Развитие музыкальности ребенка на занятиях хореографией в дши

Развитие музыкальности ребенка на занятиях хореографией в дши thumbnail

Конспект открытого урока

«Развитие музыкальности у учащихся хореографического отделения Школы искусств»

(первый год обучения)

Преподаватель: Воробьева Ольга Николаевна

Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать чувство ритма;

  • учить слушать и слышать музыку;

  • способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;

  • прививать учащимся культуру общения между собой.

Развивающие:

  • формирование хореографических навыков и умений;

  • развитие гармонического слуха;

  • развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

  • расширение музыкального кругозора обучающихся

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие музыки, содержания текста;

  • воспитание интереса к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

  • наглядный (слуховой и зрительный)

  • словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения)

Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе исполнения танцевальных движений

  • сопоставление музыкального исполнения, танцевальных движений по характеру движений

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение урока:

  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом баян (фортепиано);

  • аудио и видео аппаратура;

  • фонограммы;

  • флэш карта, CD-диск;

Форма работы: групповая, парная, игровая

Структура урока:

Организационный момент.

Краткая беседа с учащимися об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации. Преподаватель отмечает присутствующих в журнале. Приветствие – поклон. Объявление темы и цели урока.

Разминка по кругу:разогрев всех групп мышц

Регулярное выполнение упражнений позволит:

  • закрепить необходимые физические рефлексы;

  • сконцентрировать творческое внимание;

  • пробудить творческую фантазию.

Обратить внимание детей на:

  • признаки неправильного исполнения движений — постановка рук (несобранная кисть), корпуса (осанка), зажим мышц;

  • признаки правильного исполнения – корпус подтянут, но не зажат, движения выполняются естественно.

Упражнения на середине класса: повторить танцевальные упражнения и движения, все виды выученных шагов, закрепить навык перестроения по рисунку танца.

Основная часть: музыкально — ритмические этюды, упражнения на развитие музыкальности, музыкально-ритмические игры

Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, поклон.

Подведение итогов.

Содержание урока:

Организационный момент:

Организованный вход детей в класс, приветствие — поклон, объявление темы и цели урока.

Разминка на середине зала:

-марш с носка

-танцевальные шаги на полу пальцах и пятках

-подскоки

-танцевальный бег

-галоп лицом и спиной в круг

Основная часть: танцевальные элементы русского танца:

-раскрывание и закрывание рук:

-перетопы тройные

— с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад

— «девичий ход» с переступаниями

-«припадание в сторону по 3-й свободной позиции

-«гармошка»

-перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям)

-бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах

— подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя

-ковырялочка» с двойным притопом, с тройным притопом

-«ключ» простой (с переступаниями).

Игра-ритмика (танцы, игры по кругу под чтение стихов развивают у детей слух, чувство ритма, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве)

Заключительная часть:

Выстраиваемся в полукруг: обратить внимание – во время движения классу занимать всю площадь зала, не сталкиваясь друг с другом, уметь направлять взгляд в тоску 1. Шаг должен быть четким, но в тоже время степенным.

Подведение итогов. Отметить работу каждого учащегося.

Поклон.

В заключении занятия, предложить домашнее задание: прослушать полюбившиеся песни, продумать их эмоциональную выразительность в жесте, мимике.

Список литературы

Барышникова Т. Азбука хореографии. — М., 1999.

Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие. — Кемерово, 1998.

Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. -М., 2002. — 120с.

Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. — Ч.1. — 112 с.

Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. — Ч.2. — 104 с.

Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. — 272 с. + вкл. Литература

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К.

Голейзовский. — М.: Искусство, 1964

Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики /

М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987

Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. — М., 1967 — Ч.1.

Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. — М.,

1976

Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. — М.: ГИТИС,

1992

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Метроритм:

1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, затем на карточках найти ритмические имена друг друга;

2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;

3) игра «Эхо» — прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей;

4) прохлопывание ритма стихов, например:

Шел, шел без дорог.

Где шел — там и лег.

До весны пролежал,

А потом побежал.

Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком —

Пусть лакают языком.

Потому что кошки не едят из ложки

5) прохлопывание небольших музыкальных произведений на 24, 34, 44.

Паузы:

Игра «Здравствуй, друг». Дети стоят по кругу, в руках одного -игрушка. Звучит музыка, воспитанники передают игрушку по кругу. Музыка прекращается — игрушка «замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит снова — игрушка двигается по кругу.

Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще можно вводить изменение темпа в музыке, следовательно, дети передают игрушку быстрее или медленнее — развивается умение слышать изменение темпа музыки и в соответствии с ней двигаться.

Сильные и слабые доли:

1) Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую — топаем. То же самое можно использовать для определение размера музыки, начала такта — дети двигаются по кругу под музыку. Во время движения хлопают на сильную долю.

2) Игра «Умный платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного — платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере усвоения — добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали несколько человек.

Музыкальные регистры:

Игра «Кто живет в лесу». Концертмейстером проигрывается три музыкальных фрагмента: 1-й — в высоком регистре — это птички, 2-й — в среднем регистре — это лисы; 3-й — в нижнем — медведи. Далее дети закрывают глаза, а концертмейстер играет ту или другую музыку, а воспитанники отгадывают, кто живет в лесу.

Строение музыкальной фразы:

*»Лужа» — воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, ну, а в центр ее ступлю» — на окончание музыкальной фразы, на слова «ступлю» дети прыгают в центр круга. .

* «Мост» — во время этого упражнения так же развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там — перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок.

* «Снежинки» — под музыку вальса (хорошо подходит «Вальс»/ми минор/ А. Грибоедова) дети кружатся, танцуют как снежинки. На окончание музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу концертмейстер акцентирует окончание фраз замедлением. После того, когда воспитанники хорошо усвоят — играет без замедлений.

Темп:

1) ходьба и бег в разных темпах;

2) выдерживание основного темпа — движение продолжаем при остановке музыки;

3) игра «Солнышко и дождик» — для этой игры можно использовать две разные мелодии, а лучше выбрать одну универсальную, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая — спокойная шаговая — двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лучами солнца. Вторая — быстрая — «Дождик» — бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту дети должны правильно выполнять заданные движения. Игра развивает не только восприятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.

4) игра «День и ночь» — принцип почти такой же, как в предыдущей игре. Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают «День». С приходом «Ночи» все замирают — «спят». Кроме понятия темпа, развития внимания, у воспитанников есть возможность проявить свою фантазию, включить воображение.

Источник

Доклад по теме самообразования: «Особенности

развития музыкальности учащихся

на уроках хореографии средствами

аккомпанемента»

Срок реализации: 2014-2016 гг.

Цель моей работы: научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить; развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа. привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству; развивать их музыкальные способности посредством аккомпанемента; содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами аккомпанемента.

Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор и концертмейстер. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. Признаками музыкальности являются:

  1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.
  2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков
  3. Проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, каждый человек по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыкальность танцовщика слагается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:

  1. умение сознательно воспринимать тему-мелодию;
  2. умение выявить наиболее значимые, выразительные интонации музыкальной темы;
  3. развитое чувство ритма;
  4. способность верно согласовать свои движения с музыкой.

Главный признак музыкальности — способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.

Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова, составляют следующие компоненты:

  1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
  2. Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
  3. Музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова, любая музыкальная деятельность невозможна в принципе. Не основными являются тембровый, динамический, гармонический и абсолютный виды музыкального слуха, а также психомоторика.

Важность развития музыкальности заключается не столько в изучении теоретических основ музыкального языка, сколько в возможно большем общении с музыкой, особенно с музыкой высокого качества, которая посильно для понимания ученика. Повседневные занятие хореографией развивают музыкальность значительно быстрее и полнее, чем изолированное освоение отдельных элементов музыкального языка. Чем талантливее композитор, тем более ярко, глубоко и своеобразно говорит он о явлениях жизни языком музыки. Поэтому подбор репертуара концертмейстером, на котором происходит развитие музыкального чувства, имеет чрезвычайно важное значение. Как и во всех случаях, доступность понимания и постепенность усложнения репертуара является существенным моментом развития музыкальности. Важно, чтобы музыка всегда была понятной и вызывала определенные представления, образы действительности. Тогда музыкальные мысли произведения не являются чужеродными, а превращаются в своеобразный язык танца. Если музыка не вызывает определенных образов, представлений, не говорит о переживаниях, она становится для танцора мертвой, непонятной.

Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера хореографической лексики, задач различных частей урока и соответствия с возрастными особенностями учащихся.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:

  1. Квадратность. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: ¾, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.
  2. Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как Adagio, tendus, Rond de jambe, par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus — необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
  3. Наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениям, так как с него легче начать исполнять движение.
  4. Темповые и метрические особенности. Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre — в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение -полный круг — на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andanteno.
  5. Метро-ритмические особенности. На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.

Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккордах. Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.

Музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных меду собой исполнительских компонентов.

Первый компонент — это способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Известно, что каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и сознания которого является метр и темп, что каждое танцевальное произведение всегда строго следует ритму музыкального произведения, а это во многом определяет динамику развития и характер сценического действия.

Поэтому, концертмейстеру необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца. Разумеется, вначале учащиеся должны хорошо освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером на 2/4 и 4/4, затем более сложные: на 3/4, 6/8 и т.д., постепенно переходя от медленных темпов к быстрым и к усилению динамики исполняемых упражнений, что будет способствовать воспитанию более чуткой, художественно верной связи музыки и танца.

Второй компонент музыкальности — это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему- мелодию, художественно воплощать ее в танце. Известно, что содержания каждого музыкального произведения распознается по теме- мелодии. которая способна своим выразительным звучанием передать самые различные образы и состояния, обладающие интонационными, ритмическими, динамически и тембровыми особенностями. Каждый танец стремится раскрыть тему музыкального произведения, определяя тем самым образ, характер и суть сценического действия. Следовательно, музыкальная тема должна восприниматься учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое.

Способность внимательно и верно чувствовать музыку, увлекаться ее содержанием необходимо воспитывать с первого года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят исполнительские приемы своих экзерсисов как у станка, так и на середине зала. Работу эту надо развивать и развиваться постепенно, но не вообще, а в самой теснейшей связи с освоением техники танца.

Умение слушать музыкальную тему во время сильнейшего физического и нервного напряжения свидетельствует об истинном мастерстве танцовщика. Прервать внутреннюю связь с музыкальной темой — значит уйти от осмысленного действия только в технику.

Уходя с урока, ученик должен отчетливо понимать не только хореографию, но и музыкальные темы, которые давали ему внутреннюю увлеченность, действительность (пусть даже самую малую) и тоже помогали развивать технику музыкального мастерства.

Третий компонент музыкальности- это умение учащихся внимательно вслушиваться в интонацию музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца. Словом, музыка и хореография должны стать для ученика единым объектом его внимания во всех отношениях.

Воспитание музыкальности не нуждается в какой-либо новой или особой системе. Необходимо только ежеурочно и неустанно прививать учащимся умение техники танца и творчески воспринимать содержание музыки как художественного компонента танца, как образный мир человеческой мечты, как высокую, как живое творческое начало, актерское вдохновение- значит, он не может или не готов стать истинным художником.

Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
  • Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
  • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
  • Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
  • Расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений — народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один — постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

Список используемой литературы

  1. Базарова Н. П., Мей В. П., Азбука класси ческого танца : учебное пособие / Ленинградское издание,1983.- 206с

2) Ваганова А. Я, Основы классического танца. 1934.-190с

      3) Нарская Т. Б, Классический танец: учебное методическое пособие /    ЧГАКИ. -Челябинск 2007.- 192с

Источник