, что на основе слуховых представлений звуковысотного движения мелодии формируется и гармонический слух, а в дальнейшем — более тонкий “внутренний слух”, что, в свою очередь, стимулирует развитие музыкальной памяти и воображения.

В какой же мере все эти положения применимы к характеристике музыкальности детей дошкольного возраста?

Можно предположить, что принципиально они едины для всех возрастов. Ведь почти все авторы опираются в своих доказательствах на анализ материалов музыкального развития ребенка. Однако возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер их деятельности побуждают развитие соответствующих способностей. Устанавливается определенная последовательность музыкального развития ребенка.

Таким образом, музыкальность детей — это комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. У ребенка, как и у взрослого, главными показателями музыкальности выступают эмоциональный отклик на музыку и слух.

Эти способности проявляются очень рано. Уже в первые месяцы жизни малыш весело оживленно реагирует на пение взрослых плясовой мелодии. Монотонная же колыбельная песня успокаивает ребенка, и он затихает и сосредоточенно прислушивается к ее звукам.

Также ученые обнаружили методом выработки условного рефлекса, что дети очень рано различают звуки по высоте. Оказывается, уже на третьем месяце жизни они отличают крайние звуки интервала октавы. А к семи месяцам многие дети способны различать тон и даже полутон. Б. М. Теплов рассматривает этот факт как блестящее доказательство больших возможностей ребенка в области сенсорных способностей.

Эти два основных показателя музыкальности детей в дальнейшем играют уже меньшую роль, так как на их основе формируются более сложные способности.

Как уже отмечалось, психологи называют три основные музыкальные способности ребенка: ладовое чувство, слуховые представления, отражающие звуковысотные отношения, и музыкально-ритмическое чувство (Б. М. Теплов).

В музыкальной деятельности эти способности проявляются в зависимости от возрастных психических особенностей ребенка. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыкального произведения длительное время носит смутный и нерасчлененный характер. Лишь позднее развивается способность различать мажор-минор. В то же время слуховые представления высотных соотношений музыкальных звуков особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки.

Источник