Развитие мозжечка у ребенка и усложнение двигательной функции
Мозжечок (дословно «малый мозг») — отдел головного мозга, участвующая в координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, в регуляции вегетативных и поведенческих функций. | ФАКТ 1 Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е. |
реализуя их через всю структуру центральной нервной системы.
мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма:
- моторной,
- соматической,
- вегетативной,
- сенсорной,
- интегративной и т.д.
Мозжечок состоит из двух полушарий и имеет кору из серого вещества. В коре находятся клетки с многочисленными дендритами, получающие импульсы из многих источников, связанных с мышечной деятельностью: проприоцепторов сухожилий, суставов и мышц, а также от моторных центров коры. Поэтому мозжечок интегрирует информацию и координирует работу всех мышц, участвующих в движении или сохранении позы. Мозжечок абсолютно необходим для координации быстрых движений таких, как бег, набор текста на клавиатуре, разговор.
Мозжечок анатомически и функционально делится на архи-, палео-и неоцеребеллюм.
- Архицеребеллюм (древний мозжечок) — к нему относится флоккуломедулярная доля, имеет наиболее выраженные связи с вестибулярной системой, что объясняет значение мозжечка в регуляции равновесия.
- Палеоцеребеллюм (старый мозжечок) —состоит из участков червя мозжечка, пирамиды, языка, парафлоккулярного отдела и получает информацию преимущественно от про-приорецептивных систем мышц, сухожилий, надкостницы, оболочек суставов.
- Неоцеребеллюм (новый мозжечок) — включает в себя кору полушарий мозжечка и участки червя, он получает информацию от коры, преимущественно по лобно-мосто- мозжечковому пути, от зрительных и слуховых репетирующих систем. Это свидетельствует о его участии в анализе зрительных и слуховых сигналов и в организации соответствующих реакций.
Кора мозжечка создает условия для быстрой обработки информации
Эфферентные сигналы из мозжечка в спинной мозг регулируют силу мышечных сокращений, обеспечивают способности: длительного тонического сокращения мышцы, сохранять оптимальный тонус мышц в покое или при движениях, соразмерять произвольные движения с целью этого движения, быстрого перехода от сгибания конечностей к разгибанию и наоборот.
Влияние мозжечка на вегетативные функции :
Мозжечок оказывает нормализующее( угнетающее и стимулирующее) влияние на работу сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате двойственного влияния мозжечок стабилизирует, оптимизирует функции систем организма.
1. Сердечнососудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением , либо снижением этой реакции. Направленность реакции зависит от фона, на котором она вызывается. При раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается.
2. Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания. При этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на своей стороне снижение, а на противоположной — повышение тонуса дыхательных мышц.
3. Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более интенсивно, гипергликемическая реакция (увеличение количества глюкозы в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей возрастает и сохраняется дольше, чем в норме, ухудшается аппетит, наблюдается исхудание, замедляется заживление ран, волокна скелетных мышц подвергаются жировому перерождению.
Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма: моторной, соматической, вегетативной, сенсорной, интегративной и т. д. Однако эти функции мозжечок реализует через другие структуры центральной нервной системы.
Мозжечок выполняет функцию оптимизации отношений между различными отделами нервной системы, что реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения
Мозжечок играет первостепенную роль в регуляции позы и движений. Многие движения могут оптимально осуществляться только при участии мозжечка.
Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е. бессознательно.
На начальных этапах научения сохранения равновесия на Танцующем Стуле включаются элементы тренировки. Это может отвлекать, мешать сосредоточиться. В это время кора головного мозга управляет мозжечком, и необходимы определенные волевые усилия для реализации двигательных актов. Например, это имеет место при обучении езде на велосипеде, плаванию и т.д. После же выработки и закрепления двигательных актов мозжечок берет на себя функцию контроля соответствующих рефлексов. Поэтому балансировку на Танцующем Стуле можно легко совмещать с умственной работой и другими интерактивными занятиями и делами.
Мозжечок обеспечивает синергию сокращений разных мышц при сложных движениях. Например, при ходьбе, делая шаг, человек заносит вперед ногу, одновременно центр тяжести туловища мышцами спины переносится вперед.
мозжечок, получив информацию о готовящемся движении, корректирует программу подготовки этого движения в коре головного мозга и одновременно готовит тонус мускулатуры для реализации этого движения через спинной мозг.
Роль мозжечка
Мозжечок за счет влияния на сенсомоторную кору может изменять уровень тактильной, температурной, зрительной чувствительности.
Удаление мозжечка приводит к ослаблению силы процессов возбуждения и торможения, нарушению баланса между ними, развитию инертности. Выработка двигательных условных рефлексов после удаления мозжечка затрудняется, особенно в случаях формирования локальной, изолированной двигательной реакции. Точно также замедляется выработка пишевых условных рефлексов, увеличивается скрытый (латентный) период их проявления.
Мозжечок оказывает угнетающее и стимулирующее влияние на работу
- сердечно-сосудистой,
- дыхательной,
- пищеварительной и других систем организма.
В результате двойственного влияния мозжечок стабилизирует, оптимизирует функции систем организма.
Сердечно-сосудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением ответа, например, прессорные рефлексы, либо его снижением. Характер изменений зависит от фона, на котором они вызываются: при раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается.
Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания, при этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на соответствующей стороне снижение, а на противоположной —повышение тонуса дыхательных мышц.
Удаление или повреждение мозжечка приводит к уменьшению тонуса гладкой мускулатуры кишечника, из- за низкого тонуса этих мышц нарушается ход эвакуации содержимого желудка и кишечника. Нарушается также динамика секреции и всасывания в желудке и кишечнике.
Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более интенсивно, а гипергликемическая реакция (увеличение количества сахара в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей увеличивается и сохраняется более длительно, ухудшается аппетит, отмечается исхудание, заживление ран замедляется, волокна скелетных мышц подвергаются жировому перерождению. При повреждении мозжечка нарушается генеративная функция, что проявляется в нарушении последовательности родовой деятельности.
Мышечные сокращения, сосудистый тонус, обмен веществ, изменения чувствительности к раздражениям и т.д. реагируют на возбуждение или повреждение мозжечка также, как на это реагирует симпатическая система, т.е. при раздражении мозжечка происходит активация систем организма по типу симпатической реакции, а при повреждении его — превалируют противоположные по характеру эффекты.
Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма:
- моторной,
- соматической,
- вегетативной,
- сенсорной,
- интегративной и т.д.
Однако, эти функции мозжечок реализует через другие структуры центральной нервной системы.
Мозжечок выполняет функцию оптимизации взаимоотношений между различными отделами нервной системы. Это реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения, лабильности и т.д. После частичного повреждения мозжечка могут сохраняться все функции организма, но эти функции, порядок их реализации, количественное соответствие потребностям трофики организма нарушается.
Следовательно, основная функция мозжечка — адаптационно-трофическая.
Влияние мозжечка на вегетативные функции [ 2 ] . Мозжечок оказывает угнетающее и стимулирующее влияние на работу сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате двойственного влияния мозжечок стабилизирует, оптимизирует функции систем организма.
Сердечно-сосудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением (например, прессорные рефлексы), либо снижением этой реакции. Направленность реакции зависит от фона, на котором она вызывается. При раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается. Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания. При этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на своей стороне снижение, а на противоположной — повышение тонуса дыхательных мышц.
Удаление или повреждение мозжечка приводит к уменьшению тонуса мускулатуры кишечника, из-за низкого тонуса нарушается эвакуация содержимого желудка и кишечника. Нарушается также нормальная динамика секреции и всасывания в желудке и кишечнике.
Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более интенсивно, гипергликемическая реакция (увеличение количества глюкозы в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей возрастает и сохраняется дольше, чем в норме, ухудшается аппетит, наблюдается исхудание, замедляется заживление ран, волокна скелетных мышц подвергаются жировому перерождению.
При повреждении мозжечка нарушается генеративная функция, что проявляется в нарушении последовательности процессов родовой деятельности. При возбуждении или повреждении мозжечка мышечные сокращения, сосудистый тонус, обмен веществ и т. д. реагируют так же, как при активации или повреждении симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма: моторной, соматической, вегетативной, сенсорной, интегративной и т. д. Однако эти функции мозжечок реализует через другие структуры центральной нервной системы. Мозжечок выполняет функцию оптимизации отношений между различными отделами нервной системы, что реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения, лабильности и т. д. После частичного повреждения мозжечка могут сохраняться все функции организма, но сами функции, порядок их реализации, количественное соответствие потребностям трофики организма нарушаются.
Таким образом, мозжечок играет первостепенную роль в регуляции позы и движений. Многие движения могут оптимально осуществляться только при участии мозжечка. В то же время он не принадлежит к числу жизненно важных органов, поскольку у людей, рожденных без мозжечка, отсутствуют серьезные двигательные нарушения. Мозжечок состоит из двух полушарий и имеет кору из серого вещества. В коре находятся клетки с многочисленными дендритами, получающие импульсы из многих источников, связанных с мышечной деятельностью: проприоцепторов сухожилий, суставов и мышц, а также от моторных центров коры. Поэтому мозжечок интегрирует информацию и координирует работу всех мышц, участвующих в движении или сохранении позы. При повреждении мозжечка движения становятся резкими, а не плавными. Мозжечок абсолютно необходим для координации быстрых движений таких, как бег, набор текста на клавиатуре, разговор.
Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е. бессознательно. Однако на ранних этапах онтогенеза или научения они могут включать элементы тренировки. В это время кора управляет мозжечком, и необходимы определенные волевые усилия для реализации двигательных актов. Например, это имеет место при обучении езде на велосипеде, плаванию и т.д. После же выработки и закрепления двигательных актов мозжечок берет на себя функцию контроля соответствующих рефлексов.
Источник
Иногда случается так, что тренирующийся не может выполнить то или иное упражнение не потому, что не понимает технику, а потому, что в его организме произошли сбои. Например, перестал правильно работать мозжечок. В результате тренировка не удалась, фитнесмен не понял причины плохого самочувствия и слабого тонуса, списал все на погоду и другие внешние факторы. В статье поговорим о том, какую роль в организме человека играет мозжечок и какие упражнения помогут исправить нарушения в нем.
Мозжечок (малый мозг) — отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.
Умение балансировать — важный элемент в тренировке мозжечка
Особенности и функции
— мозжечок — мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем
— содержит большое количество нейронов
— отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи
— для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.
Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:
— регуляция равновесия
— мышечная память (моторное обучение) — адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными
— координация целенаправленных движений, позы
— регуляция мышечного тонуса
— программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)
— когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).
Такой небольшой, но такой важный орган…
Нарушения
Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.
У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:
— возникает сложность в стоянии на месте
— нарушается координация движений в целом
— действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными
— теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения
— нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций
— оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование
— появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений
— речь становится замедленной
— происходит резкое падение мышечного тонуса
— организм быстро утомляется
— развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).
У ребенка может болеть или кружиться голова во время прыжков на батуте или тошнить в транспорте
Упражнения для укрепления мозжечка
Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость. Они формируют у детей навыки освоения и управления своими действиями, ориентации в пространстве, умения быстро выполнять движения, развивать мышечную память и умственные способности.
Стимулируйте мозжечок развиваться на протяжении всей своей жизни: в детском, подростковом и взрослом возрастах.
Упражнения для детей:
1. Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.
2. Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.
3. Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.
4. Отбивание летящего мяча ракеткой.
5. Упражнения с оборудованием на bosu (резиновая полусфера).
6. Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.
Наверняка кто-то из вас замечал за собой, что вас укачивает в транспорте или вы «собираете» все углы в доме, списывая все это на свою неуклюжесть и плохой тонус. Все дело в слабом вестибулярном аппарате — знак, что пора укреплять мозжечок.
Дети обожают прыгать на сферах, драться роллами и прыгать на фитболах
Упражнение для взрослых:
Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то для вас подойдут любые упражнения, связанные с развитием равновесия и координации.
- Упражнения с bosu.
на перевернутой полусфере:
— отведение ног в стороны по очереди
— махи прямых ног назад по очереди
— поочередный подъем согнутых в колене ног
— удержания в одном из перечисленных выше упражнений (например, ласточка)
— стоя двумя ногами на сфере, наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
— сидя в положении «по-турецки» выполнять наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
— стоя на мягких коленях наклоны вниз
— приседания с отягощением и без.
на неперевернутой полусфере:
— те же самые упражнения.
Полусферы могут служить основой для огромного числа упражнений, особенно тем, у кого нет проблем с фантазией
- Фитбол, мячи.
— планка на одном/двух мячах
— отжимания стоя руками на мяче
— планка на двух фитболах
— подтягивание фитбола к животу и обратно из положения планки
— подкидывание мячей вверх по очереди и одновременно
— балансирование стоя на мяче одной ногой в позе ласточки
— подъем таза от фитбола/мяча (ягодичный мостик)
— приседания на одной ноге с упором второй на фитбол
— болгарские выпады на месте (упор ноги на фитбол)
— разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине на фитболе
— пуловер лежа на спине на фитболе.
Фитболы полезны и для растяжки
- Роллы.
— скручивания лежа спиной на роллах
— подъем ног лежа на спине (проработка нижнего пучка брюшного пресса)
— поочередный подъем ног вверх до 90 градусов лежа на спине
— разведение ног в стороны лежа на спине
— удержание равновесия лежа на спине (руки и ноги не касаются пола)
— ягодичный мостик, лежа на коврике на спине, с опорой ногами на ролл
— подъем таза с поочередным поднятием ног вверх с опорой на ролл.
Роллы прекрасно корректируют осанку
- Скамейка, гантели.
— выполняя тягу гантели к поясу (тренировка широчайших), опирайтесь не на скамью, а в упоре на полу на гантелю.
Есть вариант выполнения этого упражнения с гантелями и на скамье
- Стена.
Выберите свободную стену, определите точку, в которую будет бросать мяч (можете начертить ее мелом, чтобы не потерять), возьмите мяч и выполняйте приседания.
Приседая, кидайте мяч в стену в отмеченную точку, вставайте и ловите мяч.
Азартная игра, правда?
Для профилактики мозжечковой активности используйте любую возможность, чтобы тренировать затылочную часть. К примеру, в базовые упражнения включайте элементы на развитие ловкости, координации или равновесия.
Не болейте. Удачных вам тренировок.
Читайте также другие материалы по теме:
Топ-8 упражнений для тренировки красивых ягодиц
Представительницы женского пола приходят в зал, чтобы получить красивую и аппетитную попу. В материале мы собрали самые эффективные упражнения, которые подтянут ягодичные мышцы за несколько тренировок.
Имея упругую попу и умея приседать, можно выделывать и не такие трюки
Топ-10 упражнений для стройных бедер
Надоели бока, «ушки», «спасательные круги», вам хочется иметь стройные бедра? Это возможно, если в свою тренировку вы включите 10 полезных упражнений для бедер из материала ниже.
Делайте замеры раз в неделю, натощак, утром, голышом
Источник