Развитие мозжечка процессе роста ребенка
Программа мозжечковой стимуляции, заключается в выполнении упражнений на балансировочной доске Ф. Бильгоу под руководством специалиста или в домашних условиях.
Она позволяет значительно улучшить умственные и коммуникационные способности ребенка, укрепить здоровье, развить память и логическое мышление. Данный метод получил распространение при работе с детьми, страдающими синдромом гиперактивности, аутизмом, нарушениями моторики и координации движений, а также имеющими проблемы с обучением, коммуникацией и выражениями эмоции.
Что такое мозжечок?
Мозжечок представляет собой задний отдел головного мозга, располагающийся сзади и снизу варолиева моста и продолговатого мозга. Его условно делят на 3 части, включающие среднюю долю (червячок) и 2 полушария. Кору мозжечка формирует серое вещество, которое формирует множественные изгибы и складки. Внутреннее белое вещество образовано отростками нейронов.
Связь мозжечка с другими отделами мозга осуществляется за счет парных ножек:
- нижние ножки служат для связи со спинным и продолговатым мозгом;
- средние ножки соединяют мозжечок с варолиевым мостом;
- верхние ножки связывают мозжечок со средним мозгом и таламусом.
Свои основные функции мозжечок осуществляет, передавая импульсы через двигательные нейроны спинного мозга, а также через красное ядро среднего мозга и нервные ядра продолговатого мозга.
Функции мозжечкового отдела головного мозга
Долгое время считалось, что функцией мозжечка является участие в следующих процессах:
- координация движений;
- сохранение равновесия тела;
- удерживание тела в статическом положении;
- упорядочение мышечного тонуса;
- движения глаз;
- управление вегетативными функциями;
- изучение действий, требующих многократных повторений и мелкой моторики.
Но исследования ученых, проведенные в последнее десятилетие, подтвердили гипотезу о том, что мозжечок принимает активное участие в творческих процессах, развитии речевого аппарата и формировании сложных поведенческих навыков.
Ученые также находят подтверждения, что его функция связана с развитием интеллекта и формирования новых нейронных связей. Это доказывается влиянием мозжечка на мозговые структуры, участвующие в выработке дофамина.
При нарушениях в работе мозжечка наблюдаются следующие патологические изменения:
- атония, выраженная в чрезмерном ослаблении тонуса мышц;
- астения, проявляющаяся быстрой утомляемостью и психическими расстройствами;
- астазия, при которой утрачивается способность к длительному и сильному сокращению скелетной мускулатуры;
- трудности с произношением слов;
- нарушение координации движений.
По мере формирования в коре мозга новых нейронных связей под влиянием условных рефлексов, данные симптомы ослабевают. Однако полного восстановления нарушенных функций не происходит. При травмах или стимуляции мозжечка физическими и химическими раздражителями происходят изменения в работе висцеральных органов.
Они выражаются в следующих рефлексах:
- расширение зрачков;
- нарушение работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;
- увеличение артериального давления.
Так как в мозжечке находится слуховая зона, то у многих пациентов происходило резкое снижение слуха или возникали проблемы с идентификацией звуков.
Зачем детям мозжечковая стимуляция?
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях для детей позволяют повысить уровень пластичности мозга) учит орган обработке информации, которая поступает от всех систем чувств.
Данный метод улучшает:
- развитие устной речи;
- овладение техникой чтения и письма рукой;
- способность к концентрации внимания;
- память;
- способность к обработке информации;
- математические способности;
- логическое мышление;
- навыки планирования;
- умение адекватно выражать свои эмоции.
Мозжечковая стимуляция способствует повышению успеваемости в школе и дошкольных учреждениях. Благодаря данному методу усиливается эффективность занятий у детей, проходящих курсы терапии у логопедов, психотерапевтов, дефектологов и других специалистов, занимающихся коррекцией поведенческих, коммуникационных и эмоционально-волевых навыков.
Упражнения, выполняемые в домашних условиях для мозжечковой стимуляции у детей, положительно влияют на:
- взаимоотношения в семье;
- общее состояние здоровья ребенка и его физическую форму;
- осанку;
- психоэмоциональное состояние;
- социальную адаптацию ребенка в коллективе.
Данные упражнения показаны, как для здоровых детей, так и для тех, кто имеет функциональные нарушения деятельности головного мозга.
Принципы программы Ф. Бильгоу
Программа мозжечковой стимуляции разработана в 60-е годы прошлого столетия американским педагогом Фрэнком Бильгоу. В ее основу заложена система умственных и физических упражнений, выполняемых на балансировочной доске. То есть, ребенок делает задания, которые ему дает инструктор, при этом балансируя и пытаясь сохранять равновесие.
Первые уроки обязательно должны проходить под руководством специалиста, так как он подбирает комплекс упражнений и определяет интенсивность нагрузки, учитывая уровень развития, возраст и состояние здоровья пациента.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях без соответствующей подготовки детей и наличия знаний у родителей могут привести к обратному результату или снизить эффективность занятий) в программу дополнительно включает упражнения на фитболе, батуте и некоторых других гимнастических снарядах.
Хорошие результаты дают занятия в специальных очках, через которые ребенок видит все предметы в перевернутом виде.
Курс Бильгоу рассчитан таким образом, чтобы дети постепенно переходили от простых занятий к сложным. При этом используется система поощрений, усиливающая мотивацию пациента и делающая занятия увлекательными. Также во время урока ребенок не чувствует эмоционального давления, и у него нет страха ошибки или осуждения.
Показания для занятий
Методика дает положительные результаты при конкретных заболеваниях.
К ним относятся:
- синдром гиперактивности и недостатка внимания;
- сколиоз;
- расстройства устной речи;
- функциональные нарушения вестибулярного аппарата;
- дисграфия, проявляющаяся стойким повторением определенных ошибок в процессе письма, вызванных нарушением психических функций;
- дислексия, характеризующаяся трудностями в чтении при отсутствии проблем с обучением в других сферах;
- диспраксия, при которой ребенку очень сложно планировать и повторять ежедневные действия;
- аутизм;
- задержка психоречевого развития;
- минимальные мозговые и церебральные дисфункции.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях позволяют значительно уменьшить частоту заикания у детей) подходит любому ребенку, имеющему проблемы с обучением и усвоением определенной информации.
Задачи педагога-психолога в организации специальной зарядки
Основными задачами педагога-психолога при использовании метода мозжечковой стимуляции являются:
- обеспечение безопасности ребенка;
- правильный подбор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
- выбор и поддержание определенного темпа закрепления навыков;
- выработка у ребенка навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми;
- повышение самооценки ребенка.
Занятия должны проходить в легкой игровой форме, при которой ребенок чувствует себя комфортно и не боится совершить ошибку.
Оборудование для упражнений
Основным оборудованием для мозжечковой стимуляции является балансировочная доска Бильгоу. Она представляет собой деревянную гладкую доску, установленную на 2 полусферические опоры, которые способны менять угол наклона приспособления от 0 до 50°. На доску нанесена определенная разметка, используемая для указания местоположения ребенка.
Средства мозжечковой стимуляции
После того, как дети овладевают навыками удержания равновесия и балансировки на доске, им предлагают выполнить несложные упражнения с помощью дополнительного инвентаря:
- разновесные мешочки, различающиеся также по цвету, наполнителю и размеру;
- планка, разделенная на цветные отрезки;
- мяч, закрепленный на резинке в виде маятника;
- доска обратной связи, разделенная на 9 секторов с соответствующими цифрами;
- набор резиновых мячиков.
Производители тренажеров Бильгоу предлагают различную комплектацию дополнительного оборудования. Поэтому перед его приобретением стоит посоветоваться со специалистом.
Если родители не имеют материальной возможности купить балансировочную доску и дополнительные аксессуары, то педагоги советуют начать выполнять упражнения на фитболе. Учась легко балансировать и выполнять определенные задания на большом мяче, ребенок развивает координацию движений и равновесие, что ведет к стимуляции мозжечка.
Продолжительность и регулярность занятий
Специалисты считают, что целесообразно начинать заниматься по системе Бильгоу с ребенком в возрасте 3-4 лет.
Продолжительность 1 курса составляет 10 занятий, проводимых от 2 до 3 раз в неделю. В зависимости от возраста ребенка урок длится 20-30 минут.
В методике нет четких ограничений, в какое время дня следует проводить занятия. Обычно специалист после предварительного осмотра и беседы оценивает биоритмы ребенка и выбирает часы, когда продуктивность малыша достигает максимума.
Рекомендуемые упражнения для детей на стимуляцию мозжечковой деятельности в домашних условиях
Первый курс по системе Бильгоу дети обязательно должны пройти под руководством квалифицированного педагога. На этих уроках ребенок учится самостоятельно вставать и сходить с балансировочной доски без посторонней помощи, выполнять на ней серию простых упражнений с предметами, а также проговаривать свои действия.
Далее родители могут пройти инструктаж и получить разрешение на занятия с ребенком дома. Однако при этом необходим периодический контроль со стороны инструктора, который даст возможность оценить полученные результаты, и выявить ошибки в обучении.
Мозжечковая стимуляция (упражнения в домашних условиях включают в себя серию заданий) выполняется на балансировочной доске от 3 до 10 раз:
- подбрасывание большого мяча;
- отбивание большого мяча от пола;
- подбрасывание маленького резинового мяча;
- перебрасывание маленького мяча с одной руки в другую;
- отбивание маленького мяча;
- перебрасывание маленького мяча между родителем и ребенком;
- подбрасывание мешочков, наполненных шариками и песком;
- перебрасывание различных мешочков между взрослым и ребенком;
- набрасывание колец на специальное устройство (кольцеброс);
- мини боулинг с использованием мячей и мешочков различных размеров.
Далее можно просить ребенка проговаривать свои действия, называть слова по слогам и буквам.
Не стоит самостоятельно делать с детьми упражнения с использованием целевого стенда. Не осознавая трудность задания для ребенка, и не зная, как адекватно реагировать на ошибки, родители могут неосознанно понизить самооценку ребенка и вызвать у него нежелание заниматься дальше.
Длительность домашнего занятия не должна превышать 20 минут. Если родитель замечает, что ребенку становится скучно или он начинает капризничать, то стоит прервать занятие и попросить малыша рассказать о причине недовольства.
Возможно, ему сложно длительное время удерживать вертикальное положение и балансировать на тренажере. Но иногда отсутствие интереса кроется в ошибках, допускаемых взрослыми. В этом случае необходима консультация специалиста.
Результаты занятий
У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:
- усиление концентрации внимания;
- улучшение памяти;
- развитие интеллектуальных способностей;
- синхронизация двигательных и умственных способностей;
- улучшение мелкой моторики;
- повышение уровня социальной адаптации;
- развитие воображения и пространственного восприятия окружающего мира.
Специалисты, занимающиеся коррекцией речи, поведения, моторно-двигательных и других функций ребенка, отмечают повышение эффективности занятий при включении в процесс обучения методики Ф. Бильгоу.
Советы родителям
Главным условием, которое обеспечит результативность метода Ф. Бильгоу, является желание самого ребенка. То есть, сам процесс обучения должны доставлять ему удовольствие.
Поэтому родители должны придерживаться следующих правил проведения занятий:
- не придерживаться жесткого графика и времени выполнения упражнений, если ребенок в этот момент не находится в ресурсном состоянии (усталость, нервозность, повышенная раздражимость или апатия);
- не проводить занятия, когда ребенок голоден, а также в течение 1-1.5 часов после еды;
- отменить уроки на период болезни;
- не заниматься с детьми, находясь в состоянии раздражения или усталости.
Родителям следует экспериментальным путем выяснить, в какое время у ребенка происходит наилучшее усвоение информации, и использовать его для последующих занятий.
Важным фактором является согласованность действий обоих родителей. Это означает, что они должны придерживаться единой схемы обучения и системы оценивания действий малыша. Таким образом, у ребенка не будут возникать противоречия, которые могут обнулить результаты занятий. Также стоит обеспечить комфортные условия на прохождения обучения.
Для этого стоит предварительно:
- убрать в помещении;
- проветрить комнату;
- обеспечить оптимальное освещение, отсутствие посторонних отвлекающих звуков и запахов;
- удалить из комнаты домашних животных и других детей;
- надеть на ребенка удобную одежду, которая не сковывает движения и позволяет беспрепятственно совершать различные физические действия;
- выключить все гаджеты, способные отвлечь внимание ребенка во время занятий.
В процессе урока следует хвалить ребенка за каждое выполненное упражнение или за старание его выполнить. Специалисты советуют придумать систему поощрений. В качестве подарков не обязательно должны выступать дорогие предметы или сладости.
Это могут быть:
- походы в определенные места, которые любит посещать ребенок;
- совместные подвижные или настольные игры, просмотр мультфильмов;
- чтение книг или сочинение историй.
Процесс обучения должен быть связан у ребенка с радостью, а не входить в список обязательств.
Где купить оборудование для дома, цены
Некоторые крупные развивающие детские центры используют тренажеры для мозжечковой стимуляции и комплекты дополнительного инвентаря, изготовленные по собственным эскизам и разработкам.
Но родители, которые желают заниматься со своими детьми дома, могут заказать данное оборудование в интернет магазинах, осуществляющих доставку не только в крупные города, но в большинство регионов России и даже бывшие страны СНГ.
Средняя стоимость оборудования для занятий по методике Ф. Бильгоу составляет:
Оборудование для мозжечковой стимуляции | Стоимость |
Балансировочная доска Баламетрикс | 2990-4000 руб. |
Комплект Мини | 9500 руб. |
Комплект Макси | 17500 руб. |
Комплект Стандарт | 15500 руб. |
Комплект Оптима | 12500 руб. |
Мишень напольная с цифрами | 1950 руб. |
Кинезилогические мячи 4 шт. | 1200 руб. |
Наборы кинезилогических мешочков с разными наполнителями | 450-730 руб. |
Набор мячей разного диаметра с фиксаторами на одежде 4 шт. | 750 руб. |
Комплект, состоящий из мяча-маятника и планки с цифрами | 1900 руб. |
Стойка с мишенями | 2200 руб. |
К каждому комплекту и тренажеру для упражнений по мозжечковой стимуляции, которые можно делать в домашних условиях, прилагается подробная инструкция с перечнем рекомендуемых заданий. Однако не следует применять данное оборудование, не пройдя консультацию и не получив подробный инструктаж у специалиста.
Видео о мозжечковой стимуляции
Занятия по мозжечковой стимуляции:
Источник
Это я убеждаю себя в необходимости купить детям батут и бревен накидать на детской площадке в деревне..
Статья полностью тут — https://www.ppacademy.ru/wp-content/uploads/2015/10/016.pdf
«… Мозжечок (от лат. «cerebellum» — малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус.…Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие [3,15,16,17,22,23]:
— в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;
— в регуляции поведения, эмоций и внимания;
— в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;
— в обеспечении сенсо-моторных и рече-двигательных координаций;
— в формировании схемы тела;
— в моторном планировании, в том числе, в планировании временем движения.
…Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова в результате ней-
ропсихологического исследования больных с мозжечковым инфарктом
убедительно доказали участие мозжечка [3]:
— в динамической интегративной организации психической деятельности (внимание, счет, динамические составляющие речи, динамический праксис, объем текущего запоминания, память на прошлые знания);
— в обеспечении пространственных функций (актуализация зрительных представлений; реализация структурно-топологических, метрических, проекционных и координатных параметров пространственной организации);
— в осуществлении контроля и программирования психических процессов (при дефиците контроля отмечались контаминации и конфабуляции, при актуализации следов памяти; при дефиците программирования — нарушения реализации психического акта в двигательной, мнестической и
интеллектуальной сферах).
Далее Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова выдвинулипредположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие [3].
Работа Ю.В. Зуевой, Н.К. Корсаковой и Л.А.Калашниковой согласуется с исследованиями H. Leiner, A. Leiner, R. Dow [17], S. Paradiso, N.C. Andreasen, D.S. Leary [20], D.D. White [26] и др., рассматривавшими развитие мозжечка в филогенетическом контексте появления вербальных коммуникаций и социально опосредованной деятельности мозга.
Исследования при помощи позитронной эмиссионной томографии продемонстрировали повышение метаболизма, скорости кровотока и функциональной активности мозжечка в процессе различных когнитивных нагрузок (чтение, подбор смысловых глаголов к существительным, активация рабочей памяти, счет «про себя», мысленная имитация игры в теннис, речь вслух или «про себя»), что подтверждает его участие в процессе обучения [3].
Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости; снижению памяти и внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии и сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия)расстройствам, что, несомненно, приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации [3].
Известны исследования J. Schmahmann [21, 22, 23], S.R. Snider [24],D.R. Weinberger, J.E. Kleinman, D.J. Luchins [25] и др., показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности.
К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунные болезни [9], опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д. [3]…… мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями.
Мозжечковая стимуляция включает в себя:
— развитие крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма;
— овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения;
— формирование умения дифференциации качества движений (быстрые-медленные, сильные-слабые, мягкие-жесткие и т.д.);
— мысленного представления (!) деятельности с воображаемыми предметами.
Интересный факт. В своем время Б.Н. Клоссовский экспериментально доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых мозжечковой стимуляции, увеличивается от 22,8% до 35% по сравнению с контрольной группой [5].
К средствам мозжечковой стимуляции можно отнести:
— прибор «Постурограф», созданный для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства;
— балансирная доска Ф. Билго, направленная на развитие координации, навыка балансирования и ловкости (Learning Breakthrough («прорыв в обучении»);
— интерактивная платформа Wii Fit, содержащая четыре категории упражнений: аэробика, физические упражнения, йога и игры, улучшающие баланс тела;
— комплект оборудования «Тренажерно-информационная система», включающая устройство для развития вестибулярного аппарата (вестибулярная платформа).
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве [11]:
— по вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка);
— по горизонтали (прыжки на фитнес мячах, перемещения на роликах, велосипедах и самокатах);
— вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски);
— вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора);
— маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак);
— уменьшение чувства гравитации, или частичная «невесомость»(плавание, прыжки на батуте и фитнес мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям).
Интересно отметить, что дети сами выбирают наиболее предпочтительные для себя вестибулярные упражнения: кто-то любит кататься на качелях, кто-то — прыгать на кровати, а кто-то — кружиться или нырять.
У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса[4].
Однако если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение), страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию [11].
Приведем примеры упражнений для мозжечковой стимуляции из собственного опыта работы с детьми в психологическом центре «Тверские дети»: прыжки на батуте, прыжки на фитнесмячах, катание на качалках, вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя), удержание равновесия на балансировочных подушках, удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе, прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную); прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную), прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и др.
…
Список литературы
1. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.: Рус- ская медицина, 1884. 30с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.
3. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: https://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
4. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111- 133.
5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с
….
Источник